ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК МАЛЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Оценка 4.6

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК МАЛЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физическая культура
21.09.2024
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК МАЛЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья.docx

Л.Ю. Казанцева, Е.Ю. Елховикова

Россия, г. Челябинск

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК МАЛЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Физкультминутки и динамические паузы – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности. Ценность физкультминуток в том, что они являются средством переключения от пассивного сидения к движению. Выполняемые  упражнения дают  нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствуют расслаблению мышц выполняющих значительную статическую нагрузку, обеспечивают подготовку к дальнейшей  учебной деятельности, помогают «сбросить» накопившийся груз отрицательных эмоций (после опроса или контрольной работы).

 Проведение физкультминуток и динамических пауз должно решать следующие задачи: возможность уменьшить влияние статической нагрузки на организм и профилактика нарушений осанки; восстановление и активизация функций организма, умственной работоспособности и внимания учащихся; эмоциональная разгрузка учеников; повышение способности к  восприятию учебного материала.

Физкультминутки и динамические  паузы, относятся к малым формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и относятся к упражнениям профилактической направленности.

В состав упражнений для физкультминуток и динамических  пауз обязательно включают упражнения по формированию осанки, улучшению мозгового кровообращения, укреплению зрения и др. Упражнения должны охватывать крупные мышечные группы, быть простыми для выполнения. Они выполняются стоя или сидя, рекомендуется выполнять потягивания и прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприсяды и присяды с различными движениями рук. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием. Возможны упражнения с небольшой задержкой дыхания. Комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 6-10 раз.

Классификация физкультминуток и динамических пауз по воздействию на системы организма:

-          общего воздействия;

-          для улучшения мозгового кровообращения;

-          упражнения для снятия утомления с мышц туловища;

-          упражнения для снятия утомления с мышц ног;

-          упражнения для снятия утомления с глаз.

Физкультминутки и динамические паузы проводятся при появлении первых признаков утомления, при нарушении внимания, при снижении активности на уроке.

Физкультминутки и динамические паузы проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проводить  физкультминутки и динамические паузы может  «дежурный по классу», физорг или можно использовать видео комплекс. Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес учащихся на начальном этапе использования физкультминуток, может какой-либо переходящий приз, которым награждается лучший ряд, парта или ученик.

Из предложенных упражнений можно составлять различные  комплексы физкультминуток и динамических пауз, меняя исходные положения и направленность воздействия на организм.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ

 

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

1     Исходное положение (И.П.) –сидя на стуле, руки на коленях. 1- наклонить голову вправо; 2- повернуть голову вправо; 3-наклонить голову вперед; 4-и.п.5-8-тоже влево. Повторить 8-10 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями Темп медленный.

2     И.П.-стоя, руки на поясе. 1-наклонить голову вправо;             2-перекатить голову вперед-вправо;3-перекатить голову вперед влево; 4-и.п.;5-8 тоже с наклоном головы влево Повторить 8-10 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями Темп медленный.

3     И.П.- основная стойка (о.с.). 1-наклониться вперед, расслабленные руки тянуться вниз;2-7-повороты головы вправо-влево (вперед-назад);8-и.п. Повторить 8-10 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями Темп медленный.

 

 

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса

1     И.п.- стоя, руки на поясе. 1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-и.п.; 3-правую руку вверх, левую вперёд; 4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2     И.П.-стоя или сидя, руки на поясе. 1-свести локти вперед, голову наклонить вперёд; 2-и.п.; 3-локти назад, прогнуться; 4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями Темп медленный.

3     И.П.- сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак, 2-разжать кисти. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

1     И.П.-стойка ноги врозь, руки за голову. 1-4-круговые движения бедрами вправо;5-8-тоже влево. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2     И.П. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1- наклон вправо, правая рука скользит вниз, левая вверх; 2-и.п.; 3- наклон влево, левая рука скользит вниз, правая вверх; 4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3     И.П. сидя на стуле, руки на поясе. 1-повернуться назад через правое плечо, коснуться руками спинки стула, 2-и.п.;3-4-тоже через левое плечо. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

Упражнения для снятия утомления с мышц ног

1     И.П.-стоя, руки в стороны. 1-поднять согнутую правую ногу, доÐ90°, руки вверх; 2-и.п.; 3- поднять согнутую левую ногу, доÐ90°, руки вверх; 4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2     И.П.-стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-поворот кругом в стойку, скрестив ноги; 2-и.п.; 3-4-тоже вправо. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3     И.П.- стоя, руки на поясе. 1-полуприсяд, руки за голову,        2-и.п.; 3-подняться на носки, руки в стороны;4-и.п. Повторить6-8 раз. Голову наклонить вперед, расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

 

 

Упражнения для снятия утомления с глаз

1     Закройте глаза и производите ими  круговые движения налево, вверх, направо, вниз; затем направо, вверх, налево, вниз. Повторить по 5-10 раз в каждом направлении. Темп медленный. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений. Повторите по 5 раз.

2     Вытяните правую руку вперед, зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца, сопровождая ноготь взглядом перемещайте руку вправо и влево по горизонтали. Повторить по 5 каждой рукой. Темп медленный.

3     Вытяните правую руку вперед зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца, сопровождая ноготь взглядом приближайте кисть к носу и так же медленно приведите её в и.п. Повторить по 5 каждой рукой. Темп медленный.

Таким образом, с одной стороны физминутки и динамические паузы являются типичными формами физической активности на уроке, которые направлены на преодоление утомления, с другой стороны они проводятся с целью оздоровления и профилактики заболеваний, в то же время они способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

 

ЖИВИТЕ ЗДОРОВО!


 

Л.Ю. Казанцева, Е.Ю. Елховикова

Л.Ю. Казанцева, Е.Ю. Елховикова

Комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 6-10 раз

Комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 6-10 раз

И.П.- основная стойка (о.с.). 1-наклониться вперед, расслабленные руки тянуться вниз;2-7-повороты головы вправо-влево (вперед-назад);8-и

И.П.- основная стойка (о.с.). 1-наклониться вперед, расслабленные руки тянуться вниз;2-7-повороты головы вправо-влево (вперед-назад);8-и

И.П.-стойка ноги врозь, руки на поясе

И.П.-стойка ноги врозь, руки на поясе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2024