Философия античности

  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • Семинары
  • docx
  • 13.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее. Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств. В данной работе рассмотрены основные вопросы гегелевской философии о государстве и праве.
Иконка файла материала Контрольная работа.docx
Содержание Введение 1. Философия права Г.В.Ф. Гегеля 2. Право как закон 3. Философское учение  Г.В.Ф. Гегеля о государстве Заключение Список использованных источников  2  4  8 11 16 17 1Введение Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико­ правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество   Гегеля   считается   вершиной   классической   немецкой философии.   Гегель   пошел   значительно   дальше   своих   великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном   праве   и   государстве,   а   нахождении   разумного   в   самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее. Гегель   первым   различает   гражданское   общество   и   политическое государство,   трактуя   гражданское   общество,   как   опосредованная   трудом, система   потребностей   покоящаяся   на   господстве   частной   собственности   и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое   государство   на   три   власти,   считая   подлежащее   разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. 2Высшим   моментом   идеи   государства   и   Гегеля   представляет идеализацию   суверенитета.   Гегель   выделил   национальную   сущность государства,   поделив   всемирную   историю   мира   на   четыре   всемирно­ исторических   мира,   возвеличивал   при   этом   германские   народы   и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств. В   данной   работе   рассмотрены   основные   вопросы   гегелевской философии о государстве и праве. 31.Философия права Гегеля Право   с   точки   зрения   Гегеля   есть   наличное   бытие   свободной   воли. «Право   состоит   в   том,   что   наличное   бытие   вообще   есть   наличное   бытие свободной воли». Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно   идеалистическое   понятие   права.   Разум,   дух   в   области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право. В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного лица   осуществляется   всеобщая   воля,   можно   видеть   отражение   в идеалистически   извращенной   форме   представления   о   зависимости индивидуального сознания от общественного сознания. Рассмотрение   процесса   осуществления   якобы   подлинной   свободы   в действительности не является в учении Гегеля предметом философии права. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное   существование   во   времени,   пространстве   и   выражающую объективно   разумную,   а   не   субъективный   произвол   отдельного   лица,   что существенно   отлично   от   понятия   о   праве   данное   Кантом   и   всеми сторонниками   критической   философии.   Гегель   же   стремиться   постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов   отдельной   личности.   Он   трактует   положительное   право,   как выражение   самого   разума,   чтобы   тем   самым   обосновать   неправомерность революции   уничтожения,   не   отрицая   при   этом   возможности   элементов насилия и тирании в положительном праве. Но считает их для самого права 4чем­то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного,  как   в   себе   и   для   себя   сущей   свободы   воли.  Тремя   основными формами   конкретизации   понятия   свободы   и   права   являются:   абстрактное право,   мораль,   нравственность.   В   сфере   абстрактного   права   воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли в отношении ко всеобщему – к праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов. Абстрактное   право   представляет   собой   первую   ступень   в   движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие   права   пока   еще   абстрактно.   Человек   здесь   выступает   в   качестве совершенно абстрактного и свободного «Я». Такая единичная воля есть лицо,   «Личность   ­   подчеркивает   Гегель,­   содержит   вообще личность. правоспособность».   «Отсюда   веление   права   гласит:   будь   лицом   и   уважай других в качестве лиц».  Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по Гегелю, в праве   частной   собственности.   Гель   обосновывает   формальное,   правовое равенство   людей:   люди   равны   именно   как   свободные   личности,   равны   в одинаковом   праве   на   частную   собственность,   но   не   в   размере   владения собственностью. Требование же имущественного равенства расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность.  Как   необходимый   момент   в   осуществлении   разума   Гегель   трактует договор.   Предметом   договора   может   быть   лишь   некоторая   единичная внешняя   вещь,   которая   только   и   может   быть   произвольно   отчуждена собственником. Поэтому Гегель отвергает договорную теорию государства. «Привнесение   договорного   отношения,   так   же   как   и   отношений   частной собственности   вообще,   в   государственное   отношение,   ­   пишет   Гегель,   ­ привело   к   величайшей   путанице   в   государственном   праве   и действительности».  5К   сфере   абстрактного   права   Гегель   относит   и   формы   неправды (простодушную неправду, обман, принуждение и преступление).  Преступление­ это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому   является,   по   Гегелю,   не   только   средством   восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии­   поступке   свободной   личности.   По   логике   гегелевской   трактовки, снятие преступления через наказание приводит к морали. На этой ступени, когда   личность   абстрактного   права   становится   моральным   субъектом, впервые   приобретают   значение   мотивы   и   цели   поступков   субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его   самоопределению.   Лишь   в   поступке   субъективная   воля   достигает объективности   и,  следовательно,  сферы   действия   закона;   сама   же   по   себе моральная воля ненаказуема.  Абстрактное   право   и   мораль   являются   двумя   односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.  Понятие   “право”   употребляется   в   гегелевской   философии   права   в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права) 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право) 3) право как закон (позитивное право). 1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл. 2.   Система   права   как   царство   реализованной   свободы   представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Конкретизация   понятия   права   есть   определенное   наличное   бытие свободы,   а   значит   и   особое   право.   Подобная   характеристика   относится   к 6абстрактному   праву,   морали,   семье,   обществу,   государству.   Эти   «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее   «особое   право»,   диалектически   «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и   истину.   Более   конкретное   «особое   право»   первичное   и   сильнее   более абстрактного. На   вершине   «особых   прав»   стоит   право   государства,   над   ним   лишь право   мирового   духа.   Поскольку   в   реальной   действительности   «особые права»   всех   ступеней   (личности,   ее   совести,   семьи,   государства)   даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так   как   по   гегелевской   схеме,   окончательно   истинно   лишь   право   высшей ступени. 3.   Право   как   закон   (позитивное   право)   является   одним   из   «особых прав». Гегель пишет : «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право». Эти   три   этапа   в   развитии   понятия   права   осуществляет   общий   путь развития понятия в гегелевской философии. Процесс   развития   понятия   права   определялся   развитием   самих категорий   гегелевской   идеалистической   диалектики.   При   этом   задача философии   права   понять   работу   разума   в   развитии   идеи   права.   Наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета». 72. «Право как закон» Превращение   права   в   себе   в   закон   путем   законодательства   придает праву   форму   всеобщности   и   подлинной   определенности.   Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны гегелевских отношений. Различая   право   и   закон,   Гегель   в   то   же   время   стремится   исключить   их противопоставление.   Гегель   признает,   что   содержание   права   может   быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть   право.   В  гегелевской   философии   речь   идет   о   внутреннем   различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации. «То   обстоятельство,   что   насилие   и   тирания   могут   быть   элементом позитивного права, ­ подчеркивал он, ­ является для него чем­то случайным и не затрагивает его природу». Закон   (по   понятию)   ­   это   конкретная   форма   выражения   права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще. В   своей   концепции   различения   права   и   закона   Гегель   стремится исключить   их   противопоставление.   «Представлять   себе   различие   между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, ­ замечает Гегель, ­ было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции 8к пандектам».  Законодательство,   по   признанию   Гегеля,   может   исказить   содержание права: «то, что есть закон, может быть отличным от того, что есть право в себе». Поэтому, поясняет Гегель, «в позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое».  Гегеля интересует лишь это закономерное в позитивном праве, т.е. лишь правовое   в  законе.   Этим   и  обусловлено   то,  что   в   гегелевской   философии права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях   одного   и   того   же   понятия   права   на   разных   ступенях   его конкретизации.   Оправдывая   такой   подход,   Гегель   пишет:   «   То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем­то случайным и не затрагивает его природу». По своей идеальной природе положительное право (закон) как ступень самого понятия права – это разумное право.  В гегелевской философии права, таким образом, речь идет о праве и законе в их развитой форме. Тем самым вне границ такого философского анализа оказываются все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона как еще не развившиеся до идеи свободы.  Эти   неразвитые   до   идеи   права   ситуации,   по   смыслу   гегелевского подхода, относятся к предмету истории права, а не философии права. Гегель утверждает,   что   в   законах   отражаются   национальный   характер   данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но   вместе   с   тем   отмечает,   что   чисто   историческое   исследование   и сравнительно­ историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его. Гегель   подчеркивает   бесконечную   важность   того,   что   обязанности государства   и   права   граждан   определяются   законом.   Особое   значение   он 9придает конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что «каждое определенное законом право называлось в этом великом смысле свободой». Гегелевская высокая оценка роли закона имеет в виду правовой закон. Философская разработка Гегелем понятия права, развертывающаяся в систему   философии   права,   своим   существом   направлена   на   демонстрацию несостоятельности противопоставления естественного и позитивного права, права и закона.  Таким образом, система гегелевской философии права, хотя и содержит в себе принцип различения права и закона, но разработана она в плане не развертывания,   а   снятия   этого   принципа   и   доказательства   его   мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия.  «Философия   права»   Гегеля   занимает   выдающееся   место   в   истории философского познания проблем свободы, права, государства.  103. Философское учение Гегеля о государстве  Гегель   различает   гражданское   общество   и   государство.   Философ обобщив   и   проанализировав   договорные   теории   о   гражданском   обществе английских и французских философов XVIII в.последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством,   в   действительности   им   не   является,   а   образует   систему социально­экономических   отношений   людей,   которых   Гегель   назвал гражданским обществом. Отношения   людей   внутри   этого   общества   определяются   их материальными   интересами   (системой   потребностей),   существующим   в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей. «Гражданское   общество,­   пишет   Гегель,   ­   создано,   впрочем   лишь   в современном   мире,   который   всем   определениям   идеи   предоставляет   их право». Гражданское общество ­ сфера реализации особенных, частных целей и   интересов   отдельной   личности.   С   точки   зрения   развития   понятия   права реконструируется   взаимосвязь   и   взаимообусловленность   особенного   и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в   рамках   которого   противоположности   разума,   в   частности   моменты особенности   и   всеобщности,   свобода   частного   лица   и   целого,   признаны   и развернуты   в   их   мощи.   Этого   не   было   ни   в   античных   государствах,   ни   в платоновском идеальном государстве, ни при феодализме. Гегель   изображает   гражданское   общество   как   раздираемое противоречивыми   интересами  антагонистическое  общество, как   войну  всех против всех. Три основных момента гражданского общества являются: 11 система потребностей;  отправление правосудия;  ­ полиция и корпорация. Гегель   обосновывает   необходимость   публичного   оглашения   законов, публичного   судопроизводства   и   суда   присяжных.   Критикуя   концепцию вездесущего полицейского государства. Гегель   выделяет   в   структуре   гражданского   общества   следующие сословия: 1) субстанциональное (землевладельцы ­ дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники). Анализ   сословий   необходим   Гегелю   для   того,   чтобы   найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства   в   целом.   Только   человек,   принадлежащий   к   определенному сословию,   по   мнению   философа,   становится   в   определенное   политическое отношение со всеобщностью государства. Несмотря   на   недостатки   данного   анализа,   большим   прогрессом   в истории философии была сама постановка проблемы о ней. Основой   прогрессивного   развития   общества   и   государства   Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны   увеличивается   накопление   богатства,   а   с   другой   усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса. В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных   богатств   в   немногих   руках   и   рост   роскоши   сопровождает «бесконечный рост зависимости и нужды». Гражданское   общество   и   государство,   по   Гегелевской   концепции, соотносятся   как   рассудок   и   разум:   гражданское   общество   ­   то   «внешнее государства», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство ­ 12разумно.   Поэтому   в   философско­логическом   плане   гражданское   общество расценивается   Гегелем   как   магнит   государства,   как   то,   что   снимается   в государстве. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. «Поэтому в действительности, ­ подчеркивает он, ­ государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское   общество,   и   сама   идея   государства   распадается   на   эти   два момента». Гражданское общество в трактовке Гегеля ­ это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем  формальном равенстве  людей. К теоретическим  заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально­экономических   и   политических   сфер   гражданского   общества   и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений. «Государство есть действительность нравственной идеи, ­ нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Государство   для   Гегеля   есть   нечто   «в   себе   и   для   себя   разумное   в государстве,   свобода   достигает   наивысшего,   подобающего   ей   права». Поэтому государство, по учению Гегеля, есть самоцель. Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода: Во­первых,   государство   имеет   преимущественное   значение   по сравнению с интересами отдельного лица, оно «обладает наивысшим правом в отношении   отдельных   людей,   наивысшей   обязанностью   которых   является быть членом государства». Во­вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для 13охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении   и   защите   собственности   и   личной   свободы   отдельного гражданина   означает   и   признание   интересов   отдельных   лиц   окончательной целью их существования в государстве. «Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к   индивидууму,   так   как   оно   есть   объективный   дух».   Отдельная   личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной   свободы   отдельной   личности,   который   в   своих   действиях руководствуется   законами,   нравственными   основоположениями,   имеющими всеобщее  значение.  Свое  понимание  государства  Гегель  противопоставляет идеям французской революции. Гегелевская   идея   государства   представляет   собой   правовую действительность,   в   иерархической   структуре   которой   государство,   само будучи, наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства. Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых   реализована   христианская   идея   свободы,   достигнуты   личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление. Представление   о   таком   государстве   отражают   ряд   существенных характеристик   буржуазной   государственности   в   Англии   и   Франции.   В Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно­правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени   находилось   ниже  уровня  обоснованной  Гегелем   идеи   государства, поэтому   идея   государства   была   скорее   в   кантовском,   чем   в   гегелевском, 14смысле ­ долженствованием, а не действительностью. Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля ­ не агрегат атомизированных   индивидов   с   их   обособленными   правами,   не   мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной   стороны,   индивида,   гражданина,   а   с   другой   ­   государства,   не   о противостоянии   их   автономных   и   независимых   прав   и   свобод,   а   об органически   целостной   свободе   ­   свободе   государственно­организованного народа  (нации),  включающей   в  себя  свободу   отдельных  индивидов   и  сфер народной жизни. Различные   трактовки   государства   в   гегелевской   философии   права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование,   как   единый   организм,   как   конституционная   монархия,   как «политическое государство» ­ являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства. В   философии   права   Гегеля   античная   мысль   о   полисном   правлении синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права   и   свободы   действительны   лишь   на   базе   и   в   рамках   государства, гегелевская   концепция   права   и   государства   представляет   собой специфический   этатистский   вариант   буржуазной   доктрины   «господства права». 15Заключение  Философско­правовое   учение   Гегеля   оказало   огромное   влияние   на последующую   историю   политико­правовой   мысли.   Гегелевская   философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений. В работе исследуются основные проблемы философии права Гегеля, ее связи с предшествующими философскими и юридическими учениями о праве и государстве, направления ее последующих интерпретаций XIX – XX вв. Гегель,   говоря   о   том,   что   философия   способна   лишь   понять,   но   не омолодить   некую   устаревшую   форму   жизни   уходящую   в   прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после   начала   своего   полета   эта   птица,   бившаяся   в   силках   различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов   приобретал   все   новый   и   новый   облик.   Галерея   этих   обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права ­ в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью ­ продолжается. 16Список использованных источников 1. В.И. Коротких. Феноменология духа и проблема структуры системы  философии в творчестве. Москва.2011 г. 2. В.С. Нерсесянц. Философия права. Москва. 2011 г. 3. С.С. Алексеев. Философия права. Москва. 1998 г.  4. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Москва.  5. http://194.226.215.181/db/msg/52132 : Гегель. Философия права. Пер. с нем.:  Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С.  Нерсесянц. Москва, Мысль, 1990 г.  Размещено на Allbest.ru 17