|
Тема итоговой аттестационной работы:
методическая разработка урока в рамках недели Финансовой грамотности:
«Как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал »
Команда проекта:
Спикер: Гудович Ирина Гарриевна, МКОУ СОШ №19 с. Надзорное, Кочубеевского района, Ставропольского края
Гатилова Алла Борисовна, МКОУ «СОШ №1 им.Г.С.Фатеева» с.Красногвардейского, Красногвардейского района,Ставропольского края
Рябко Светлана Васильевна, МКОУ СОШ №7 филиал № 2 с.Кианкиз, Андроповского района , Ставропольского края
Эркенова Олеся Александровна, МКОУ СОШ №7 с. Янкуль, Андроповского района , Ставропольского края
Звада Виктория Анатольевна, МКОУ СОШ № 12 с.Бурукшун, Ипатовского района, Ставропольского края
Старший методист РМЦ по Ставропольскому краю
____________ Григорьева А.В.
Пятигорск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4
1.1 Общая характеристика внеклассного занятия. 4
1.2 Педагогическая характеристика мероприятия. 5
1.3 Методическая характеристика внеаудиторного занятия. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 11
ПРИЛОЖЕНИЯ. 12
Основой материального благополучия населения являются денежные доходы. На уровне домохозяйств денежные доходы отдельных членов аккумулируются, определяя материальную основу жизни семьи – бюджет. Объем и структура доходных статей бюджета является важнейшей характеристикой уровня и качества жизни.
Некоторые люди, имея небольшой семейный доход, умеют планировать свои расходы в течение месяца. Другие, наоборот, транжирят свои личные сбережения и не могут их накопить. Как быть? Как научиться планировать свои доходы и расходы правильно? Не зря же говорят: «Деньги любят счёт…».
Бездумно тратить деньги – дело нехитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо, и с наибольшей пользой для семьи – наука непростая.
Сегодня очень мало российских семей, которые грамотно управляют семейным бюджетом. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Однако камнем преткновения зачастую становится невладение навыками планирования семейного бюджета, управления личными финансами.
Поэтому выбранная тема «Деньги любят счет, или Как управлять своим кошельком» должна способствовать решению данной проблемы, а ее актуальность не вызывает сомнений.
Продолжительность мероприятия: 40 минут
Место: с.Красногвардейское, Красногвардейского района, Ставропольского края
Название образовательной организации: МКОУ «СОШ №1 им. Г.С.Фатеева»
с. Красногвардейского.
• Участники проекта: Педагог: Гатилова Алла Борисовна,учитель начальных классов
• Учащиеся: 3класс
• Другие: учащиеся 7 класса – для инсценировки сказки.
Вид деятельности обучающихся: урок
Оборудование:
· мультимедийный проектор;
· карточки-задания;
· карточки-пословицы;
· реквизит для сценки: маски героев, корзинка
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник для учащихся:
Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 128 c., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Методические материалы для учителя:
1. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
2. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —http://zanimatika.narod.ru/
3. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —http://festival.1september.ru/
4. Корлюгова, Ю. Н.Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. — 64 c.
Цель урока « Как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал» - раскрытие индивидуальных познавательных возможностей, помощь в самореализации и самоопределении в условиях обучения приёмам управления семейным бюджетом, формирование культуры жизни.
Задачи:
1. Закрепить ранее изученный теоретический материал по теме «семейный бюджет»;
2. Обучить правилам разумного планирования семейного бюджета и его распределения ;
3. Способствовать формированию у обучающихся общей культуры пользования денежными средствами.
В процессе достижения цели занятия и решения задач необходимо развить у обучающихся следующие компетенции:
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Рационально использовать ресурсы семейного бюджета
Ожидаемые результаты внеклассного занятия следующие:
Образовательные результаты:
Предметные:
• Представление о семейном бюджете;
Личностные:
• Нравственное и ответственное отношение к денежным средствам семьи;
Метапредметные:
• Использовать знания из курса математики, окружающего мира, литературного чтения для совершенствования навыков в рамках заданной темы.
Описание учебного процесса, ожидаемые результаты и методы оценки их достижения обучающимися
Этап |
Продолжительность |
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
I Организационный момент |
1 минута |
Принимают установки учителя. Делятся на малые группы. |
II Актуализация опорных знаний |
3 минуты |
Отвечают на вопросы. |
III Постановка учебной задачи
|
7 минуты |
Принимают участие в постановке учебных задач урока, совместно с учителем. Формулируют проблемы. |
IV Решение учебной задачи (Физкультминутка) |
23 минуты |
1.Работают в группах по заполнению таблицы «Бюджет семьи». 2.Играют в игру «Весы». 3.Соединяют части пословиц. |
V Рефлексия содержания учебного материала |
5 минут |
Отвечают на вопросы. |
VI Домашнее задание |
2 минуты |
Записывают задание: Составить памятку «Как сэкономить деньги?». |
Описание учебного процесса
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап |
Метод |
Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
I Организационный момент |
Словесный |
|
II Актуализация опорных знаний |
Словесный |
|
III Постановка учебной задачи
|
Наглядно-образный |
|
IV Решение учебной задачи (Физкультминутка) |
Метод упражнений. Поисковый метод. Игровой. |
Варианты задач с верными ответами. Эталонные варианты пословиц. |
V Рефлексия содержания учебного материала |
Словесный |
|
VI Домашнее задание |
Словесный |
Урок расширяет возможности для развития успешной познавательной деятельности.
В ходе занятия используются технологии, направленные на реализацию компетентностного подхода, позволяющего формировать компетенции: коммуникативные (передача и получение информации, общение, понимание); познавательные (поиск информации, ее принятие и осмысление, оперирование информацией), регулятивная (планирование своей деятельности, подбор и обработка информации, работа с карточками).
Наличие целевого плана действий, самоконтроль с возможностью самооценки уровня освоения материала направлены на формирование финансовой грамотности.
В рамках проведения урока по теме: «Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал? » нами будут использованы следующие активные технологии и методы обучения:
- словесный метод;
- игровой метод;
- наглядно-образный;
- групповая работа;
- метод упражнений;
- поисковый метод.
В заключение следует отметить, что в каждой семье имеются постоянные статьи расходов, которыми необходимо управлять. Умение планировать семейный бюджет – это важное качество, которое необходимо формировать у обучающихся, начиная уже с младшего школьного возраста.
Поэтому проведение внеклассного занятия на тему «Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком» должно стать важным этапом на пути формирования у обучающихся приемов разумного планирования личного бюджета и распределения его в соответствии с семейным бюджетом, а также формирования общей культуры пользования денежными средствами, рачительного отношения к семейным доходам.
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательт. орг. / Г.Д. Гловели. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 128с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. /Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 64 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
5. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 8 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
6. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.2.3 классы общеобразоват.орг. В 2-х частях. Ч. 2/С.Н.Федин.-М:ВИТА-ПРЕСС, 2014.-80с.,ил.(Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
Интернет-ресурсы
7. https://www.chudopredki.ru/2199-poslovicy-i-pogovorki-pro-dengi-dostatok-i-bogatstvo.html
8. «Все о финансах. Просто и доступно» - http://www.fingramota.org
9. «Статьи о детях и деньгах, учим финансовой грамотности» - http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
Приложение 1
Сказка «Семейный бюджет»
Действующие лица: автор, дед, бабка, внучка, курочка ряба.
Автор: Жили- были дед и баба.
Жили , не тужили.
Сухарь чаем запивали.
Один раз в месяц колбасу жевали.
И всё ладно бы, да Курочка-невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое.
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный, на – совет
Собрал внучку с бабой дед.
Дед: Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка :Что ты, дед?!Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос, или транзистор.
Иль возьмем телегу мыла.
Чтобы в доме чисто было.
Дед: Что ты баба?! Зачем мыло?
Надо в доме чтоб был доход,
Чистота и так пойдёт!
Внучка: Может купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!
Дед :Что с тобой яичко делать?
Нам продать или сменять,
Может под проценты в банк отдать?
Или может взять кредит!
Бабка: Что ты, дед?! Какой кредит?
Хочешь бизнес здесь открыть?
Все твои здесь варианты
Это просто ерунда.
Автор: Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не сё, да то не так.
Дед: Ты балда!
Бабка : А ты дурак!
Автор: Начался такой скандал-
Свет такого не видал!
Только курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка: Ну, никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор: Подошла она тихонько
И крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила.
Вдребезги его разбила!
Плачет внучка. Плачет баба…
Внучка
Бабка: Что наделала ты, Ряба?
Автор: Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед :Нету денег, ну и что же?!
Как-то так вот и живём!
Свой бюджет пополнить надо,
Только как не знаю я !
Может есть какой совет?
На любой вопрос ведь есть ответ!
Бабка: Что ты, дед?! Какой совет?
Да какой здесь есть ответ?
Дед:Как без денег можно жить?
Как семью мне про кормить?
Внучку надо наряжать, свадьбу ей пора справлять.
Только деньги, где их взять!
Внучка:У меня мечта одна замуж за банкира мне пора?
Вклады в банках мне откроет!
Банкоматы нам поставит и кредитами одарит!
В магазины с картами будем мы ходить?
И оплату картами будем производить!
Бабка :Ой, какой тебе банкир? И какой тебе кредит?
На себя ты посмотри,
Голова твоя пуста,
За душой не гроша!
Автор: На семейный, на – совет
Собрал внучку с бабой дед.
Дед :Так и так. Такое дело.
С бизнесом у нас не получилось?
Вклады в банке не открылись,
Ну зачем нам банкомат?
Надо что-то там снимать.
У меня к вам , есть совет!
Жить мы будем как и жили
Жили ведь не тужили.
А, Курочка-невеличка,
Чтоб нам снесла много яичек?!
Автор: Так они и жили.
Жили, не тужили .
Сухарь чаем запивали.
Один раз в месяц колбасу жевали.
Да ждали, когда Курочка-невеличка
Снесёт им много яичек!!!
Приложение 2
Бюджет семьи
Сколько денег у семьи имеется? |
Как их правильно потратить? |
Какие покуп- ки надо сделать срочно, а какие отложить?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №3
Игра «Весы»
Доходы |
Расходы |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
Итого: |
|
Приложение № 4
Собери пословицу
Без нужды живет, кто деньги бережет.
Без хозяина - деньги черепки.
Отцам копить, а деткам сорить.
Мука не мука, а бережливость – наука
Без запасу не станет припасу.
Без нужды живет |
деньги черепки. |
Без хозяина |
а деткам сорить. |
Мука не мука |
не станет припасу. |
Отцам копить |
кто деньги бережет. |
Без запасу |
а бережливость – наука |
Приложение №5
Памятка: «Как сэкономить деньги?»
1. Когда идёте в магазин, составьте заранее список
покупок и покупайте по этому списку. Это убережёт от
приобретения того, без чего семья может обойтись.
2. Узнайте, какой из окрестных супермаркетов
предлагает наибольшие скидки и самые низкие цены,
и покупайте продукты в них. Цены в маленьких ма-
газинчиках рядом с домом обычно намного выше.
3. Внимательно читайте кассовый чек. Бывает
так, что цена товара, пробитая в чеке, выше той,
что указана на прилавке. Увидев ошибку, обязатель-
но скажите кассиру. Магазин обязан продать товар
по цене, указанной на ценнике.
4. Покупайте подарки заранее, а не в последний
момент. Тогда есть возможность найти то, что нужно,
по разумной цене, в том числе и на распродажах.
5. Гасите свет и выключайте электроприборы,
если ими никто не пользуется в этот момент. Заме-
на обычных ламп на энергосберегающие поможет
сэкономить немало денег.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.