Конкурс «Учитель года»
Конкурсное задание «Методический семинар»
Тимонина Оксана Владимировна
учитель физической культуры
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 53»
Слайд1
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Слайд2
Физическая культура в школе - главная движущая сила в воспитании здорового образа жизни школьника.
(Слайд 3) Воспитание культуры здорового образа жизни школьников - важная педагогическая задача. Этой задаче, в настоящее время, уделяется очень большое внимание.
Физическое состояние школьников в настоящее время характеризуется устойчивыми негативными тенденциями: снижение уровня здоровья детей (каждый четвертый ребенок школьного возраста болеет в течение года более четырех раз), увеличиваются хронические заболевания и инвалидность, физическая подготовленность снижается с нарастанием информационной загруженности. Это говорит о том, что социальная позиция, социальная ситуация развития таких детей уже нарушена. Болезнь может изменить все планы личности, ориентации ее на будущее.
В современном мире основной проблемой выступает - проблема дефицита двигательной активности подрастающего поколения. Поэтому важной задачей образовательного процесса является использование таких методов и приёмов обучения, которые помогут сформировать правильное понимание в сохранении здорового образа жизни у школьников.
(Слайд 4) Всем известно, что 16 ноября 2018 г. на совещании с руководителями госмедучреждений исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Сергей Морозов объявил о решении объявить 2019 г. Годом здоровья. С его слов, этот год особенно важен для нас. Здоровый образ жизни может и должен стать привычным для жителей области.
В настоящее время школа является главным центром формирования у школьников потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, стремления вести здоровый образ жизни, а так же вселить в него уверенность в себе, научить его постоянно работать над своим совершенствованием.
(Слайд 5)Физическая культура – является мостиком, объединяющий в единое целое социальное и биологическое в человеке, используя культуру двигательной активности, закаливания, дыхания, медитации, массажа, использования оздоровительных факторов природы, питания. Именно о ней можно говорить, что она и является главной движущей силой воспитания здорового образа жизни.
Уроки физической культуры по своей сути, содержанию, должны быть направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ЗОЖ, развитие двигательной активности, физических качеств обучающихся.
В связи с этим на первый план выступает роль учителя. Если учитель сам является убежденным сторонником здорового образа жизни и при этом считает своей миссией его пропаганду – он может добиться хороших результатов.
(слайд6) Цель: с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры сформировать устойчивые мотивы школьников к бережному отношению к своему здоровью, развить физические качества, использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни.
(Слайд7) Задачи:
• развитие основных физических качеств, укрепление здоровья и улучшение функциональных возможностей организма школьника;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
· воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.
Для достижения положительных результатов в воспитании здорового образа жизни школьников, я применяю в своей практике здоровьесберегающие технологии и педагогические методы (игровой, наглядный и словесный).
(Слайд 8)1.Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников.
Технологии здоровьесберегающей педагогики помогают решить мне следующие задачи:
ü дозирование физических нагрузок;
ü использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учѐтом возрастных особенностей учащихся;
ü учѐт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
ü построение урока с учѐтом динамичности учащихся, их работоспособности;
ü соблюдение гигиенических требований;
ü благоприятный эмоциональный настрой;
ü создание комфортности.
(Слайд 9)2. Педагогические методы:
2.1 Словесный метод или метод объяснения - Он применяется на всех этапах обучения. Объяснение должно быть понятным ученикам во всех деталях. Излагать материал надо четко и кратко, останавливаясь главным образом на ключевых вопросах, связывая их между собой. Это может рассказ, лекция, беседа, объяснение, инструктаж.
Например, при помощи данного метода я рассказываю о развитии волейбола, разъясняю школьникам о значимости волейбола как средства организации досуга.
2.2 Игровой метод:
В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
В игре прослеживается соревновательный метод — сопоставление сил в условиях соперничества или борьбы за первенство.
Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты), создают особый эмоциональный фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Велико значение соревновательного метода в воспитании целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии квалифицированного педагогического руководства.
2.3 Наглядный метод:
К наглядным методам относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание.
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.). Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения.
(Слайд 10)Формирование основ здоровьесберегающего образа жизни, поведения обучающихся на уроках физической культуры имеет своѐ продолжение во внеурочной деятельности, в организации разнообразных форм спортивно-массовой работы (командные конкурсы, спортивные праздники, эстафеты, товарищеские матчи и т.д.).
Целью внеклассных форм занятий является снятие психической усталости, напряжения, отвлечения от повседневной суеты и информационной загруженности предостережение от развития гипокинезии и гиподинамии, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение к регулярным тренировкам учащихся. Так же являются: пропаганда физической культуры и спорта, воспитание культуры здорового образа жизни школьников, приучить и выработать у школьников мотивацию к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, активному отдыху, формирование компетентности спортивно-оздоровительной деятельности и физкультурно-оздоровительной, приобретение опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическим упражнениями.
Самым интересный является проект это «Самый спортивный класс», т.к. он направлен на воспитание и приобщение школьников к здоровому образу жизни.
Учащиеся среднего звена, в силу своих физиологических особенностей, очень подвижные. Малоактивное поведение во время уроков частично компенсируется двигательной активностью в перемены. Поэтому стремящиеся к движению ученики 5-11 классов особенно любят уроки физкультуры. Одной из самых полезных и интересных форм работы с учащимися являются разнообразные соревнования. Они дают не только оздоровительный эффект, развивают ловкость и координацию, но и обладают значительным воспитательным потенциалом: развивают командный дух, учат стремиться к достижению цели, взаимовыручке, помогают испытать свои физические способности, формируют здоровое отношение к жизни и т.п.
Цель проекта:
1. Разработать соревнования для учащихся 5-11 классов с для повышения интереса к занятиям физкультурой .
2. Ориентировать учащихся на ведение здорового образа жизни средствами физической культуры.
В этом учебном году в проект вошли следующие виды спортивных игр:
- футбол – игры проходят на свежем воздухе. Период проведения I и IV четверть.
- пионербол, волейбол, - игры проходят в спортивном зале. Период проведения II и III четверть.
- интеллектуальная игра «Знатоки спорта» - брейн - ринг. Период проведения II четверть.
- настольный теннис – игры проходят в спортивном зале. Период проведения III четверть.
Во время реализации проекта, а он проводиться в течение одного учебного года, учащиеся:
1. Формируют команды;
2. Выбрать эмблему, девиз, кричалки;
3. Знакомятся с правилами и историей того или иного вида спорта;
4. Находят новых друзей;
5. Формируют свой здоровый образ жизни.
6. По итогам всех проведенных игр выбирается «Самый спортивный класс», которому вручается переходной кубок победителя.
Важным является и то, что заметно изменение в поведении детей: возрастает понимание в необходимости взаимопомощи, налаживания взаимоотношений в коллективе, необходимости дисциплины, в четком выполнении своих обязанностей. Дети начинают осознавать недостаточность своей физической и теоретической подготовки, а значит возникает дополнительная мотивация в получении знаний и физического самосовершенствования.
(Слайд 11)Я являюсь руководителем хореографического ансамбля «Фламинго». Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение.
Дети становятся самостоятельнее, увереннее в принятии своих решений, появляются дополнительные навыки самообслуживания, интерес к самостоятельному получению дополнительных знаний и повышению общей эрудированности, ребенок старается развить свои физические качества, вести здоровый образ жизни.
Я убеждѐна в том, что если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своѐ здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что подрастающее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.