Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям
Водород H2
Самый легкий газ на свете. Поэтому раньше, до эпохи самолетов, им наполняли дирижабли. И точ-но так же, как легкие деревяшки всплывают из-за того, что дерево легче воды (точнее было бы ска-зать, что дерево менее плотное, чем вода) – так
и дирижабль, наполненный легким газом, всплы-вает в более плотной атмосфере. Он ведет себя, как деревяшка в воде.
Дирижабли, наполненные водородом, сто лет на-зад перевозили пассажиров, совершая трансатлан-тические рейсы из Европы в Америку. Но посколь-ку водород очень горючий газ, порой из-за случай-но искры случались ужасные катастрофы.
Наиболее известная из них – катастрофа, случив-шаяся с «Гинденбургом». Это был самый большой воздушный корабль в мире. Размером он был практически, как «Титаник» – самый большой
в мире на тот момент пассажирский корабль. И обоих гигантов постигла печальная участь:
«Титаник» утонул, столкнувшись с айсбергом,
а «Гинденбург» сгорел, встретившись со случайной искрой. Случилось это так...
Боинг – 75 м
Гинденбург – 245 м
Титаник – 269 м
Вечером 6 мая 1937 года «Гинденбург», перелетев-ший Атлантический океан, на малом ходу подру-ливал к посадочной мачте в Нью-Йорке. Его пасса-жиры любовались городом, а внизу горожане гла-зели на летящую махину дирижабля. И посмотреть было на что!
Воздушный гигант был оснащен четырьмя дизель-ными двигателями марки «Даймлер-Бенц», каж-дый из которых имел мощность в 1200 лошадиных сил. Дирижабль мог поднять 100 тонн полезной нагрузки (то есть не считая пассажирского салона, разного оборудования, моторов и дизельного то-плива, коего на борту было 60 тонн). С помощью пропеллеров «Гинденбург» разгонялся в безветренную погоду до 135 километров в час. Не очень большая по нынешним временам скорость, конеч-но. Но по сравнению с пароходами это все-таки большой прогресс, ведь скорость того же «Титани-ка» была всего 40 км/ч и считалась большой. Правда, «Титаник» брал на борт больше тысячи пассажиров, а «Гинденбург» всего 72.
Дирижабль в Германии отвязывали от причальной мачты, легкий газ водород поднимал махину вверх, включались моторы, и пропеллеры тащили корабль вперед, в Америку. Полет через океан длился не неделю, как на пароходе, а всего три но-чи и два дня, которые пассажиры проводили
с комфортом. Конечно, бассейна, как на «Титани-ке», на дирижабле не было, но были вполне ком-фортабельные каюты, ресторан, библиотека, музы-кальный салон, прогулочная палуба и даже кури-тельная комната.
Да-да, курительная комната! Несмотря на страш-ную опасность пожаров из-за большой летучести и горючести водорода, конструкторы понимали, что два дня курильщикам без курения не продер-жаться. Поэтому оборудовали курительный салон. Именно там и находилась единственная на борту электрическая зажигалка, не дававшая открытого пламени. Техника безопасности строго соблюда-лась: перед входом на борт все, включая членов экипажа, сдавали зажигалки и спички, а внутри курительной комнаты создавалось избыточное давление, чтобы чрезвычайно летучий и постоян-но просачивающийся через оболочку водород не мог проникнуть в курительный салон. Входили
в курительную комнату через особый шлюз, вы-равнивающий давление.
Несмотря на то, что огромный водородный баллон обладал большой подъемной силой, конструкторы экономили каждый грамм веса, поэтому пассажир-ский салон дирижабля был для облегчения сделан из самого легкого доступного металла – алюми-ния. И даже рояль в музыкальном салоне был алю-миниевым. Что понятно: чем меньше необходимой нагрузки, тем больше полезной.
Кстати, найдите-ка в таблице бородатого Менделе-ева этот самый металл – алюминий. Нашли? Види-те, где он там находится? Ближе к верхнему левому углу. Чем левее и выше вещество в таблице, тем оно легче (менее плотное). А самое легкое какое вещество в мире? Посмотрите в табличку...
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.