Л.Ю. Казанцева, Е.Ю. Елховикова
Россия, г. Челябинск
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК МАЛЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Физкультминутки и динамические паузы – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности. Ценность физкультминуток в том, что они являются средством переключения от пассивного сидения к движению. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствуют расслаблению мышц выполняющих значительную статическую нагрузку, обеспечивают подготовку к дальнейшей учебной деятельности, помогают «сбросить» накопившийся груз отрицательных эмоций (после опроса или контрольной работы).
Проведение физкультминуток и динамических пауз должно решать следующие задачи: возможность уменьшить влияние статической нагрузки на организм и профилактика нарушений осанки; восстановление и активизация функций организма, умственной работоспособности и внимания учащихся; эмоциональная разгрузка учеников; повышение способности к восприятию учебного материала.
Физкультминутки и динамические паузы, относятся к малым формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и относятся к упражнениям профилактической направленности.
В состав упражнений для физкультминуток и динамических пауз обязательно включают упражнения по формированию осанки, улучшению мозгового кровообращения, укреплению зрения и др. Упражнения должны охватывать крупные мышечные группы, быть простыми для выполнения. Они выполняются стоя или сидя, рекомендуется выполнять потягивания и прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприсяды и присяды с различными движениями рук. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием. Возможны упражнения с небольшой задержкой дыхания. Комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 6-10 раз.
Классификация физкультминуток и динамических пауз по воздействию на системы организма:
- общего воздействия;
- для улучшения мозгового кровообращения;
- упражнения для снятия утомления с мышц туловища;
- упражнения для снятия утомления с мышц ног;
- упражнения для снятия утомления с глаз.
Физкультминутки и динамические паузы проводятся при появлении первых признаков утомления, при нарушении внимания, при снижении активности на уроке.
Физкультминутки и динамические паузы проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проводить физкультминутки и динамические паузы может «дежурный по классу», физорг или можно использовать видео комплекс. Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес учащихся на начальном этапе использования физкультминуток, может какой-либо переходящий приз, которым награждается лучший ряд, парта или ученик.
Из предложенных упражнений можно составлять различные комплексы физкультминуток и динамических пауз, меняя исходные положения и направленность воздействия на организм.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
1 Исходное положение (И.П.) –сидя на стуле, руки на коленях. 1- наклонить голову вправо; 2- повернуть голову вправо; 3-наклонить голову вперед; 4-и.п.5-8-тоже влево. Повторить 8-10 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями Темп медленный.
2 И.П.-стоя, руки на поясе. 1-наклонить голову вправо; 2-перекатить голову вперед-вправо;3-перекатить голову вперед влево; 4-и.п.;5-8 тоже с наклоном головы влево Повторить 8-10 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями Темп медленный.
3 И.П.- основная стойка (о.с.). 1-наклониться вперед, расслабленные руки тянуться вниз;2-7-повороты головы вправо-влево (вперед-назад);8-и.п. Повторить 8-10 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса
1 И.п.- стоя, руки на поясе. 1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-и.п.; 3-правую руку вверх, левую вперёд; 4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
2 И.П.-стоя или сидя, руки на поясе. 1-свести локти вперед, голову наклонить вперёд; 2-и.п.; 3-локти назад, прогнуться; 4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями Темп медленный.
3 И.П.- сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак, 2-разжать кисти. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
1 И.П.-стойка ноги врозь, руки за голову. 1-4-круговые движения бедрами вправо;5-8-тоже влево. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.
2 И.П. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1- наклон вправо, правая рука скользит вниз, левая вверх; 2-и.п.; 3- наклон влево, левая рука скользит вниз, правая вверх; 4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3 И.П. сидя на стуле, руки на поясе. 1-повернуться назад через правое плечо, коснуться руками спинки стула, 2-и.п.;3-4-тоже через левое плечо. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с мышц ног
1 И.П.-стоя, руки в стороны. 1-поднять согнутую правую ногу, доÐ90°, руки вверх; 2-и.п.; 3- поднять согнутую левую ногу, доÐ90°, руки вверх; 4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.
2 И.П.-стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-поворот кругом в стойку, скрестив ноги; 2-и.п.; 3-4-тоже вправо. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3 И.П.- стоя, руки на поясе. 1-полуприсяд, руки за голову, 2-и.п.; 3-подняться на носки, руки в стороны;4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с глаз
1 Закройте глаза и производите ими круговые движения налево, вверх, направо, вниз; затем направо, вверх, налево, вниз. Повторить по 5-10 раз в каждом направлении. Темп медленный. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений. Повторите по 5 раз.
2 Вытяните правую руку вперед, зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца, сопровождая ноготь взглядом перемещайте руку вправо и влево по горизонтали. Повторить по 5 каждой рукой. Темп медленный.
3 Вытяните правую руку вперед зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца, сопровождая ноготь взглядом приближайте кисть к носу и так же медленно приведите её в и.п. Повторить по 5 каждой рукой. Темп медленный.
Таким образом, с одной стороны физминутки и динамические паузы являются типичными формами физической активности на уроке, которые направлены на преодоление утомления, с другой стороны они проводятся с целью оздоровления и профилактики заболеваний, в то же время они способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении
ЖИВИТЕ ЗДОРОВО!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.