• Ребенок – это не “маленький взрослый”.
• Ребенок не “готовится к жизни”.
• Программа развития организма записана в генах, но может корректироваться.
• ЭТАПНОСТЬ, то есть объективное разделение онтогенеза на отрезки, различающиеся набором решаемых организмом задач и свойствами физиологических систем.
• ГЕТЕРОХРОННОСТЬ, то есть разновременное созревание функциональных систем, причем в первую очередь созревают те из них, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития.
• ГЕТЕРОДИНАМНОСТЬ, то есть наличие разных типов динамики роста.
• ГЕТЕРОСЕНСИТИВНОСТЬ, то есть различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем к разным внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.
• НАРАСТАЮЩАЯ ГЕТЕРОГЕННОСТЬ, то есть усложнение организации за счет повышения разнообразия и специализации элементов (в том числе - клеточных и тканевых структур).
• ГЕТЕРОТОПНОСТЬ, то есть неравномерность развития, связанная с местоположением тканей относительно
«центра» и «периферии». Гетеротопность проявляется в наличии краниокаудального (от головы к хвосту) градиента и центрально-периферического (от проксимальных к дистальным звеньям) градиента развития: раньше созревают структуры, расположенные ближе к голове, а также структуры, расположенные ближе к центру, по сравнению с периферическими.
• ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, то есть постепенная смена генерализованных вариантов реакции организма на внешнее воздействие более локальными, специализированными и экономичными реакциями на уровне периферических структур.
• ЭКОНОМИЗАЦИЯ, то есть уменьшение функционального ответа биосистемы на адекватное воздействие извне, в том числе за счет дифференциации.
• БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ, то есть повышение эффективности, экономичности и надежности функционирования биосистемы по мере ее развития.
• АДАПТИВНОСТЬ, то есть согласованность всех частных особенностей функционирования с объективными
параметрами организма и среды его обитания.
Период жизни |
Энергетическая цена процессов роста (% от среднесуточного поглощения энергии) |
6–7-й год жизни |
0,5–0,6 |
8–11-й год жизни |
0,1–0,2 |
12–15-й год жизни |
0,5–0,7 |
16–18-й год жизни |
0,02–0,04 |
• в 7 лет — 50
• в 14 лет — 40 (1300–1400 ккал)
• у взрослого — в среднем 24 (1700 ккал)
Общий суточный расход энергии возрастает по
мере роста:
• в 7–10 лет — до 1800
• в 11–14 лет — до 2300 ккал; точные цифры зависят от массы тела, количества мышечной ткани, уровня двигательной активности
НЕСОКРАТИТЕЛЬНЫЙ
Преобладает в первые 11 лет
Шейный и грудной изгибы закрепляются к 7 годам,
поясничный — в 12–14 лет.
Окончательно изгибы формируются только к 20–25
годам.
С 5–7 и до 10–11 лет наблюдается активный рост конечностей, который опережает рост туловища, вследствие чего пропорции ребенка постепенно приближаются к взрослым.
В 13–14 лет начинается пубертатный скачок роста — резкое, до 10 см в год, увеличение длины тела, в первую очередь за счет роста трубчатых костей. Рост конечностей значительно опережает рост туловища, из- за чего временно нарушаются пропорции тела и координация движений.
• С 7 лет развитие соматосенсорной системы ускоряется и к 12–14 годам в целом заканчивается: завершается формирование проприорецепторов; созревают нервно-мышечные синапсы.
• С 7 до 12 лет постепенно увеличивается лабильность нервной и
мышечной ткани.
• В 6–7 лет активно развиваются мышцы рук, в том числе мелкие мышцы
кистей.
• В пубертате идет активный рост всех мышц, но в первую очередь — крупных мышц спины и конечностей. При этом длина сухожилий
увеличивается быстрее длины мышечного брюшка, что позволяет
мышцам не отставать от активно растущих трубчатых костей.
• После 10 лет ускоряется развитие сухожильно-связочного аппарата,
но максимальную прочность сухожилия набирают к 20 годам.
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ МЫШЕЧНЫХ ВОЛОКОН В ЧЕТЫРЕХГЛАВОЙ МЫШЦЕ БЕДРА ЧЕЛОВЕКА (12) |
||||||
|
120 |
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
||
80 |
|
|
|
|
||
60 |
|
|
|
|
||
40 |
|
|
|
|
||
20 |
|
|
|
|
||
0 |
|
|
|
|
||
|
МВ недиф |
MB I |
MB IIB |
MB IIA |
По оси абсцисс ─ возраст от 4 месяцев внутриутробного развития до 70 лет.
По оси ординат ─ доля волокон (%): MB недифференцированные, MBI, MBIIA, MBIIB.
|
Масса мышц ног Масса мышц рук Масса тела |
|
||||||||
4,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
8 |
9 |
10 |
11 12 13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
|
|
|
|
|
Возраст, лет |
|
|
|
|
|
(по: З. Т. Мусаева, Р. В. Тамбовцева,
1987)
• 1 этап — возраст от 7 до 9 лет — период поступательного развития всех механизмов
энергетического обеспечения с преимуществом аэробных систем.
• 2 этап — возраст 9–10 лет — период расцвета аэробных возможностей; роль анаэробных
механизмов мала.
• 3 этап — период от 10 до 12–13 лет — отсутствие приростов аэробных возможностей; умеренный прирост анаэробных возможностей; развитие фосфагенного и анаэробно-гликолитического механизмов протекает синхронно.
• 4 этап — возраст от 13 до 14 лет — существенный прирост аэробных возможностей; торможение прироста анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения; фосфагенный механизм развивается пропорционально увеличению массы тела.
• 5 этап — возраст 14–15 лет — прекращение роста аэробных возможностей, резкое увеличение емкости анаэробно-гликолитического процесса; развитие фосфагенного механизма по-прежнему пропорционально увеличению массы тела.
• 6 этап — период от 15 до 17 лет — аэробные возможности растут пропорционально массе тела; продолжают быстро нарастать анаэробно-гликолитические возможности; значительно ускоряется развитие механизмов фосфагенной энергопродукции; завершается формирование дефинитивной структуры энергообеспечения мышечной деятельности.
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ
300
250
200
150
100
50
0
1-е детство 2-е детство препубертат пубертат взрослый
регулирования с ведущей ролью проприоцептивных обратных связей
9-10 лет – формирование программного управления по механизму центральных команд
11-17 лет - усовершенствование программного управления по механизму
центральных команд
Параметр |
7 лет |
11 лет |
14 лет |
Нетренированные взрослые |
ЧДД |
20–25 |
20 |
18–20 |
12–18 |
ДО, мл |
150 |
250 |
300 |
500 |
МОД, л/мин |
3,0–3,5 |
5,0 |
5,5–6,0 |
6,0–9,0 |
ЖЕЛ, л |
1,4 |
2,0 |
2,7 |
3,0–4,0 |
МВЛ, л/мин |
40 |
55 |
70 |
140 мужчины, 100 женщины |
Задержка дыхания на вдохе, с |
25 |
40 |
45 |
50–60 |
Задержка дыхания на выдохе, с |
15 |
20 |
25 |
35–40 |
Эпифиз
Гипофиз
Особенности работы
С 6–7 лет железистые клетки эпифиза начинают замещаться соединительной тканью, его активность снижается и в результате возрастает активность ГГС, особенно заметно после 11 лет. Однако полностью эпифиз не атрофируется: у взрослых он участвует в регуляции биологических ритмов
После 7 лет, по мере атрофии эпифиза, секреция СТГ начинает повышаться, что приводит к ускорению роста. После 11 лет начительно увеличивается секреция тиреотропного, соматотропного, гонадотропных гормонов. В результате запускаются процессы полового созревания, происходит пубертатный скачок роста, возрастают объем и сила мышц.
Поджелудочная железа
Корковый слой
надпочечников
Мозговой слой
надпочечников
Секреция инсулина увеличивается в 6–7 лет, а затем во время пубертата, когда снова усиливаются процессы роста. Это повышает нагрузку на поджелудочную железу, из-за чего в 6–12 лет повышается заболеваемость сахарным диабетом I типа. При плохо контролируемом диабете у детей нередко наблюдаются задержка роста и физического развития.
Активен. В 7 лет продукция кортикоидов временно снижается, а затем снова нарастает
вплоть до взрослого возраста.
увеличивается до 7–8 лет. Однако важную роль в физиологических процессах он
начинает играть позже, с началом пубертата.
Щитовидная железа
Паращитовидная железа Тимус
Половые железы
увеличивается до 7–8 лет. Однако важную роль в физиологических процессах он начинает играть позже, с началом пубертата. Из-за высокой активности щитовидной железы у подростков повышен риск развития гипертиреоза, который проявляется в виде чрезмерной возбудимости, похудания, учащения пульса, нарушений сна.
Достигают максимального уровня функционирования к 10 годам. К 12 годам секреторная
ткань частично замещается жировой, и этот процесс далее продолжается с возрастом.
К 7 годам активность снижается. В 12–13 лет начинает атрофироваться: железистая ткань замещается жировой и соединительной. По мере того, как активность железы снижается, происходит серьезная перестройка иммунной системы и усиливается выработка половых гормонов.
В 7–8 лет возникают первые половые различия в деятельности некоторых систем организма. К 8–9 годам у девочек появляются жировые отложения на бедрах и животе. С 10–11 лет у девочек начинает увеличиваться грудь, у мальчиков ускоряется рост внутренних и наружных половых органов – начинается половое созревание
Физическое качество |
Возраст |
Гибкость |
3–15 |
Ловкость |
7–14 |
Быстрота |
10–14 |
Сила |
14–17 |
Аэробная выносливость |
15–20 |
6–7 лет — скорость одиночного движения больше у мышц дистальных частей конечностей (мышц
пальцев)
6–11–13 лет — растет максимальная частота движений, она увеличивается в 1,5 раза, благодаря чему, в частности, повышается скорость бега. Прирост продолжается до 17–18 лет
12 лет — укорачивается латентное время простой двигательной реакции 14 лет — укорачивается латентное время сложной двигательной реакции 15 лет — параметры реакции соответствуют взрослому человеку
• Возраст 7–10 лет. Начинает повышаться доля гликолитических волокон, совершенствуется координация.
Относительная сила начинает увеличиваться. Благодаря этому улучшаются скоростно-силовые возможности детей.
• Наибольшую силу имеют сгибатели туловища и бедра. Сила сгибателей туловища превышает силу разгибателей до 9–10 лет, что затрудняет удержание правильной осанки.
• Мышечно-связочный аппарат брюшного пресса и стопы развит еще недостаточно, что может спровоцировать возникновение плоскостопия и грыж при поднятии тяжестей.
• В 10 лет дети еще не способны к длительной силовой работе, особенно статической; кратковременные скоростно-силовые динамические нагрузки они переносят легче.
• Возраст 11–14 лет. Возрастает доля гликолитических волокон, развиваются системы анаэробной выработки энергии. В результате примерно в 12 лет у девочек, в 13 лет у мальчиков начинается интенсивный прирост собственно силовых и скоростно-силовых способностей: абсолютной
и относительной силы, прыгучести, резкости ударов и бросков.
• Увеличение размеров мышечных волокон и совершенствование их сократительного аппарата
продолжается до 20, а иногда и до 25 лет. Соответственно только к этому возрасту человек достигает
расцвета своих силовых и скоростно-силовых способностей.
• Возраст 7–10 лет. По мере созревания сердечно-сосудистой и дыхательной систем начинает увеличиваться аэробная выносливость; наиболее заметный прирост идет в 9–10 лет. Силовая и скоростно-силовая выносливость повышаются незначительно.
• Возраст 11–14 лет. В начале пубертата темпы развития выносливости временно замедляются.
Но к 13 годам уже достаточно созревают ССС и ДС, совершенствуется регуляция их деятельности, в красных мышечных волокнах повышается активность ферментов аэробного синтеза АТФ. Возрастают абсолютные показатели МПК, усиливается аэробная выработка
энергии и улучшается аэробная выносливость. Если с 7 до 10 лет средний объем аэробной
работы повышается всего в 1,5 раза, то с 11 до 14 лет — еще в 2,5–3 раза.
• В 14 лет дети уже гораздо лучше переносят длительные аэробные нагрузки средней
и субмаксимальной аэробной мощности, однако еще уступают взрослым. Выносливость к анаэробным нагрузкам, как уже говорилось, начинает повышаться после 14 лет.
• Наивысшего развития скоростная выносливость достигает в 15 лет, силовая — в 20, общая — в 20–30. Именно поэтому лыжники и бегуны на длинные дистанции показывают свои лучшие результаты гораздо позже, чем представители других видов спорта.
Между гибкостью и силой существует отрицательная взаимосвязь
• 7–10 лет — увеличивается подвижность позвоночника на сгибание
• 7–12–15 — увеличивается подвижность позвоночника на разгибание
• 9–10 лет и до 12–13 лет — максимальный прирост подвижности суставов
плечевого пояса при сгибании и разгибании
• 7–10 лет и до 13–15 лет — максимальный прирост подвижности тазобедренных
7 лет — за счет созревания ЦНС улучшаются координация и экстраполяция, а также
чувство времени. Все это благоприятствует развитию ловкости. Точность движений еще в 1,5–2 раза ниже, чем в 14 лет
7–10 лет — растет способность выполнять точные движения. Точность мелких движений
повышается
13–14 лет — ловкость уже достаточно развита, но продолжает улучшаться до 17–18 лет
• Предстартовая реакция — выражена ярче.
• Врабатывание — происходит быстрее.
• Устойчивое состояние — до 6–7 лет отсутствует и развивается при циклических нагрузках только к 10 годам. При смешанных нагрузках данное состояние развивается к 14 годам.
• Утомление — из-за незрелости регуляторных систем, плохой переносимости кислородного долга и отсутствия адекватного восприятия своего состояние у детей до 11–13 лет утомление развивается быстро. Скорость и координация движений, согласованность двигательных и вегетативных функций, общая работоспособность при утомлении нарушаются сильнее.
• Восстановление — если использовать только аэробные нагрузки, то восстановление идет
быстрее. Если смешанные нагрузки, то время восстановления увеличивается.
• Физические упражнения должны способствовать формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков
• Нагрузки должны соответствовать уровню физической подготовленности ребенка и хорошо им переноситься
• При разработке урока акцент ставится больше на педагогической (обучающей) стороне процесса и гармоничном развитии организма
Источник |
Мощность |
Ёмкость |
Экономичность |
Аэробный |
• МПК • PWC170 • АП • ЧССмакс • W900 |
|
• Ватт-пульс • Пульсовая стоимость единицы работы • Кислородная стоимость единицы работы |
Лактацидный |
• Тест Tornval E. • W240 • W40 • Вингейтский тест |
• МФ МКД • Максимальная концентрация лактата в крови • Тест на удержание критической мощности • Коэффициент К уравнения Мюллера |
• Гарвардский степ- тест |
Фосфогенный |
• Лестничный тест • Margaria R. • Тест МАМ • Wmax |
• БФ МКД |
• ИНПД |
1. Андреева М.Б., Бабкина Д.В., Меркурьев В.А., Усачева Г.С. Под ред. Калашникова Д.Г. Фитнес – тренировки детей 3-14 лет – М.: Практическая медицина,
2020.
2. Баранцев С. А., Криволапчук И. А., Герасимова А. А., Криволапчук И. И. Алгоритм определения комплексной оценки физической работоспособности и подготовленности школьников 11–14 лет. 2014.
3. Баранцев С. А., Чернова М. Б., Мышъяков В. В., Герасимов М. М. Физическая работоспособность как фактор функционального состояния и ее диагностика у школьников 9–10 лет. 2017.
4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.
5. Криволапчук И. А., Баранцев С. А., Герасимова А. А. Определение допустимой и оптимальной продолжительности циклических нагрузок с учетом возраста и физического состояния школьников. 2015.
6. Криволапчук И. А., Баранцев С. А., Мышъяков В. В. Классификация физических нагрузок на основе анализа зависимости «доза — эффект» у детей 9–10 лет.
2018.
7. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А. Нормирование нагрузок на основе анализа зависимости «доза — эффект» у детей 7–8 лет. 2016.
8. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А., Герасимов М. М. Классификация нагрузок по величине: анализ зависимости «доза — эффект» у детей 7–8 лет. 2016.
9. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А., Мышъяков В. В. Обоснование батареи тестов для оценки физической работоспособности детей 7–
12 лет в полевых условиях. 2015.
10. Курепина М.М., Ожигоа А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М.: Владос, 2010.
11. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. — М.: Олимпия Пресс, 2005.
12. Сонькин В. Д. Возрастная физиология мышечной деятельности: Курс лекций. — М.: Министерство спорта РФ, ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2012.
13. Сонькин В. Д. Законы растущего организма: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
14. Сонькин В. Д., Маслова Г. М. Проблема оценки физической работоспособности детей и подростков. 2008.
15. Фрейдлин И. С. Особенности иммунитета у детей разного возраста. 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.