Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"
Оценка 5

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
обществознание
Взрослым
19.02.2017
Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"
Философия в духовных исканиях человечества занимает особое место. Отвлекаясь от деталей жизни, философы исследуют наиболее общие принципы устройства мира. Понятие «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Философов в древности называли мудрецами. Философия (от греческого phileo – люблю и sophia – мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа и общество, мышление человека и процесс познания.Философские мудрости. Методический материал.
Философские мудрости.docx
Комитет образования и науки Волгоградской области ГАПОУ «Еланский аграрный колледж» Философские мудрости (Методический материал по дисциплине «Основы философии») Автор: Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории высшей категории. 2016 год Философия – любовь к мудрости Философия в духовных исканиях человечества занимает особое место. Отвлекаясь от деталей жизни, философы исследуют наиболее общие принципы устройства мира. Понятие «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Философов в древности называли мудрецами. Философия (от греческого phileo – люблю и sophia – мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа и общество, мышление человека и процесс познания. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки её впервые выделил Платон. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе. В ходе развития в самой философии вычленяются различные разделы: 1. Онтология – учение о бытии. 2. Гносеология – учение о познании. 3. Логика. 4. Этика. 5. Эстетика. 6. Психология. 7. Социология. 8. История философии. 1. Теоретико-познавательная. 2. Формирование убеждений. 3. Общение и передача информации. 4. Оценка существующего. Функции философии: Античная Греция дала миру многих выдающихся философов. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон – эти мыслители писали о стихиях, составляющих наш мир:  о земле и небе;  о жизни растений и животных, о человеке, его духовном состоянии;   об общественной жизни и познании. Сократ О взглядах Сократа мы знаем лишь из трудов его учеников и современников (сам Сократ не умел ни читать, ни писать). Сократ учил, что во власти человека не внешняя природа, а только душа. «Познай самого себя», - часто говорил мыслитель. Платон «Человеческая душа независима от тела и бессмертна; она состоит из трёх частей: разума, страстей, вожделения. Победа разума над страстями и желаниями обеспечивается правильным воспитанием», - писал Платон. Аристотель считал, что удел человека – разумная деятельность. Высшей доблестью он провозглашал созерцание истины. Аристотель Демокрит Демокрит создал теорию подражания природе. В соответствии с ней источником ремесла и искусства является подражание тому, что человек наблюдает в окружающем мире. Философы о человеке и обществе 1). Лучший способ сохранить память о добрых делах – повторять их. (Ф. Бэкон) 2). Научись сперва добрым нравам, а потом мудрости, ибо без первых трудно научиться последней. (Сенека). 3). Нельзя лечить тело, не леча душу. (Сократ). 4). Где есть человек, там есть и случай сделать ему доброе. (Сенека). 5). Добродетель человека измеряется не его необыкновенными усилиями, а его ежедневным поведением. (Паскаль). 6). Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. (Сенека). 7). Болезни мысли губительнее и встречаются чаще, чем болезни тела. (Сенека). 8). Будьте строги к самим себе и снисходительны к другим, и вы не будете иметь врагов. (Конфуций). 9). Сердитый человек всегда полон яда. (Конфуций). 10). Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен. (Конфуций). 11). Свои способности человек может узнать только попытавшись приложить их. (Сенека). 12). Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон). 13. Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. (Сенека). 14). Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего. (М. Горький). 15). Не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает. (Л. Толстой). 16). Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. (Гельвеций). 17). Чего сам не желаешь, того не делай другим. (Конфуций). 18). Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. (Дейл Карнеги). 19). Платон мне друг, но истина дороже. (Аристотель). 20). Без привычки к труду человек не обучится ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни, наконец, способности стыдиться: ибо в этих занятиях обычно к человеку приходит стыдливость. (Демокрит) 21). Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон). 22). Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. (Конфуций). 23). Из рассудительности и скромности, смешанных с мужеством, может возникнуть третья добродетель – справедливость. (Платон). 24). Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес). 25). Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало. (Омар Хайям). 26). Велик тот учитель, кто исполняет на деле, чему учит. (Катон). 27). История – наставница жизни. (Цицерон). 1. Философы о нравственных основах поведения людей. Древнегреческий философ Протагор рассказал такой миф: «Когда боги населяли живыми существами землю, то распределяли выборочно среди животных – способности (силу, быстроту, ловкость) среди людей – искусства (гончарное, кузнечное и т.д.) Это было разумно, ибо одного врача хватает на многих, один кузнец обеспечит многих своими изделиями. Затем Зевс послал сына своего Гермеса ввести среди людей стыд и совесть. Спросил Гермес отца: «Как распределять стыд и совесть – как все искусства, выборочно, или иначе?» И Зевс ответил, что стыд и совесть надо распределять иначе! К ним должны быть причастны все! В противном случае не существовать ни городам, ни государствам, ни людям». - Почему именно так ответил Зевс? 2. Французский философ 18 века Гельвеций писал: «Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом». - Какую роль играют нравственные нормы в жизни людей? 3. В китайском учении Конфуция спрашивается: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Философ отвечал: «Это снисходительность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». - Сформулируйте «золотое правило» нравственности. Цицерон – древнеримский философ. Цицерон – знаменитый древнеримский философ – оратор и государственный деятель. Происходил из знатного рода. Проходил обучение у греческих учителей. Первое дело, где он прославился как судебный оратор, была защита юноши Ростция, против которого было обвинение в отцеубийстве. Обвинение выдвинул диктатор Сулла. Цицерон выиграл этот процесс, но был вынужден уехать в Грецию (он опасался мести тирана). Только после смерти Суллы Цицерон возвращается в Рим, становится помощником консула в судебных делах. После Цицерона осталось большое литературное наследие: 58 судебных речей, 19 трактатов, 800 писем. Самые главные его работы: « О государстве» и «О законах». Цицерон был сторонником республиканского строя, поэтому государство он понимал как достояние народа. Главное требование Цицерона: чтобы человеческие порядки соответствовали справедливости и праву, ибо не право, не справедливость не зависят от мнений людей. Цицерон сформулировал ряд важных правовых принципов. Один из них – «Под действием закона должны быть все». В сочинениях Цицерона выдвигался идеал всесторонне образованного философа. Именно ему принадлежит мысль о том, что в любой области деятельности лежит нравственный смысл жизни. Из жизни Аристотеля Аристотель – великий древнегреческий мыслитель, учёный и философ. Родился в 384 году до н.э. в небольшом городке Стагире, поэтому иногда можно встретить в литературе другое его имя, «городское» - Стагирит. Он учился, а затем преподавал в знаменитой академии, основанной его учителем Платоном (Платону обращены слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»). Затем он жил и преподавал в других городах Греции и, в частности, был воспитателем знаменитого царя Александра Македонского. Аристотель был учёным-энциклопедистом: он посвятил свои труды естественным и гуманитарным наукам (его книги – «Этика» и «Политика»). Для развития теории права большое значение имело его учение о двух видах справедливости: уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая основана на арифметическом равенстве и годится для гражданско-правовых сделок, для возмещения ущерба, назначения наказания: сколько дал, столько и получил, сколько потерял, столько и получил и т.д. Распределяющая справедливость предполагает справедливым делением- общие блага по достоинству того или иного члена общества. Правовые воззрения Аристотеля связаны с его пониманием справедливости. Всё справедливое он считал законным. Право он делит на естественное и условное. Естественное право везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Обе ветви права у Аристотеля имеют политическую природу. Закон, в свою очередь, должен соответствовать справедливости и праву, а насильственное подчинение противоречит идее права. Умер Аристотель в 322 году до н.э. Идеи Томаса Мора в книге «Утопия» Английский гуманист Томас Мор предпринял попытку описать совершенное общество. В 1516 году выходит его «Золотая книга, столь же полезная…» («Утопия»), в которой Мор обличает социальную несправедливость. Но Мор не ограничился критикой и предложениями искоренить зло богатых и помочь бедным. Он оставил подробное описание идеального социального строя. «Утопия» построена в форме рассказа моряка Рафаила Гитлодея об увиденном им на острове Утопия. Повествуя о вымышленном острове, Мор не мог точно указать, где находится эта земля. Название острова Утопия можно перевести с греческого как «место, которого нет» - «Нигдея». Мор серьёзно описывает нравы и быт несуществующих утопийцев. Счастливая жизнь островитян стала возможной, благодаря таким фактам: 1. Утопийцы не знают частной собственности, даже в быту не различают «моё» и «наше». 2. Все жители острова трудятся (всего лишь по 6 часов в день). 3. Всё необходимое они получают с общественных складов. 4. Утопийцы не пользуются деньгами. 5. Они презирают золото (из него на острове делают кандалы и ночные горшки). 6. Грубую рабочую одежду жители острова меняют раз в 7 лет, выходное платье выдаётся на 2 года. 7. Некоторые утопийцы совершают преступления, и в наказание их отправляют на тяжёлые и грязные работы. Общие идеи Томаса Мора в книге «Утопия» таковы: 1. Подчинение личности обществу. 2. Избегание неравенства городских и сельских жителей. 3. Существование христианских идеалов. Томазо Кампанелла и его книга «Город Солнца». Сторонником утопического идеала равенства и совместного труда был итальянский монах-доминиканец Томазо Кампанелла. Защищая идеалы католицизма, итальянский монах стремился соединить их с нерелигиозными обоснованиями справедливого общества. Его знаменитая утопия «Город Солнца» была написана в 1602 году, в неаполитанской тюрьме, где неудачный заговорщик провёл долгих 27 лет. Книга создана под влиянием «Утопии» Мора. Кампанелла использовал популярную форму рассказа мореплавателя. Жизнь обитателей Города Солнца, соляриев, очень многими деталями напоминает существование утопийцев: 1. Город Солнца выстроен концентрическими кругами и выглядит очень эффектно (как красивое блюдо). 2. Солярии работают на 2 часа меньше, чем утопийцы – 4 часа! Живут они в большем материальном изобилии. 3. В Городе Солнца нет частной собственности, но нет и семьи – дети воспитываются всем обществом. 4. Солярии во всём зависят от своих начальников, которые представлены как люди мудрые. Начальники определяют, какие мужчины и женщины более подходят друг другу… Такая зависимость человека от мудрого начальника у Кампанеллы – несомненное благо. 5. Кампанелла сравнивает соляриев с пчёлами и подчёркивает, что люди в обществе реализуют свои возможности, а не служат вещам. Кампанелла делает правителями своего Города учёных мужей, которые одновременно выполняют и функции жрецов. Уважение к знанию и разуму – это важная особенность утопии Кампанеллы. Исследовательница утопий Маргарет Мид писала: «Мечты одного человека – это кошмары другого». Да, Кампанелла вдохновлялся идеалами свободы, он подробно описал идеальное общество, основанное на подчинении человека коллективу Френсис Бэкон и его «Новая Атлантида» В 1627 году было опубликовано незаконченное произведение английского философа Бэкона «Новая Атлантида». Бэкон избирает ту же форму, ведёт рассказ устами мореплавателей, путешествовавших по южным морям и оказавшихся в неизвестной стране, названной Бенсалем. что и Мор: Однако, идеальное общество, о котором повествуется в «Новой Атлантиде», разительно отличается от сторонников общности имуществ: 1. Бэкон – не противник частной собственности и денег, хотя и замечает, что богатство не должно скопляться в руках немногих. 2. Справедливость, по Бэкону, не в том, чтобы все получали поровну, а в государстве мудрых и учёных над менее образованными и менее разумными. 3. Члены Соломонова Дома (дома правителей) управляли всей жизнью Бенсалема и обладали высшим знанием, недоступным большинству. 4. Мир Бенсалема рационален, но и в нём соображения общей пользы явно перевешивают интересы личности. 5. Отправиться за пределы страны можно только с разрешения Дома Соломона, потому что человек подчинён мудрым правителям, которые определяют, что для него хорошо. Появление «Новой Атлантиды» Бэкона, прославлявшей царство разума, было свидетельством приближения новой эпохи в духовной жизни европейцев. А.Л. Чижевский о связи человека с Космосом. Александр Чижевский в своей работе «Земное эхо солнечных бурь» подчёркивает объективную связь человечества со всеми процессами, происходящими во Вселенной, зависимость человечества от ближнего и дальнего Космоса. В этой книге учёный-философ делает вывод: «Жизнь, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное». Чижевский, изучая старинные летописи и хроники, заметил, что крупные общественные или военные события совпадали с прохождением больших солнечных «пятен» через его центральный меридиан. С трепетом воспринимали люди полярные сияния, круги вокруг Солнца, ожидая стихийных бедствий, войн или мора. Чижевский полагал, что имеется вполне определённая связь изменений солнечной активности с настроением и поведением масс: бушует природа Солнца и Земли – волнуются и люди. А. Чижевский считал, что от космических и солнечных факторов воздействия зависят: частота преступлений и несчастных случаев, рождаемость на Земле, распространение эпидемий. Сейчас уже очевидно, что действительно имеется 12-летний цикл солнечной активности. Многие кривые эпидемических заболеваний совпадают с кривыми солнечной активности (или исторические процессы). Примером может быть история России 20 века: 1. 1905 год – первая русская революция. 2. 1917 год – Февральская и Октябрьская революции. 3. 1929 год – начало тоталитаризма, коллективизации. 4. 1941 год – начало Великой Отечественной войны. 5. 1953 год - переломный год после смерти Сталина. Зачёт по разделу «Философские мудрости» 1. Кому из древнегреческих мыслителей принадлежат слова: «Познай самого себя»? (Сократу, Платону, Демокриту) 2. Дайте определение «философии». Кто из философов впервые выделил её как науку? 3. Кто в ряду философов лишний: Сократ, Демокрит, Цицерон, Платон, Аристотель, Сенека? 4. Как вы понимаете слова Цицерона «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» и «История – наставница жизни»? 5. Назвать главные идеи Т. Мора в книге «Утопия» 6. Рассказать о жизни соляриев в книге Т. Кампанеллы «Город 7. Сущность идеального общества в «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона. 8. Кому из древнегреческих философов принадлежат эти слова: «Платон мне друг, но истина дороже»: Солнца». 9. Назвать главный правовой принцип Цицерона. 10. «Чего сам не желаешь, того не делай другим» - кому  Сократу;  Аристотелю;  Сенеке;  Фалесу. принадлежат эти слова?  Гельвецию;  Конфуцию;  Протагору. 11.Назвать главную мысль в учении А. Чижевского.

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"

Философские мудрости. Методический материал по дисциплине "Философия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017