ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
docx
24.11.2021
ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ	ШКОЛЬНИКОВ
Лекция Физиология физического воспитания школьников.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ	ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 


ЗАКОНЫ  ВОЗРАСТНОЙ  ФИЗИОЛОГИИ	(13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Ребенок – это не маленький взрослый.

     Ребенок не готовится к жизни.

     Программа развития организма записана в генах, но может корректироваться.


 

 

 

 

 

 

                   ОСОБЕННОСТИ	РАЗВИТИЯ  ОРГАНИЗМА  (12)ЭТАПНОСТЬ, то есть объективное разделение онтогенеза на отрезки, различающиеся набором решаемых организмом задач и свойствами физиологических систем.

                   ГЕТЕРОХРОННОСТЬ, то есть разновременное созревание функциональных систем, причем в первую очередь созревают те из них, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития.

                   ГЕТЕРОДИНАМНОСТЬ, то есть наличие разных типов динамики роста.

                   ГЕТЕРОСЕНСИТИВНОСТЬ, то есть различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем к разным внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.

                   НАРАСТАЮЩАЯ ГЕТЕРОГЕННОСТЬ, то есть усложнение организации за счет повышения разнообразия и специализации элементов том числе - клеточных и тканевых структур).

                   ГЕТЕРОТОПНОСТЬ, то есть неравномерность развития, связанная с местоположением тканей относительно

«центра» и «периферии». Гетеротопность проявляется в наличии краниокаудального (от головы к хвосту) градиента и центрально-периферического (от проксимальных к дистальным звеньям) градиента развития: раньше созревают структуры, расположенные ближе к голове, а также структуры, расположенные ближе к центру, по сравнению с периферическими.

                   ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, то есть постепенная смена генерализованных вариантов реакции организма на внешнее воздействие более локальными, специализированными и экономичными реакциями на уровне периферических структур.

                   ЭКОНОМИЗАЦИЯ, то есть уменьшение функционального ответа биосистемы на адекватное воздействие извне, в том числе за счет дифференциации.

                   БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ, то есть повышение эффективности, экономичности и надежности функционирования биосистемы по мере ее развития.

                   АДАПТИВНОСТЬ, то есть согласованность всех частных особенностей функционирования с объективными

параметрами организма и среды его обитания.


РОСТ	И  РАЗВИТИЕ  ОРГАНИЗМА  (12)
 



ТЕМПЫ  РОСТА	И  ИНТЕНСИВНОСТЬ  ОСНОВНОГО ОБМЕНА  В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА	(1,12)

 

 

 

 

 

 

 

 



ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ
ПРОЦЕССОВ	РОСТА  И  РАЗВИТИЯ	(1,11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Период жизни

Энергетическая цена процессов роста (% от среднесуточного

поглощения энергии)

6–7-й год жизни

0,5–0,6

811 год жизни

0,10,2

1215 год жизни

0,5–0,7

1618 год жизни

0,020,04


СТРУКТУРА	БАЗАЛЬНОГО  МЕТАБОЛИЗМА  (12,13) 



КРИВА	РОСТА  ПО Ф.  ДЕ	МОНБЕЙЯРУ  (12)

 

 

 

 

 

 

 



ПРОПОРЦИИ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 



ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ  ОБМЕН  (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вклад различных механизмов в обеспечение терморегуляции

200	кожные сосудистые реакции
180	
160	влагопотери
140	
120	конвекция
100	
80	несократительный
60
40
20	термогенез (внутренние органы)
сократительный термогенез (мышцы)
0	
	5-6 лет	10-12 лет	15-17 лет	

ОО составляет ккал/кг/сут. :

        в 7 лет 50

        в 14 лет — 40 (1300–1400 ккал)

        у взрослого — в среднем 24 (1700 ккал)

 

Общий суточный расход энергии возрастает по

мере роста:

        в 7–10 лет до 1800

        в 1114 лет до 2300 ккал; точные цифры зависят от массы тела, количества мышечной ткани, уровня двигательной активности


ТЕРМОГЕНЕЗ	(1,11,12,13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


НЕСОКРАТИТЕЛЬНЫЙ


 

Преобладает в первые 11 лет


РАЗВИТИЕ  ОДА  (1,4,10,11)

 

 

Шейный и грудной изгибы закрепляются к 7 годам,

поясничный в 1214 лет.

Окончательно    изгибы    формируются    только    к 2025

годам.

 

С    5–7    и    до    1011    лет   наблюдается   активный    рост конечностей,     который     опережает     рост     туловища, вследствие      чего      пропорции      ребенка      постепенно приближаются к взрослым.

 

В  1314  лет  начинается  пубертатный  скачок  роста  — резкое, до 10 см в год, увеличение длины тела, в первую очередь     за     счет     роста     трубчатых     костей.     Рост конечностей значительно опережает рост туловища, из- за      чего      временно      нарушаются      пропорции      тела и координация движений.


 

 

 

 

 

 

 

        РАЗВИТИЕ  ОДА  (1,4,10,11)С 7 лет развитие соматосенсорной системы ускоряется и к 1214 годам в целом заканчивается: завершается формирование проприорецепторов; созревают нервно-мышечные синапсы.

 

 

          С   7   до   12   лет   постепенно    увеличивается      лабильность     нервной           и

мышечной ткани.

        В 6–7 лет активно развиваются мышцы рук, в том числе мелкие мышцы

кистей.

        В пубертате идет активный рост всех мышц, но в первую очередь — крупных мышц спины и конечностей. При этом длина сухожилий

увеличивается быстрее длины мышечного брюшка, что позволяет

мышцам не отставать от активно растущих трубчатых костей.

        После 10 лет ускоряется развитие сухожильно-связочного аппарата,

но максимальную прочность сухожилия набирают к 20 годам.


ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ   РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ МЫШЕЧНЫХ ВОЛОКОН                                    В ЧЕТЫРЕХГЛАВОЙ

МЫШЦЕ  БЕДРА ЧЕЛОВЕКА  (12)

 

120

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

80

 

 

 

 

60

 

 

 

 

40

 

 

 

 

20

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

МВ недиф

 

MB I

 

MB IIB

 

MB IIA

4 мес.7 м.9 м.1 год2 г.4 г.7 лет11 л.14 л.17 л.20 л.70 л.По оси абсцисс возраст от 4 месяцев внутриутробного развития до 70 лет.

По оси ординат доля волокон (%): MB недифференцированные, MBI, MBIIA, MBIIB.


ГЕТЕРОХРОННОСТЬ	РОСТОВЫХ	ПРОЦЕССОВ В  ШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ  (1,12)константа скорости роста

 

 

 

 

 

 

 

 


Масса мышц ног                                           Масса мышц рук

Масса тела

 

4,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

8

9

10

11    12 13

14

15

16

17

 

 

 

 

 

Возраст, лет

 

 

 

 


ВЛИЯНИЕ МУЖСКИХ  ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ НА	СОСТАВ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ (КРЫСА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                          

 


 

Результаты кастрации и дополнительной андрогенизации крыс- самцов в возрасте 90 дней (зрелый возраст)

(по: З. Т. Мусаева, Р. В. Тамбовцева,

1987)


ВОЗРАСТНЫЕ  ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  ЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	(1,11)

 

      1 этап возраст от 7 до 9 лет период поступательного развития всех механизмов

энергетического обеспечения с преимуществом аэробных систем.

      2 этап возраст 9–10 лет период расцвета аэробных возможностей; роль анаэробных

механизмов мала.

      3 этап период от 10 до 12–13 лет отсутствие приростов аэробных возможностей; умеренный прирост анаэробных возможностей; развитие фосфагенного и анаэробно-гликолитического механизмов протекает синхронно.

      4 этап возраст от 13 до 14 лет существенный прирост аэробных возможностей; торможение прироста анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения; фосфагенный механизм развивается пропорционально увеличению массы тела.

      5 этап возраст 14–15 лет прекращение роста аэробных возможностей, резкое увеличение емкости анаэробно-гликолитического процесса; развитие фосфагенного механизма по-прежнему пропорционально увеличению массы тела.

      6 этап период от 15 до 17 лет аэробные возможности растут пропорционально массе тела; продолжают быстро нарастать анаэробно-гликолитические возможности; значительно ускоряется развитие механизмов фосфагенной энергопродукции; завершается формирование дефинитивной структуры энергообеспечения мышечной деятельности.


ОНТОГЕНЕЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ  СКЕЛЕТНЫХ	МЫШЦ  (1,12)

 

 

 

 

 

 

 


ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ

 

 

 

ЭНЕРГОПРОДУКЦИЯ мл О2/мин/кг300

 

250

 

200

 

150

 

100

 

50

 

0

1-е детство         2-е детство               препубертат        пубертат взрослый


ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ  ДВИЖЕНИЯМИ (1,11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7-9 лет – совершенствуются механизмы рефлекторного кольцевого

регулирования с ведущей ролью проприоцептивных обратных связей

 

9-10 лет – формирование программного управления по механизму центральных команд

 

11-17 лет  - усовершенствование программного управления по механизму

центральных команд


РАЗВИТИЕ	КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ  СИСТЕМЫ  (1,4,11)

 

 

 

 

 

 

 


Показатели	7 лет	11 лет	14 лет	Взросл
ые
Количество крови, % от
массы тела	10	8	7–8	5–8
Количество эритроцитов,
1012/л	4,8	4,9	4,9	5,0
Содержание гемоглобина,
г/л	128	132	140	150
Количество лейкоцитов, 109/л	10	9	8	4–9

                                  Показатели в
покое	
7 лет	
11 лет	
14 лет	
Взрослые

ЧСС, уд/мин	
90–100	
80–85	
70–80	
60–80

МОК, л/мин	
3,0	
3,2	
3,8	
4,5–5

АД, мм рт. ст.	
105/65	
110/70	
110/80	
120/80

 

 

Параметр

7 лет

11 лет

14 лет

Нетренированные взрослые

ЧДД

2025

20

1820

1218

ДО, мл

150

250

300

500

МОД, л/мин

3,0–3,5

5,0

5,5–6,0

6,0–9,0

ЖЕЛ, л

1,4

2,0

2,7

3,0–4,0

МВЛ, л/мин

40

55

70

140 мужчины, 100 женщины

Задержка дыхания на вдохе, с

25

40

45

50–60

Задержка дыхания на выдохе, с

15

20

25

35–40


 

 

 

 

 

 

 


 

Эпифиз

 

 

 

Гипофиз


Железы

Особенности работы

С 67 лет железистые клетки эпифиза начинают замещаться соединительной тканью, его активность снижается и в результате возрастает активность ГГС, особенно заметно после  11  лет.  Однако  полностью  эпифиз  не  атрофируется:  у  взрослых  он  участвует  в регуляции биологических ритмов

После   лет по  мере  атрофии  эпифиза,  секреция   СТГ  начинает  повышаться что приводит   к   ускорению   роста После   11   лет   начительно   увеличивается   секреция тиреотропного, соматотропного, гонадотропных гормонов. В результате запускаются процессы  полового  созревания,  происходит  пубертатный  скачок  роста,  возрастают объем и сила мышц.


 


РАЗВИТИЕ	ЭНДОКРИННОЙ  СИСТЕМЫ  (1,4,10,11)Поджелудочная железа

 

 

 

 

Корковый слой

надпочечников

Мозговой слой

надпочечников


Секреция инсулина увеличивается в 67 лет, а затем во время пубертата, когда снова усиливаются процессы роста. Это повышает нагрузку на поджелудочную железу, из-за чего  в  612  лет  повышается  заболеваемость  сахарным  диабетом  I  типа.  При  плохо контролируемом     диабете    у    детей    нередко    наблюдаются    задержка    роста    и физического развития.

Активен. В 7 лет продукция кортикоидов временно снижается, а затем снова нарастает

вплоть до взрослого возраста.

увеличивается до 7–8 лет. Однако важную роль в физиологических процессах он

начинает играть позже, с началом пубертата.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Щитовидная железа

 

 

 

Паращитовидная железа Тимус

 

 

Половые железы


увеличивается до 7–8 лет.  Однако важную роль в физиологических процессах он начинает играть позже, с началом пубертата. Из-за высокой активности щитовидной железы у подростков повышен риск развития гипертиреоза, который проявляется в виде чрезмерной возбудимости, похудания, учащения пульса, нарушений сна.

Достигают максимального уровня функционирования к 10 годам. К 12 годам секреторная

ткань частично замещается жировой, и этот процесс далее продолжается с возрастом.

К 7 годам активность снижается. В 1213  лет начинает атрофироваться: железистая ткань замещается жировой и соединительной. По мере того, как активность железы снижается, происходит серьезная перестройка иммунной системы и усиливается выработка половых гормонов.

В   7 лет   возникают   первые   половые   различия   в   деятельности   некоторых   систем организма. К 8–9 годам у девочек появляются жировые отложения на бедрах и животе. С 1011   лет   у   девочек   начинает   увеличиваться   грудь у   мальчиков   ускоряется   рост внутренних и наружных половых органов начинается половое созревание


СТАДИИ  ПОЛОВОЙ  ЗРЕЛОСТИ	(1,11) 



СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ	РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ	КАЧЕСТВ (ПЕРИОД,
В  КОТОРОМ	КАКОЕ-ЛИБО	КАЧЕСТВО	РАЗВИВАЕТСЯ НАИБОЛЕЕ  ИНТЕНСИВНО)  (1,11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Физическое качество

Возраст

Гибкость

315

Ловкость

7–14

Быстрота

1014

Сила

1417

Аэробная выносливость

1520


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ	БЫСТРОТЫ  (1,11)6–7 лет — скорость одиночного движения больше у мышц дистальных частей конечностей (мышц

пальцев)

 

 

61113 лет растет  максимальная частота движений,  она увеличивается в 1,5 раза, благодаря чему, в частности, повышается скорость бега. Прирост продолжается до 1718 лет

 

 

12 лет укорачивается латентное время простой двигательной реакции 14 лет укорачивается латентное время сложной двигательной реакции 15 лет параметры реакции соответствуют взрослому человеку


 

 

 

 

 

 

 

      РАЗВИТИЕ  СИЛЫ  (1,11)Возраст 7–10 лет. Начинает повышаться доля гликолитических волокон, совершенствуется координация.

Относительная сила начинает увеличиваться. Благодаря этому улучшаются скоростно-силовые возможности детей.

      Наибольшую силу имеют сгибатели туловища и бедра. Сила сгибателей туловища превышает силу разгибателей до 9–10 лет, что затрудняет удержание правильной осанки.

      Мышечно-связочный аппарат брюшного пресса и стопы развит еще недостаточно, что может спровоцировать возникновение плоскостопия и грыж при поднятии тяжестей.

      В 10 лет дети еще не способны к длительной силовой работе, особенно статической; кратковременные скоростно-силовые динамические нагрузки они переносят легче.

 

 

      Возраст 1114 лет. Возрастает доля гликолитических волокон, развиваются системы анаэробной выработки энергии. В результате примерно в 12 лет у девочек, в 13 лет у мальчиков начинается интенсивный прирост собственно силовых и скоростно-силовых способностей: абсолютной

и относительной силы, прыгучести, резкости ударов и бросков.

      Увеличение размеров мышечных волокон и совершенствование их сократительного аппарата

продолжается до 20, а иногда и до 25 лет. Соответственно только к этому возрасту человек достигает

расцвета своих силовых и скоростно-силовых способностей.


 

 

 

 

 

     РАЗВИТИЕ	ВЫНОСЛИВОСТИ  (1,11)Возраст 7–10 лет. По мере созревания сердечно-сосудистой и дыхательной систем начинает увеличиваться аэробная выносливость; наиболее заметный прирост идет в 9–10 лет. Силовая и скоростно-силовая выносливость повышаются незначительно.

      Возраст 1114 лет. В начале пубертата темпы развития выносливости временно замедляются.

Но к 13 годам уже достаточно созревают ССС и ДС, совершенствуется регуляция их деятельности, в красных мышечных волокнах повышается активность ферментов аэробного синтеза АТФ. Возрастают абсолютные показатели МПК, усиливается аэробная выработка

энергии и улучшается аэробная выносливость. Если с 7 до 10 лет средний объем аэробной

работы повышается всего в 1,5 раза, то с 11 до 14 лет еще в 2,53 раза.

      В 14 лет дети уже гораздо лучше переносят длительные аэробные нагрузки средней

и субмаксимальной аэробной мощности, однако еще уступают взрослым. Выносливость к анаэробным нагрузкам, как уже говорилось, начинает повышаться после 14 лет.

     Наивысшего развития скоростная выносливость достигает в 15 лет, силовая — в 20, общая — в 20–30. Именно поэтому лыжники и бегуны на длинные дистанции показывают свои лучшие результаты гораздо позже, чем представители других видов спорта.


 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ  ГИБКОСТИ  (1,11)Между гибкостью и силой существует отрицательная взаимосвязь

 

     7–10 лет увеличивается подвижность позвоночника на сгибание

 

     7–1215 увеличивается подвижность позвоночника на разгибание

 

     9–10 лет и до 1213 лет максимальный прирост подвижности суставов

плечевого пояса при сгибании и разгибании

 

     7–10 лет и до 13–15 лет максимальный прирост подвижности тазобедренных

суставов


 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ  ЛОВКОСТИ	(1,11)7 лет за счет созревания ЦНС улучшаются координация и экстраполяция, а также

чувство времени. Все это благоприятствует развитию ловкости. Точность движений еще в 1,52 раза ниже, чем в 14 лет

 

7–10 лет растет способность выполнять точные движения. Точность мелких движений

повышается

 

1314 лет ловкость уже достаточно развита, но продолжает улучшаться до 1718 лет


 

 

 

 

 

 

 

        ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ  ПРИ ФИЗИЧЕСКИХ	НАГРУЗКАХ  У  ДЕТЕЙ  (1,11,12)Предстартовая реакция — выражена ярче.

 

        Врабатывание — происходит быстрее.

 

        Устойчивое состояние до 6–7 лет отсутствует и развивается при циклических нагрузках только к 10 годам. При смешанных нагрузках данное состояние развивается к 14 годам.

 

        Утомление — из-за незрелости регуляторных систем, плохой переносимости кислородного долга и отсутствия адекватного восприятия своего состояние у детей до 1113 лет утомление развивается быстро. Скорость и координация движений, согласованность двигательных и вегетативных функций, общая работоспособность при утомлении нарушаются сильнее.

 

        Восстановление — если использовать только аэробные нагрузки, то восстановление идет

быстрее. Если смешанные нагрузки, то время восстановления увеличивается.


ПРАВИЛА  ТРЕНИРОВОК  ДЕТЕЙ  И  ПОДРОСТКОВ	(1)

 

 

 

 

 

 


         Занятия должны быть направлены на общее укрепление здоровья

         Физические упражнения должны способствовать формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков

         Нагрузки должны соответствовать уровню физической подготовленности ребенка и хорошо им переноситься

         При разработке урока акцент ставится больше на педагогической (обучающей) стороне процесса и гармоничном развитии организма


СПОСОБЫ  ОЦЕНКИ  РАБОТОСПОСОБНОСТИ	(12)

 

 

 

 

 

 

 


Источник

Мощность

Ёмкость

Экономичность

Аэробный

        МПК

        PWC170

        АП

        ЧССмакс

        W900

 

        Ватт-пульс

        Пульсовая стоимость единицы работы

        Кислородная

стоимость единицы работы

Лактацидный

        Тест Tornval E.

        W240

        W40

        Вингейтский тест

        МФ МКД

        Максимальная концентрация лактата в крови

        Тест на удержание

критической

мощности

        Коэффициент К

уравнения Мюллера

        Гарвардский степ-

тест

Фосфогенный

        Лестничный тест

        Margaria R.

        Тест МАМ

        Wmax

        БФ МКД

        ИНПД


ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ	(1) 



 

 

 

 

1.  СПИСОК	РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреева М.Б., Бабкина Д.В., Меркурьев В.А., Усачева Г.С. Под ред. Калашникова Д.Г. Фитнес – тренировки детей 3-14 лет – М.: Практическая медицина,

2020.

2.   Баранцев С. А., Криволапчук И. А., Герасимова А. А., Криволапчук И. И. Алгоритм определения комплексной оценки физической работоспособности и подготовленности школьников 1114 лет. 2014.

3.   Баранцев С. А., Чернова М. Б., Мышъяков В. В., Герасимов М. М. Физическая работоспособность как фактор функционального состояния и ее диагностика у школьников 9–10 лет. 2017.

4.  Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

5.  Криволапчук И. А., Баранцев С. А., Герасимова А. А. Определение допустимой и оптимальной продолжительности циклических нагрузок с учетом возраста и физического состояния школьников. 2015.

6.  Криволапчук И. А., Баранцев С. А., Мышъяков В. В. Классификация физических нагрузок на основе анализа зависимости «доза — эффект» у детей 9–10 лет.

2018.

7.  Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А. Нормирование нагрузок на основе анализа зависимости «доза — эффект» у детей 7–8 лет. 2016.

8.  Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А., Герасимов М. М. Классификация нагрузок по величине: анализ зависимости «доза — эффект» у детей 7–8 лет. 2016.

9.  Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А., Мышъяков В. В. Обоснование батареи тестов для оценки физической работоспособности детей 7–

12 лет в полевых условиях. 2015.

10.  Курепина М.М., Ожигоа А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. М.: Владос, 2010.

11.  Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. — М.: Олимпия Пресс, 2005.

12.  Сонькин В. Д. Возрастная физиология мышечной деятельности: Курс лекций. — М.: Министерство спорта РФ, ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2012.

13.  Сонькин В. Д. Законы растущего организма: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

14.  Сонькин В. Д., Маслова Г. М. Проблема оценки физической работоспособности детей и подростков. 2008.

15.  Фрейдлин И. С. Особенности иммунитета у детей разного возраста. 2015.


 

 

 

 

 

 

 

    Иллюстрации взяты из открытых источников интернет-ресурсов и источников, которые использовались при подготовке к докладу.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


 

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ	ШКОЛЬНИКОВ

ЗА К О Н Ы В ОЗ Р А С Т Н О

ЗА К О Н Ы В ОЗ Р А С Т Н О

О С О Б Е НН О С Т И Р А З В

О С О Б Е НН О С Т И Р А З В

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ	ШКОЛЬНИКОВ

Т Е М П Ы Р О С Т А И

Т Е М П Ы Р О С Т А И

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ П РО

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ П РО

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ	ШКОЛЬНИКОВ

К Р И В А Р О С Т А П О

К Р И В А Р О С Т А П О

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА

ЭН Е Р Г Е Т ИЧ Е С К И Й О

ЭН Е Р Г Е Т ИЧ Е С К И Й О

Т Е Р М О Г Е Н Е З ( 1 , 11 , 1 2 , 1 3 )

Т Е Р М О Г Е Н Е З ( 1 , 11 , 1 2 , 1 3 )

Шейный и грудной изгибы закрепляются к 7 годам, п о я с н и чн ы й — в 1 2 – 1 4 л…

Шейный и грудной изгибы закрепляются к 7 годам, п о я с н и чн ы й — в 1 2 – 1 4 л…

Р А З В И Т И Е О Д А ( 1 , 4 , 1 0 , 11 )

Р А З В И Т И Е О Д А ( 1 , 4 , 1 0 , 11 )

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ

Г Е Т Е Р О Х Р О НН О С Т Ь

Г Е Т Е Р О Х Р О НН О С Т Ь

ВЛИЯНИЕ МУЖСКИХ ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ

ВЛИЯНИЕ МУЖСКИХ ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ

• 1 этап — возраст от 7 до 9 лет — период поступательного развития всех механизмов энергетического обеспечения с преимуществом аэробных систем. • 2 этап…

• 1 этап — возраст от 7 до 9 лет — период поступательного развития всех механизмов энергетического обеспечения с преимуществом аэробных систем. • 2 этап…

ОНТОГЕНЕЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВОЗ

ОНТОГЕНЕЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВОЗ

В О З Р А С ТН Ы Е О С О Б Е

В О З Р А С ТН Ы Е О С О Б Е

Р А З В И Т И Е К А Р Д И О -

Р А З В И Т И Е К А Р Д И О -

Задержка дыхания на выдохе, с 15 20 25 35–40

Задержка дыхания на выдохе, с 15 20 25 35–40

Эпифиз Гипофиз Железы

Эпифиз Гипофиз Железы

Щитовидная железа Паращитовидная железа

Щитовидная железа Паращитовидная железа

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ	ШКОЛЬНИКОВ

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

Р АЗВ И Т И Е Б Ы С Т Р О Т

Р АЗВ И Т И Е Б Ы С Т Р О Т

Р А З В И Т И Е С ИЛ Ы ( 1 , 11 )

Р А З В И Т И Е С ИЛ Ы ( 1 , 11 )

Р АЗВ И Т И Е В Ы Н О С Л И

Р АЗВ И Т И Е В Ы Н О С Л И

Р АЗВ И Т И Е Г И Б К О С Т

Р АЗВ И Т И Е Г И Б К О С Т

Р А З В И Т И Е ЛО В К О С Т

Р А З В И Т И Е ЛО В К О С Т

О С ОБ Е НН О С Т И Ф У Н К

О С ОБ Е НН О С Т И Ф У Н К

П Р А В И Л А Т Р Е НИ Р О

П Р А В И Л А Т Р Е НИ Р О

С П О С ОБ Ы О Ц Е Н К И

С П О С ОБ Ы О Ц Е Н К И

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ	ШКОЛЬНИКОВ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Иллюстрации взяты из открытых источников интернет-ресурсов и источников, которые использовались при подготовке к докладу

Иллюстрации взяты из открытых источников интернет-ресурсов и источников, которые использовались при подготовке к докладу

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ	ШКОЛЬНИКОВ
Скачать файл