Диагностика и учет
исходных двигательные возможности человека, характера двигательных нарушений
позволяет разрабатывать научно-методические основы обучения физической культуре
и спорту, физического воспитания, коррекционной педагогики.
Актуальность этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора
в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Так,
известно, что нарушения в тонкой моторике (дифференцированном движении пальцев
рук, координации движений рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений)
определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением
аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в
основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического
анализатора. Этим обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре
заторможенного умственного развития человека. Устранение двигательных нарушений
или их совершенствование способствует развитию аналитико-синтетической функции
коры головного мозга, интеллекта человека.
Особенности
преподавания физкультуры детям с ОВЗ
Дети с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых тем, что
у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия
качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.
Поэтому регулярные
занятия для таких детей являются жизненно необходимыми.
Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором
средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков
в физическом и психическим развитием детей с ОВЗ.
В «Положении о дошкольном образовательном учреждении» отмечено право воспитателя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик.
В своей работе, по
физическому воспитанию, с детьми с ОВЗ я стараюсь отойти от традиционного
подхода в планировании, когда занятие идёт по установленным правилам
(классическое физкультурное занятие), при отсутствии на занятиях радости,
смеха, песен, веселья, шуток. На положительном эмоциональном фоне значительно
увеличиваются резервные возможности организма, вовлекаются в работу
разнообразные мышцы.
Ставя перед собой цель воспитать ребенка здоровым, жизнерадостным, творческим
необходимо:
обратить внимание на свободную двигательную деятельность детей раннего
дошкольного возраста.
Создать принципы постепенности, систематичности и самостоятельного выполнения,
то есть без постороннего физического давления.
При этом следует
помнить правила:
Помоги, но не навреди.
Заинтересуй, но не настаивай.
Каждый ребенок индивидуален.
Учитывая возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Часто физкультурные
занятия проходят в виде развлечений, занятий совместно с родителями, со
сказочным сюжетом, в виде путешествия.
Для более эффективного проведения физкультурного занятия я применяю
вспомогательные средства, которые позволяют создавать и корректировать
настроение и поведение ребенка, его отношения к движениям.
Лучшими помощниками
являются:
Музыкальное сопровождение.
Элементы ритмики.
Атрибуты (флажки, шары, ленты).
Подвижные игры.
Частая смена видов
двигательной деятельности с разной физической нагрузкой сосредотачивает
внимание детей, дисциплинирует, снимает напряжение и усталость.
Неотъемлемой частью каждого физкультурного занятия должны стать подвижные игры.
Они являются великолепным и незаменимым средством физического воспитания,
способствующим формированию у детей естественных видов движений (бега, ходьбы,
прыжков, метания, лазанья …), повышению уровня двигательной активности,
укреплению здоровья. С помощью подвижных игр воспитываются у детей такие
качества, как смелость, решительность, настойчивость в преодолении препятствий,
честность и взаимопомощь, выдержка и самостоятельность. Дети учатся дружно
играть, подчиняться правилам игры, быть дисциплинированными, считаться с
товарищами.
Индивидуальный подход к
любой деятельности ребенка при условии знания педагога их общих возрастных и
индивидуальных особенностей является эффективным средством воспитания.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, являясь относительно
самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и
решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае
ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только
физического, но и духовного развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.