Философия античности
Оценка 4.6

Философия античности

Оценка 4.6
Раздаточные материалы +2
docx
обществознание +1
Взрослым
13.10.2019
Философия античности
Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее. Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств. В данной работе рассмотрены основные вопросы гегелевской философии о государстве и праве.
Контрольная работа.docx
Содержание Введение 1. Философия права Г.В.Ф. Гегеля 2. Право как закон 3. Философское учение  Г.В.Ф. Гегеля о государстве Заключение Список использованных источников  2  4  8 11 16 17 1 Введение Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико­ правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество   Гегеля   считается   вершиной   классической   немецкой философии.   Гегель   пошел   значительно   дальше   своих   великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном   праве   и   государстве,   а   нахождении   разумного   в   самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее. Гегель   первым   различает   гражданское   общество   и   политическое государство,   трактуя   гражданское   общество,   как   опосредованная   трудом, система   потребностей   покоящаяся   на   господстве   частной   собственности   и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое   государство   на   три   власти,   считая   подлежащее   разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. 2 Высшим   моментом   идеи   государства   и   Гегеля   представляет идеализацию   суверенитета.   Гегель   выделил   национальную   сущность государства,   поделив   всемирную   историю   мира   на   четыре   всемирно­ исторических   мира,   возвеличивал   при   этом   германские   народы   и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств. В   данной   работе   рассмотрены   основные   вопросы   гегелевской философии о государстве и праве. 3 1.Философия права Гегеля Право   с   точки   зрения   Гегеля   есть   наличное   бытие   свободной   воли. «Право   состоит   в   том,   что   наличное   бытие   вообще   есть   наличное   бытие свободной воли». Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно   идеалистическое   понятие   права.   Разум,   дух   в   области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право. В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного лица   осуществляется   всеобщая   воля,   можно   видеть   отражение   в идеалистически   извращенной   форме   представления   о   зависимости индивидуального сознания от общественного сознания. Рассмотрение   процесса   осуществления   якобы   подлинной   свободы   в действительности не является в учении Гегеля предметом философии права. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное   существование   во   времени,   пространстве   и   выражающую объективно   разумную,   а   не   субъективный   произвол   отдельного   лица,   что существенно   отлично   от   понятия   о   праве   данное   Кантом   и   всеми сторонниками   критической   философии.   Гегель   же   стремиться   постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов   отдельной   личности.   Он   трактует   положительное   право,   как выражение   самого   разума,   чтобы   тем   самым   обосновать   неправомерность революции   уничтожения,   не   отрицая   при   этом   возможности   элементов насилия и тирании в положительном праве. Но считает их для самого права 4 чем­то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного,  как   в   себе   и   для   себя   сущей   свободы   воли.  Тремя   основными формами   конкретизации   понятия   свободы   и   права   являются:   абстрактное право,   мораль,   нравственность.   В   сфере   абстрактного   права   воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли в отношении ко всеобщему – к праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов. Абстрактное   право   представляет   собой   первую   ступень   в   движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие   права   пока   еще   абстрактно.   Человек   здесь   выступает   в   качестве совершенно абстрактного и свободного «Я». Такая единичная воля есть лицо,   «Личность   ­   подчеркивает   Гегель,­   содержит   вообще личность. правоспособность».   «Отсюда   веление   права   гласит:   будь   лицом   и   уважай других в качестве лиц».  Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по Гегелю, в праве   частной   собственности.   Гель   обосновывает   формальное,   правовое равенство   людей:   люди   равны   именно   как   свободные   личности,   равны   в одинаковом   праве   на   частную   собственность,   но   не   в   размере   владения собственностью. Требование же имущественного равенства расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность.  Как   необходимый   момент   в   осуществлении   разума   Гегель   трактует договор.   Предметом   договора   может   быть   лишь   некоторая   единичная внешняя   вещь,   которая   только   и   может   быть   произвольно   отчуждена собственником. Поэтому Гегель отвергает договорную теорию государства. «Привнесение   договорного   отношения,   так   же   как   и   отношений   частной собственности   вообще,   в   государственное   отношение,   ­   пишет   Гегель,   ­ привело   к   величайшей   путанице   в   государственном   праве   и действительности».  5 К   сфере   абстрактного   права   Гегель   относит   и   формы   неправды (простодушную неправду, обман, принуждение и преступление).  Преступление­ это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому   является,   по   Гегелю,   не   только   средством   восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии­   поступке   свободной   личности.   По   логике   гегелевской   трактовки, снятие преступления через наказание приводит к морали. На этой ступени, когда   личность   абстрактного   права   становится   моральным   субъектом, впервые   приобретают   значение   мотивы   и   цели   поступков   субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его   самоопределению.   Лишь   в   поступке   субъективная   воля   достигает объективности   и,  следовательно,  сферы   действия   закона;   сама   же   по   себе моральная воля ненаказуема.  Абстрактное   право   и   мораль   являются   двумя   односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.  Понятие   “право”   употребляется   в   гегелевской   философии   права   в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права) 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право) 3) право как закон (позитивное право). 1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл. 2.   Система   права   как   царство   реализованной   свободы   представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Конкретизация   понятия   права   есть   определенное   наличное   бытие свободы,   а   значит   и   особое   право.   Подобная   характеристика   относится   к 6 абстрактному   праву,   морали,   семье,   обществу,   государству.   Эти   «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее   «особое   право»,   диалектически   «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и   истину.   Более   конкретное   «особое   право»   первичное   и   сильнее   более абстрактного. На   вершине   «особых   прав»   стоит   право   государства,   над   ним   лишь право   мирового   духа.   Поскольку   в   реальной   действительности   «особые права»   всех   ступеней   (личности,   ее   совести,   семьи,   государства)   даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так   как   по   гегелевской   схеме,   окончательно   истинно   лишь   право   высшей ступени. 3.   Право   как   закон   (позитивное   право)   является   одним   из   «особых прав». Гегель пишет : «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право». Эти   три   этапа   в   развитии   понятия   права   осуществляет   общий   путь развития понятия в гегелевской философии. Процесс   развития   понятия   права   определялся   развитием   самих категорий   гегелевской   идеалистической   диалектики.   При   этом   задача философии   права   понять   работу   разума   в   развитии   идеи   права.   Наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета». 7 2. «Право как закон» Превращение   права   в   себе   в   закон   путем   законодательства   придает праву   форму   всеобщности   и   подлинной   определенности.   Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны гегелевских отношений. Различая   право   и   закон,   Гегель   в   то   же   время   стремится   исключить   их противопоставление.   Гегель   признает,   что   содержание   права   может   быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть   право.   В  гегелевской   философии   речь   идет   о   внутреннем   различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации. «То   обстоятельство,   что   насилие   и   тирания   могут   быть   элементом позитивного права, ­ подчеркивал он, ­ является для него чем­то случайным и не затрагивает его природу». Закон   (по   понятию)   ­   это   конкретная   форма   выражения   права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще. В   своей   концепции   различения   права   и   закона   Гегель   стремится исключить   их   противопоставление.   «Представлять   себе   различие   между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, ­ замечает Гегель, ­ было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции 8 к пандектам».  Законодательство,   по   признанию   Гегеля,   может   исказить   содержание права: «то, что есть закон, может быть отличным от того, что есть право в себе». Поэтому, поясняет Гегель, «в позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое».  Гегеля интересует лишь это закономерное в позитивном праве, т.е. лишь правовое   в  законе.   Этим   и  обусловлено   то,  что   в   гегелевской   философии права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях   одного   и   того   же   понятия   права   на   разных   ступенях   его конкретизации.   Оправдывая   такой   подход,   Гегель   пишет:   «   То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем­то случайным и не затрагивает его природу». По своей идеальной природе положительное право (закон) как ступень самого понятия права – это разумное право.  В гегелевской философии права, таким образом, речь идет о праве и законе в их развитой форме. Тем самым вне границ такого философского анализа оказываются все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона как еще не развившиеся до идеи свободы.  Эти   неразвитые   до   идеи   права   ситуации,   по   смыслу   гегелевского подхода, относятся к предмету истории права, а не философии права. Гегель утверждает,   что   в   законах   отражаются   национальный   характер   данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но   вместе   с   тем   отмечает,   что   чисто   историческое   исследование   и сравнительно­ историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его. Гегель   подчеркивает   бесконечную   важность   того,   что   обязанности государства   и   права   граждан   определяются   законом.   Особое   значение   он 9 придает конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что «каждое определенное законом право называлось в этом великом смысле свободой». Гегелевская высокая оценка роли закона имеет в виду правовой закон. Философская разработка Гегелем понятия права, развертывающаяся в систему   философии   права,   своим   существом   направлена   на   демонстрацию несостоятельности противопоставления естественного и позитивного права, права и закона.  Таким образом, система гегелевской философии права, хотя и содержит в себе принцип различения права и закона, но разработана она в плане не развертывания,   а   снятия   этого   принципа   и   доказательства   его   мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия.  «Философия   права»   Гегеля   занимает   выдающееся   место   в   истории философского познания проблем свободы, права, государства.  10 3. Философское учение Гегеля о государстве  Гегель   различает   гражданское   общество   и   государство.   Философ обобщив   и   проанализировав   договорные   теории   о   гражданском   обществе английских и французских философов XVIII в.последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством,   в   действительности   им   не   является,   а   образует   систему социально­экономических   отношений   людей,   которых   Гегель   назвал гражданским обществом. Отношения   людей   внутри   этого   общества   определяются   их материальными   интересами   (системой   потребностей),   существующим   в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей. «Гражданское   общество,­   пишет   Гегель,   ­   создано,   впрочем   лишь   в современном   мире,   который   всем   определениям   идеи   предоставляет   их право». Гражданское общество ­ сфера реализации особенных, частных целей и   интересов   отдельной   личности.   С   точки   зрения   развития   понятия   права реконструируется   взаимосвязь   и   взаимообусловленность   особенного   и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в   рамках   которого   противоположности   разума,   в   частности   моменты особенности   и   всеобщности,   свобода   частного   лица   и   целого,   признаны   и развернуты   в   их   мощи.   Этого   не   было   ни   в   античных   государствах,   ни   в платоновском идеальном государстве, ни при феодализме. Гегель   изображает   гражданское   общество   как   раздираемое противоречивыми   интересами  антагонистическое  общество, как   войну  всех против всех. Три основных момента гражданского общества являются: 11  система потребностей;  отправление правосудия;  ­ полиция и корпорация. Гегель   обосновывает   необходимость   публичного   оглашения   законов, публичного   судопроизводства   и   суда   присяжных.   Критикуя   концепцию вездесущего полицейского государства. Гегель   выделяет   в   структуре   гражданского   общества   следующие сословия: 1) субстанциональное (землевладельцы ­ дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники). Анализ   сословий   необходим   Гегелю   для   того,   чтобы   найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства   в   целом.   Только   человек,   принадлежащий   к   определенному сословию,   по   мнению   философа,   становится   в   определенное   политическое отношение со всеобщностью государства. Несмотря   на   недостатки   данного   анализа,   большим   прогрессом   в истории философии была сама постановка проблемы о ней. Основой   прогрессивного   развития   общества   и   государства   Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны   увеличивается   накопление   богатства,   а   с   другой   усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса. В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных   богатств   в   немногих   руках   и   рост   роскоши   сопровождает «бесконечный рост зависимости и нужды». Гражданское   общество   и   государство,   по   Гегелевской   концепции, соотносятся   как   рассудок   и   разум:   гражданское   общество   ­   то   «внешнее государства», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство ­ 12 разумно.   Поэтому   в   философско­логическом   плане   гражданское   общество расценивается   Гегелем   как   магнит   государства,   как   то,   что   снимается   в государстве. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. «Поэтому в действительности, ­ подчеркивает он, ­ государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское   общество,   и   сама   идея   государства   распадается   на   эти   два момента». Гражданское общество в трактовке Гегеля ­ это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем  формальном равенстве  людей. К теоретическим  заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально­экономических   и   политических   сфер   гражданского   общества   и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений. «Государство есть действительность нравственной идеи, ­ нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Государство   для   Гегеля   есть   нечто   «в   себе   и   для   себя   разумное   в государстве,   свобода   достигает   наивысшего,   подобающего   ей   права». Поэтому государство, по учению Гегеля, есть самоцель. Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода: Во­первых,   государство   имеет   преимущественное   значение   по сравнению с интересами отдельного лица, оно «обладает наивысшим правом в отношении   отдельных   людей,   наивысшей   обязанностью   которых   является быть членом государства». Во­вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для 13 охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении   и   защите   собственности   и   личной   свободы   отдельного гражданина   означает   и   признание   интересов   отдельных   лиц   окончательной целью их существования в государстве. «Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к   индивидууму,   так   как   оно   есть   объективный   дух».   Отдельная   личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной   свободы   отдельной   личности,   который   в   своих   действиях руководствуется   законами,   нравственными   основоположениями,   имеющими всеобщее  значение.  Свое  понимание  государства  Гегель  противопоставляет идеям французской революции. Гегелевская   идея   государства   представляет   собой   правовую действительность,   в   иерархической   структуре   которой   государство,   само будучи, наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства. Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых   реализована   христианская   идея   свободы,   достигнуты   личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление. Представление   о   таком   государстве   отражают   ряд   существенных характеристик   буржуазной   государственности   в   Англии   и   Франции.   В Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно­правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени   находилось   ниже  уровня  обоснованной  Гегелем   идеи   государства, поэтому   идея   государства   была   скорее   в   кантовском,   чем   в   гегелевском, 14 смысле ­ долженствованием, а не действительностью. Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля ­ не агрегат атомизированных   индивидов   с   их   обособленными   правами,   не   мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной   стороны,   индивида,   гражданина,   а   с   другой   ­   государства,   не   о противостоянии   их   автономных   и   независимых   прав   и   свобод,   а   об органически   целостной   свободе   ­   свободе   государственно­организованного народа  (нации),  включающей   в  себя  свободу   отдельных  индивидов   и  сфер народной жизни. Различные   трактовки   государства   в   гегелевской   философии   права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование,   как   единый   организм,   как   конституционная   монархия,   как «политическое государство» ­ являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства. В   философии   права   Гегеля   античная   мысль   о   полисном   правлении синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права   и   свободы   действительны   лишь   на   базе   и   в   рамках   государства, гегелевская   концепция   права   и   государства   представляет   собой специфический   этатистский   вариант   буржуазной   доктрины   «господства права». 15 Заключение  Философско­правовое   учение   Гегеля   оказало   огромное   влияние   на последующую   историю   политико­правовой   мысли.   Гегелевская   философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений. В работе исследуются основные проблемы философии права Гегеля, ее связи с предшествующими философскими и юридическими учениями о праве и государстве, направления ее последующих интерпретаций XIX – XX вв. Гегель,   говоря   о   том,   что   философия   способна   лишь   понять,   но   не омолодить   некую   устаревшую   форму   жизни   уходящую   в   прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после   начала   своего   полета   эта   птица,   бившаяся   в   силках   различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов   приобретал   все   новый   и   новый   облик.   Галерея   этих   обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права ­ в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью ­ продолжается. 16 Список использованных источников 1. В.И. Коротких. Феноменология духа и проблема структуры системы  философии в творчестве. Москва.2011 г. 2. В.С. Нерсесянц. Философия права. Москва. 2011 г. 3. С.С. Алексеев. Философия права. Москва. 1998 г.  4. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Москва.  5. http://194.226.215.181/db/msg/52132 : Гегель. Философия права. Пер. с нем.:  Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С.  Нерсесянц. Москва, Мысль, 1990 г.  Размещено на Allbest.ru 17

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности

Философия античности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019