«Феномен русского Жюля Верна»:
главные предсказания писателя Александра Беляева
Феномен Александра Беляева до сих пор остается загадкой. Как ему удавалось с такой точностью предсказывать будущее? Было ли это просто гениальное предвидение или он обладал какими-то особыми знаниями? Беляев был не просто писателем-фантастом, он был настоящим провидцем, который сумел увидеть будущее задолго до его наступления.
Александра Беляева часто называют "русским Жюль Верном". И неспроста. Его фантастические романы не просто увлекают читателей, но и поражают своей провидческой точностью. Беляев будто заглядывал в будущее, предсказывая изобретения и события, которые еще только должны были произойти. В его прозе фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с её сенсационными открытиями. Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии.
В 30-х годах, когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции.
Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики.
Биография
Родился будущий фантаст 16 марта 1884 года в древнем городе Смоленске. Отец, Роман Петрович, православный священник, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери, человек недюжинного ума и высоких нравственных качеств. Мама, Наталья Федоровна, набожная и добрая женщина.
Александр с детства был натурой творческой. Учился играть на музыкальных инструментах, рисовал, занимался фотографией, изучал редкие языки, в том числе, эсперанто. Однако, главным увлечением мальчика было чтение. Александр читал дни напролет приключенческую литературу. Романтика приключений влекла мальчика: он лазал по деревьям, забирался в самые недоступные места. В подростковом возрасте Саша стал неистово мечтать о небе. Миф об Икаре, а также о его многочисленных подражателях, настолько заворожил Александра, что тот решил во что бы то ни стало ощутить всю прелесть полета. Сначала Саша прыгнул с крыши сарая, привязав к рукам веники: обошлось. Затем он столь же успешно спрыгнул с крыши с большим зонтом. Третий прыжок должен был стать самым впечатляющим. Мальчик изготовил самодельный парашют из простыни и, забравшись на крышу, шагнул вниз. Увы, на этот раз удача подвела Александра. Беляев приземлился неудачно, прямо на спину. Травма стала роковой, оказала влияние на его взрослую жизнь. С 30-летнего возраста писатель испытывал сильнейшие боли в спине, из-за которых он был практически парализован и месяцами не вставал с постели.
Отец Александра Роман Петрович Беляев мечтал, чтобы сын стал священником. В 1895 году Александр по настоянию отца поступил в Смоленскую духовную семинарию. После окончания семинарии, он уехал в Ярославль и подал документы в Демидовский юридический лицей, и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой.
В Ярославле Александр проучился до января 1905 года. Лицей ему закончить не удалось: в стране началась всероссийская забастовка студентов и власти временно отменили все занятия. Вернувшись в Смоленск, Беляев узнал, что отец смертельно болен. 27 марта 1905 года Роман Петрович скончался. Смерть отца, который весьма прилично зарабатывал, сильно ударила по финансовому состоянию семьи. Александр, чтобы прокормить себя и мать, начинает работать репетитором, играет на скрипке в цирке. Небольшие деньги дают за статьи о музыке в смоленских газетах. В 1906 году Демидовский лицей снова распахнул свои двери для студентов. Александр едет в Ярославль, чтобы продолжить занятия.
В 1909 году Беляев окончил лицей и вернулся в родной Смоленск. Здесь Александр Романович работает помощником присяжного поверенного (так в Российской империи называли адвокатов). В июне 1914 года Беляев сам становится присяжным поверенным, быстро приобретя репутацию одного из лучших юристов города. Помимо юридической практики, Александр Романович активно занимается журналистикой.
В 1913 году Беляев отправился в поездку по Европе. Это путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты.
В 1915 году впервые со всей ошеломительной громкостью дала себя знать травма, полученная в детстве во время рокового прыжка с парашютом из простыни. У Беляева был обнаружен туберкулез позвонков, спровоцировавший паралич ног. Это был тяжелейший удар по 31-летнему блестящему юристу и журналисту. Беляев оказывается на шесть лет прикованным к постели, причем три года он лежал в гипсе практически неподвижно. В 1917 году произошла революция, а вскоре в стране началась Гражданская война. Положение Беляева было отчаянным – парализованный, со старенькой мамой, тратящий последние накопления в стремительно разваливающейся стране. Тем не менее, Александр Романович не теряет веры в лучшее. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки. Постепенно одна большая мысль начинает завладевать его разумом - стать профессиональным писателем, сочинять романы. 1921 год, принес Беляеву новое горе. От голода умерла мать будущего писателя. Перед смертью эта женщина, отдававшая сыну последнюю корку хлеба, сказала сыну: "Не сдавайся". И он не сдался.
Врачи изготовили ему уникальный целлулоидный корсет. Александр Романович, многие годы скованный гипсом, получает возможность двигаться. Это была победа!
Литературная деятельность
В 1923 году Беляев перебирается из Ялты в Москву. В это время он начинает активно писать и публиковать в журналах свои рассказы. Произведения писателя одно за другим выходят в журналах "Знание-сила", "Вокруг Света", "Всемирный следопыт". Важнейшим моментом в творческой карьере Беляева
стала публикация в 1925 году, когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля» (переработан в одноимённый роман в 1937 году). Дебютное произведение Александра Беляева, было написано, в первую очередь, по личному опыту автора. Александру Романовичу случилось три года провести на больничной койке в гипсе - из-за туберкулёза позвоночника; своего тела в этот период он почти не ощущал. Тогда-то у него и появилась идея написать о том, как бы чувствовала себя голова без тела. Позже будущему писателю попалась статья об опытах французского физиолога Шарля Броун-Секара по оживлению собачьей головы - правда, неудачных. Так идея о существовании головы без тела оформилась в сюжет. И в самых щемящих фрагментах романа - монологах профессора Доуэля, в которых он тоскует по оставленному телу, - явно чувствуется пережитое автором.
Врачебным экспериментам посвящено не одно произведение Беляева. Медицина его явно завораживала, и объяснение тому можно найти в его биографии. Беляев обладал слабым здоровьем и часто имел дело с врачами, так что с тонкостями их работы был знаком не понаслышке.
Психотропное оружие и беспилотники
В 1926 году выходит роман Александра Беляева «Властелин мира», в котором он предсказывает появление беспилотных летательных аппаратов, которые сегодня стали неотъемлемой частью военной техники. А его описание устройства для передачи мыслей на расстоянии по радиоволнам наводит на мысль о психотропном оружии. Первые удачные испытания беспилотных самолётов прошли в Великобритании только десять лет спустя, после выхода беляевского «пророчества», а о психотропном оружие, как реально уже существующем, отдельные слухи поползли лишь в конце прошлого века. Однако до сих пор неясно, имеется ли оно на вооружении той или иной страны, хотя сегодня уже никто не сомневается, что такое вполне возможно.
Бермудский треугольник
В романе "Остров погибших кораблей" (1926 год), Беляев одним из первых описал аномальные явления, происходящие в Бермудском треугольнике. Задолго до того, как эта зона получила широкую известность, писатель предположил, что там существует некая особая область, по соседству с Саргассовом морем опасная для мореплавания. Так зародился сюжет романа.
Амфибия, акваланг, трансплантация органов
Одним из самых ярких примеров провидческого таланта Беляева является знаменитый его роман "Человек-амфибия" (1928 год), в котором писатель предвидел изобретение искусственного лёгкого и акваланга с открытой системой дыхания на сжатом воздухе, изобретённые в 1943 году французом Жак-Ив Кусто. А образ Ихтиандра – человека, способного жить как в воде, так и на суше – и вовсе опередил свое время на десятилетия. В романе гениальный врач вносит необратимые изменения в организм человека: профессор Сальватор исцеляет смертельно больного ребёнка, пересадив ему жабры молодой акулы. Трансплантация органов не просто спасает жизнь человека, но помогает его усовершенствовать, чтобы он мог осваивать иные пространства для жизни. Принцип «человека-амфибии» лёг в основу приборов со сложным названием, которые обычно именуют «искусственными лёгкими», и применяются при хирургических операциях.
Пластическая хирургия и расовая дискриминация
Предвидел Беляев и возможность менять свою внешность роман «Человек, потерявший лицо», (1929 год), при этом, в отличие от предвидения современных пластических операций, фантаст идёт куда глубже и дальше, скорее, затрагивая генную инженерию, чем изменение внешности под воздействием скальпеля.
Роман посвящён успехам наук, которые во времена Беляева ещё толком не оформились, - генетики и эндокринологии. Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации.
Главному герою романа, уродливому комику Тони Престо, благодаря некой загадочной терапии удаётся вернуть себе тот облик, который был бы у него, не страдай он от наследственной болезни. Даже сейчас подобные чудеса с геномом человека можно проделывать лишь на теоретическом уровне, но в недалёком будущем внесение «правок» в ДНК человека может стать такой же рядовой процедурой, как сейчас - пересадка почки или даже удаление аппендикса. Лечение, которое описывает Беляев, больше всего похоже на заместительную гормональную терапию, начавшую бурно развиваться лишь во второй половине ХХ века. Первые гормональные препараты появились в арсенале врачей в 1950-е годы.
Прозорливость данного произведения, в этических проблемах, с которыми непременно столкнётся человек, попытавшийся искусственно, а не духовно, изменить то, что дано ему Богом.
Загрязнение атмосферы
Идея романа «Продавец воздуха» (1929 год) рождается вроде бы случайно: во время поездки в Крым по случаю своей болезни Беляев встречает в поезде семью, которая пострадала в результате техногенной аварии на одном из предприятий Кузбасса и теперь ехала на юг для поправки здоровья - реабилитации. Но писатель за этим вроде бы случайным эпизодом тут же усматривает надвигающуюся экологическую катастрофу, когда окружающая среда станет до безобразия загрязнена промышленным выбросами, а чистый воздух превратится в товар, доступный только богатым людям. Изменения климата, описанные в романе, в реальности стали результатом бесконтрольного выброса в атмосферу парниковых газов. В романе "Продавец воздуха" Беляев рисует мрачную картину будущего, где воздух превратился в ценный товар из-за катастрофического загрязнения окружающей среды. Эта антиутопия, написанная в 1929 году, сегодня звучит как зловещее предупреждение. Думается, сегодня ни для кого не секрет, что мы именно к такому печальному сценарию развития цивилизации и двигаемся, и если ничего в ближайшем будущем не изменится, то в крупных городах (в первую очередь, именно в мегаполисах) чистый воздух уже вскоре будет продаваться также, как, скажем, сегодня продаётся чистая вода. Это может показаться немного фантастичным и даже смешным, однако в 90-е годы прошлого века над предпринимателем В. Довганем смеялись, когда он начинал свой «водный бизнес» в России, а сегодня чистую воду на розлив продают практически в каждом магазине. Воздух в банках - популярный сувенир. А вот в Пекине благодаря смогу уже реальный товар: миллионер Чэнь Гуанбяо в 2013 году продал 8 миллионов банок за 10 дней
Орбитальная станции
В 1936 году, задолго до запуска первых спутников, Беляев в романе "Звезда КЭЦ" описал орбитальную станцию, вращающуюся вокруг Земли. Он предсказал не только сам факт существования таких станций, но и многие детали их устройства. Причиной появления романа стала дружба двух неисправимых фантазёров - писателя-фантаста и учёного Константина Эдуардовича Циолковского (КЭЦ - это инициалы советского исследователя космоса. А сам роман - о запуске орбитальной станции, выходе астронавтов в открытый космос, полете на Луну). Эти два мечтателя обогнали своё время, причём значительно обогнали, поскольку первая орбитальная станция Земли «Салют» появится только в 1973 году, а на Луну, надо полагать, не летал ещё никто (американская лунная миссия «Аполлон» слишком уж похожа на авантюру) до сих пор. Станция «Звезда КЭЦ» функционирует на солнечной энергии, в пищу её обитатели употребляют растения, выращенные в собственной оранжерее, а астероиды становятся источниками полезных ископаемых. Учёные на «КЭЦ» занимаются теми же исследованиями, что и современные космонавты: астрономическими, биологическими, медицинскими. Одна из проблем, которую пытаются решить герои, -изменения в организме человека и животных под влиянием постоянной невесомости. Помимо этого, в романе описан выход в открытый космос, а подъём к станции с поверхности Земли на ракете сопряжён с перегрузками. Совершенно не верится, что книга была написана ещё до Второй мировой войны, когда космической техники не было и в проекте.
Покорение космоса
Покорению космоса был посвящён и более ранний роман Александра Романовича - «Прыжок в ничто» (1933). Фантазии на тему межпланетного полёта соседствуют здесь с сатирой на капиталистические реалии. Двадцать
«избранных» капиталистов вместе со своими слугами, «низшим классом», спасаясь от мировой революции, улетают в космос далеко за пределы Солнечной системы. Все планы по покорению дальних планет ломает авария в оранжерее, где выращивали еду. Приходится возвращаться к Солнцу - но не на Землю, где успела победить мировая революция (прошло уже немало земных лет), а на Венеру. И тут происходит неожиданный сюжетный поворот: экипаж корабля оказывается законспирированными коммунистами. Забрав с собой пролетариев и «перевоспитавшихся» капиталистов, корабль радостно возвращается на родную планету, оставив самых упёртых империалистов на Венере, мало приспособленной для жизни.
Роман, интересен не столько сюжетом, сколько описаниями космического быта и подготовки к полёту. Как и космонавты будущих лет, герои «Прыжка в ничто» проходят тренировки в специальной лаборатории, где их испытывают перегрузками и невесомостью. Космические приключения в творчестве Беляева - закономерное продолжение одного из его любимых мысленных экспериментов с невесомостью.
В рассказе 1927 года «Над бездной» он описывает открытие профессора Вагнера: тот научился контролировать силу тяжести и едва не погубил планету, «отключив» гравитацию.
В 1941 году Беляев написал одно из самых пронзительных своих произведений, воплотив в нём детскую мечту - умение летать (роман «Ариэль»). В романе он описал человека, умеющего летать, который в конце концов улетает в небо. Исследователи творчества русского фантаста сходяться во мнении, что книга получилась биографической и пророческой, в ней писатель предсказывает свою кончину и в то же время показывает, как улетает из этого мира, подобно Ариэлю. Роман был напечатан за 8 дней до войны.
Последнее предсказание писателя
Беляев предсказал не только события мирового масштаба, но и свою собственную смерть. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться он ответил отказом. Александр Романович в это время был полулежачим больным, вставал только, чтобы умыться и поесть. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы Александр Беляев с семьёй, был оккупирован фашистами в сентябре 1941 года.
Умер Александр Беляев в январе 1942 года, умер практически от голода, и был погребён в общей могиле вместе с тысячами таких же несчастных ленинградцев. Когда в Ленинград после окончания войны вернулась жена писателя, она нашла в квартире очки мужа с прикрепленной на них запиской:
«Не ищи моих следов на Земле, я жду тебя на Небесах. Твой вечный Ариэль» … Смерть его также загадочна, как и его произведения.
Впоследствии на Казанском кладбище в Пушкине была установлена памятная стела. Но могилы Беляева под ней нет.
Послесловие
Александр Беляев переносит нас в будущее. Спустя годы оно делается явью на наших глазах. Но значит ли это, что его книги устарели, что их не интересно читать сейчас? Безусловно нет. Это богатый пласт, который, прежде всего, оказывает воздействие на формирование мировоззрения молодых людей. Возможно, опираясь на книги таких писателей-фантастов, которые старались предсказать будущее, появятся новые фантасты, которые помогут людям пойти дальше по пути построения социально справедливого общества и бескризисного развития. Александра Беляева называли отечественным Жюлем Верном, но, несмотря на это, он был и остаётся писателем самобытным, оригинальным, по большому счёту, ни на кого непохожим, за что на протяжении десятилетий по-прежнему любим многими поколениями читателей. Писатель, который умел писать о жизни и свете даже в те моменты, когда смерть и тьма окружали его.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.