Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения.
Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения. У первоклассников проверяется:
сформировался ли способ чтения по слогам;
насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.
Требования к чтению
В 1 полугодии первого класса технику чтения можно не проверять.
На конец 2 полугодия у ребенка должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов.
Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах
1 класс
1 полугодие: 25 - 30 слов в минуту
2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.
3 четверть: меньше 20 слов "2", 20-25 слов "3", 26-35 слов "4", больше 40 слов "5". 4 четверть: меньше 25слов "2", 30 - 35 слов "3", 35-40 слов "4", больше 45 слов "5".
Тексты для проверки техники чтения в 1 классе
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
К. Ушинский (38 слов)
Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:1. Куда пошли дети?2. Кто живет в роще?3. Зачем ручей в роще, что он делал?
Количество прочитанных слов – не единственный показатель техники чтения. Учитель также обратит внимание на правильность произношения слов/ошибки, читает ученик простые слова целиком или по слогам, делает ли паузы в конце предложения, выделяет ли интонацией знаки препинания.
Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Жужжащее чтение.
Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса течение 5 минут.
Чтение перед сном.
Многократное чтение текста.
Ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По
истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
Чтение наоборот.
Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
Вершки да корешки.
Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
Чтение «вверх ногами».
Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Проверка техники чтения
ФИ ученика | Темп | Способ чтения | Ошибки | ||||||||||||||
Количество слов в минуту | Ниже нормы | Норма | Выше нормы | Количество | Виды ошибок | ||||||||||||
Буквы | Слоги | Слоги и слова | Целые слова | Без ошибок | 1-2 ошибки | 3 и более | Замена букв, слов | Пропуск букв, слов | В ударении | В окончаниях | Потеря строки | ||||||
Аверьков Артём | 35 | + | + | + | + | ||||||||||||
Агаев Владимир | 23 | + | + | + | |||||||||||||
Алексеева Яна | 40 | + | + | ||||||||||||||
Анохина Валерия | 30 | + | + | + | |||||||||||||
Афанасьев Александр | 21 | + | + | + | + | ||||||||||||
Батенев Максим | 24 | + | + | ||||||||||||||
Башкатов Дмитрий | 40 | + | |||||||||||||||
Белоусов Николай | 32 | + | + | + | + | ||||||||||||
Боброва Софья | 40 | + | |||||||||||||||
Варенко Тимур | 24 | + | + | + | + | ||||||||||||
Волокитина Наталья | 40 | + | + | + | |||||||||||||
Гостев Максим | + | ||||||||||||||||
Зиборов Владимир | 21 | + | + | + | |||||||||||||
Криволапова Ева | 55 | + | + | ||||||||||||||
Матвиенко Николай | - | ||||||||||||||||
Медведева Виктория | 32 | + | + | ||||||||||||||
Овсепян Арам | 13 | + | + | + | + | ||||||||||||
Папян Гоар | 35 | + | + | ||||||||||||||
Папян Сирануш | 40 | + | |||||||||||||||
Паукова Анна | 22 | + | + | + | |||||||||||||
Пыхтина Виктория | 30 | + | |||||||||||||||
Углова Полина | - | ||||||||||||||||
Филипских Татьяна | 35 | + | + | + | + | ||||||||||||
Чабан Матвей | + | + | |||||||||||||||
Итоговая комплексная работа
В связи с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования появилась необходимость по-новому оценивать знания и умения учеников начальной школы. Итоговые комплексные задания помогут оценить достижения планируемых результатов по предметам школьной программы. Предлагаемые 7 вариантов итоговых заданий включают в себя две части, каждая направлена на оценку результатов по отдельным предметам. Это задания по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. В каждом варианте находятся задания разного уровня сложности. Часть первая выполняется учеником обязательно. Часть вторая включает в себя задания повышенной сложности и выполняется учеником по желанию.
Предмет, оцениваемое умение
Литературное чтение:
Проверка чтения, умение составлять картинный план.
Русский язык:
Умение списать текст без ошибок, пропусков и искажение букв, умение правильно ставить ударение, делить слова на слоги, умение определять мягкость согласных звуков, умение соотносить количество букв и звуков в слове.
Литературное чтение и окружающий мир:
Понимание прочитанного, знание представителей животного мира.
Окружающий мир:
Знание объектов живой и неживой
природы.
Математика:
Умение выполнять арифметические действия в пределах 10,
умение решать задачи в одно действие.
Уровень подготовки
20 – 24 балла – повышенный.
12 – 19 баллов – базовый.
0 – 11 баллов – ниже базового.
Вариант 1
Сокол и петух.
Басня.
Часть 1.
1. Выпиши из текста любое предложение.
2. Дополните предложения своими примерами.
Петух, сокол, ……………………….. – это птицы.
Окунь, карась, ……………………… - это рыбы.
3. Прочитайте в тексте, что сказал сокол петуху о диких птицах. Дополните предложения недостающими словами.
И летать мы можем ……быстрее…… всех; а мы не …бегаем ….. от людей, а сами ещё …ходим ……к ним на руку.
5. У кого столько же крыльев, сколько у сокола? Выберите верный ответ. Обведите его в кружок.
А. у петуха В. у летучей рыбы
Б. у стрекозы Г. у белки
6. Посчитайте, сколько крыльев у петуха и сокола вместе.
Запишите.
Запишите пример, который помог вам ответить на вопрос.
9. Придумайте вопрос к задаче, запишите её решение и ответ.
За один день сокол сбивает 2 уток. Сколько ............................................................................................................ ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.