Материал для учителей, который знакомит с особенностями инклюзивного обучения в школе. Представлены основные нормативные документы. В данной работе так же делимся опытом работы в своей школе. Показана материально техническая база для работы с детьми с особыми возможностями здоровья и с нарушением в психическом развитии
ФГОС
обучающихся с ОВЗ и умственной
отсталостью: особенности
реализации в практике инклюзивного
обучения
Докладчик – Кальченко Г. В. – учитель
биологии МОБУ СОШ № 2 Пожарского
муниципального района
Актуальность
Одной из важнейших задач основного общего образования в
соответствии с ФГОС является обеспечение условий для
индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех,
кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях
обучения — детей с ОВЗ.
Приоритетные направления
модернизации образования
Формирование в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей,
толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация
толерантного отношения к детям с ОВЗ,
идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ
3
Проблемы
Не все дети с ОВЗ охвачены образованием
Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить
школьную программу и на этом основании признаются
необучаемыми. Система образования их отторгает.
Дети с минимальными нарушениями развития, как
правило, поступают в массовую школу, в большинстве
случаев не получают там необходимой специальной
поддержки. Они также не могут реализовать право на
адекватное
потребностям
образование.
возможностям
их
и
Преимущества инклюзивной школы в системе
образования детей с ОВЗ характеризуется
следующими положениями:
• Обеспечение доступа к знаниям, навыкам и информации для
каждого ученика;
• Индивидуализация процесса обучения;
• Сотрудничество специалистов разного профиля
• Сотрудничество с семьями, государственными и общественными
организациями;
«Гибкость» школьной структуры;
•
• Эволюция школьной системы;
• Ожидание успехов в обучении;
• Содействие образованию общества
Нормативно –правовое
обеспечение получения
качественного образования детей
с ОВЗ
• Конституция Российской Федерации, ст.43
• Конвенция о правах инвалидов, ст. 24
• ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ст.11, 79
• Нормативнометодические документы Министерства
образования РФ и другие нормативноправовые акты.
• Примерная АООП , разработанная на основе ФГОС для детей
с ОВЗ
• Устав ОУ
Смысл разработки ФГОС
НОО для детей с ОВЗ
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на
образование, соответствующего его потребностям и
возможностям, вне зависимости от:
степени тяжести нарушения психического развития,
способности к освоению цензового уровня образования,
вида учебного заведения,
региона проживания.
Нормативноправовая база введения федеральных
государственных образовательных стандартов
образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья:
Федеральный государственный
образовательный стандарт
образования обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья
Федеральный государственный
образовательный стандарт
образования обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
Приказ
Министерства
образования и науки РФ
№ 1598 от 19 декабря
2014 года
Приказ
Министерства
образования и науки РФ
№ 1599 от 19 декабря
2014 года
Потребность в дифференцированном
ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Изза неоднородности состава учащихся требуется
дифференцированный стандарт для каждой категории детей с
ОВЗ разработка вариантов, на практике обеспечивающих
охват всех детей образованием и обучением,
соответствующим их возможностям и потребностям
Федеральный государственный образовательный
стандарт общего образования обучающихся с
умственной отсталостью включает в себя требования к
структуре
адаптированных
основных
образовательных
программ
(в том числе
соотношению
обязательной
части программы
и части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений) и их
объему
результатам освоения
адаптированных
основных
образовательных
программ
условиям
реализации
адаптированных
основных
образовательных
программ, в том
числе кадровым,
финансовым,
материально
техническим и
иным условиям
Специфика
Группа школьников
неоднородна. В нее
нарушениями развития:
с
входят дети
ОВЗ
чрезвычайно
с разными
слуха
зрения
речи
опорно-двигательного аппарата
задержкой психического развития
умственной отсталостью
выраженными расстройствами эмоционально-волевой
сферы, включая нарушение аутистического спектра
(РДА)
множественными нарушениями развития
компоненты
ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО
ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Области ОБРАЗОВАНИЯ:
–
практика
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И
КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:
1.Язык – речевая практика
2.Математика
математических знаний
3.Естествознание – практика взаимодействия
с окружающим миром
4.Знания о человеке – практика личного
взаимодействия с людьми
5.Обществознание – практика жизни в социуме
6.Знание об искусствах – практика творчества
применения
Варианты специального
стандарта образования детей
• Каждый вариант должен характеризоваться
по основным параметрам:
с ОВЗ
результатам
структуре
условиям
конечному уровню образования
(цензовый, нецензовый, индивидуальный)
Требования к содержанию основных
Требования к содержанию основных
образовательных программ
образовательных программ
Компоненты жизненной компетенции
Компоненты
академических знаний отражены в:
отражены в:
академических знаний
жизненной компетенции и и
учебных
учебных
программах
программах
программах
программах
внеклассной
внеклассной
деятельности
деятельности
программе
коррекционной
работы
Стандарт является основой для
• разработки и реализации
образовательной организацией
(самостоятельно) адаптированной
основной образовательной программы
общего образования обучающихся с
ОВЗ и умственной отсталостью;
Ресурсное обеспечение
Правовое обеспечение процесса выбора семьей
ребенка с ОВЗ варианта специального
федерального стандарта образования, его
реализации и при необходимости перехода на
другой вариант.
Ресурсное обеспечение
•Кадровое обеспечение —
характеристика необходимой
квалификации кадров педагогов (в
области общей и коррекционной
педагогики), а также кадров,
осуществляющих медико-
психологическое сопровождение
ребенка с ОВЗ в системе
школьного образования.
Ресурсное обеспечение
Финансово-экономическое обеспечение —
параметры соответствующих нормативов и
механизмы их исполнения.
Материально-техническое обеспечение —
общие характеристики инфраструктуры общего и
специального образования, включая параметры
информационно-образовательной среды.