Ф.И. Тютчев «Листья»

  • ppt
  • 30.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тютчев Ф.И. ЛИСТЬЯ.ppt

Ф.И. Тютчев «Листья».
Анализ стихотворения.

Стадия вызова.

Какое время года вам больше нравится?
Опишите его.
Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).

Стадия осмысления.

Выразительное чтение стихотворения.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!


Выразительное чтение стихотворения

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Образы и картины

Вечнозелёные сосны и ели - символ постоянства, безмятежности, покоя




Яркая жизнь листьев.


Пересказ-анализ

Первая строфа:
Стоит зима.
Зимний лес весь в снегу.
Снега очень много.
Ели и сосны «закутавшись, спят».

Пересказ-анализ

Вторая строфа:
Картина весёлого лета. Листья цветут и блестят во всей своей красе, играют с лучами, купаются в росе!..»

Пересказ-анализ

Третья строфа:
Картина увядания природы.
Лето прошло, «птички отпели.
Цветы отцвели,
Луга побледнели…»

Пересказ-анализ

Четвёртая строфа:
Картина подвижной, беспокойной жизни листьев.
Листья просят ветер взять их с собой, унести, чтобы жить полной радостной жизнью.

Настроение

Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.

Стадия рефлексии. Картины и чувства детей и поэта

Поэтическое мастерство Ф.И.Тютчева,
Яркие картины
Глаголы, подчёркивающие эти картины
Олицетворение
Метафора
Эпитеты
Сравнение

Заполнить таблицу

Время года

Чувства и настроение ученика

Чувства и настроение поэта

Выразительные средства ученика

Выразительные средства поэта

зима

Радость, восторг, смех, игры.
Мороз, холодно.

Эпитет – глубокие сугробы

Олицетворение – сосны и ели, закутавшись, спят
Сравнение – как иглы ежа

лето

Радость, смех, игры, походы

Радостное, светлое

эпитет – тёплое солнышко
однородные члены -

Метафора – лёгкое племя
Эпитет – красное лето

осень

Восхищение пестротой листьев

Грусть, жалоба листьев

Опять радуются жизни

эпитет- разноцветные
олицетворение - шуршат

Олицетворение – луга побледнели, зефиры ушли

Восклиц.предлож-е – Летите, летите!

Приёмы и выразительные средства языка.

Основной авторский приём – антитеза.

Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.

Весёлое лето

Авторский приём: монолог листьев.
Метафора
Олицетворение
Глаголы
Восклицательное предложение
Эпитеты



Лёгкое племя
Цветём, блестим, гостим
Играли с лучами,
Купались в росе!
Красное лето


Беспокойная жизнь листьев

Олицетворение

Эпитет

Повторы слов

Восклицательные предложения

Скорей нас сорвите
Сорвите, умчите

Буйные ветры

Скорее, скорей

Летите, летите!
Мы с вами летим!