Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.
Оценка 4.8

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл
13.03.2019
Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.
Разработка урока по русскому языку и литературе для учащихся 10-11 классов. Цель урока: ознакомить учащихся с биографией Ф. М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности и мировоззрения писателя с его произведениями; воспитывать личность, стремящуюся к духовной красоте и внутреннему богатству, ответственную за свои поступки.
достоевский 2.docx
Тема урока: Ф.М. Достоевский.  Правописание окончаний существительных.   Тема урока: Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути Тип урока: урок­конференция  Цель урока: ознакомить учащихся с биографией Ф. М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности и мировоззрения писателя с его произведениями; воспитывать личность, стремящуюся к духовной красоте и внутреннему богатству, ответственную за свои поступки. Оборудование урока:    ­ Портрет писателя. ­ Выставка произведений писателя. ­ Мультимедиопроектор, презентация по творчеству. Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно подбирают материал о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; рассказывают об исторических событиях 19 века, о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского, а также рассматривают личность писателя и его творчество с точки зрения критики и психологии; участвуют в беседе. Эпиграф: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист, то есть изображаю все глубины души человеческой». Задачи урока образовательные: ­обобщение и систематизация знаний, полученных ранее; ­формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников; развивающие: ­ развитие навыков монологической и диалогической речи; ­ развитие навыков индивидуальной и групповой работы; ­развитие   навыков   и   способностей   критического   мышления   (навыков   сопоставления,   формулирования   и   проверки   гипотез,   умений   анализировать литературный материал, процесс собственной учебной деятельности); ­формирование умений анализировать полученную информацию; ­формирование умения слушать и вступать в диалог; цели воспитательные: ­воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе; ­формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы. I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний III. Проверка домашнего задания «Мозговой штурм». Тема: А. Н. Островский ХОД УРОКА 1. Эссе: «Для меня семья – это…» 10 минут Чтение письменных ответов учащихся. 2. Вопросно­ответная работа 1. Как бы вы поступили на месте Катерины? 2. Как бы вы поступили на месте Бориса? 3. Как бы вы поступили на месте Тихона? 4. Сопоставьте любовь Тихона и Бориса Что общего и в чем разница в их чувствах? 5. Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? IV. Мотивация учебной деятельности.  ­ Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово НАБАТ? Ответы студентов записываем на доске. Возможна работа со словарём – слово НАБАТ Словарь: НАБАТ – сигнал тревоги в случае к.­н. бедствия, подаваемый ударами колокола. Привлекать внимание общества к какой­н. опасности, поднимать тревогу. Слово учителя:  1.Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали в ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. (М.Горький) 2. В сегодняшнем мире "тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму". (Ч.Айтматов) 3. Для Достоевского не было ни слишком низко, ни слишком высоко. Он прожил весь путь – от пропасти к звездам. И как жаль, что мы никогда уже не увидим этого человека, сумевшего дойти до самой сердцевины тайны и вспышками своего таланта осветившего глубину и огромность тьмы. (Г.Миллер) 4. Гениальность Достоевского неоспорима, по силе и изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру. (М.Горький) Л.Н.Толстой дал такую характеристику Ф.М.Достоевскому – это "человек, который весь борьба". Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя, вот что воплотилось на страницах его произведений. Это был человек, положивший жизнь на поиски путей к спасению человечества. Вопрос:  Как вы думаете, о ком мы будем говорить? Ответы студентов записываем на доске. V. Новая тема: Метод «Кейс технология». Сообщение темы и цели урока. Ф.М. Достоевский.  Правописание окончаний существительных.   Вопрос: Как вы думаете, какова цель нашего урока? Слово учителя:  Имя великого писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Поисками ответа на "жгучие вопросы жизни" пронизаны все его произведения. В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, о судьбах России и русского народа, делались попытки разрешить проблемы времени. Его произведения оказали не только огромное влияние на мировую литературу,   но   и   оставили   глубокий   след   в   духовном   развитии   человечества.   Достоевский   постоянно   обращался   к   фактам   современной   ему действительности.   Внимательно   изучал   каждодневную   жизнь,   материалы   газетной   хроники,   отталкивался   от   реальных   фактов   окружающей действительности. Достоевский настойчиво искал выход из кричащих противоречий современной действительности, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью.   Обучающиеся предварительно работают в микрогруппах по сбору материала 1 микрогруппа – историки  2 микрогруппа – литераторы  3 микрогруппа – психологи  4 микрогруппа – критики  Слово   учителя: Художественный   мир   Достоевского   –   мир   мысли   и   напряженных   нравственно­философских   исканий. особенность всех произведений Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев. Реалист Достоевский не перекладывает на «среду» и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат.  1 группа ­ Историк 1 студент ­ XIX век ­ время утверждения в России капитализма. Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 г., но и в первой половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос  о проведении  крестьянской реформы рассматривался  с начала века  как царским  правительством, так и  радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества. В поисках путей разрешения противоречий представители молодого поколения требовали изменения социально­ политического строя, свободы личности и собственности, перехода к конституционному строю. 2 студент ­ Во­первых, это царствование императора Николая I, восстание декабристов,   казнь пятерых декабристов, а затем   амнистия остальных восставших. Русско­персидская война, русско­турецкая война, эпидемия холеры, крымская война, царствование императора Александра II и три покушения на его жизнь. Отмена крепостного права, правление императора Александра III . 3 студент ­ Но самое важное для нашего сегодняшнего урока – это деятельность в Петербурге кружка М. В. Петрашевского с 1845 по 1849 г.г. 4 студент ­ И вот весной 1846 года к Достоевскому прямо на улице подошел человек и неожиданно обратился к нему с вопросом: «Какова идея вашей будущей повести, позвольте спросить?» Таким экстравагантным  способом завязал с ним знакомство довольно известный тогда в петербургском обществе М.В. Буташевич­Петрашевский, юрист и литератор. На его квартире  уже несколько лет собирались по пятницам  молодые офицеры, студенты, литераторы и вели «вольнолюбивые   беседы».   Скоро   посетителем   «пятниц»   Петрашевского   становится   и   Достоевский.   Участники   «пятниц»   часто   читали   вслух   разные «крамольные» сочинения, которые тайно распространялись в списках, передавались из рук в руки (В числе этих сочинений было и уже известное вам письмо Белинского Гоголю).  5 студент ­ В ночь на 23 апреля 1849 года почти все были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 8 месяцев длилось следствие. Достоевский вел себя не следствие очень достойно и умело, признавал лишь то, что  и так было известно полиции, не выдал ни одного из своих друзей. В вину самому Достоевскому было вменено как раз чтение письма Белинского. 24 декабря вместе с двадцатью одним товарищем он был готов к смертной казни. «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния... чрезвычайное большинство из нас почло бы за бесчестье отречься от своих убеждений». Белый балахон с капюшоном для смертников, связанные сзади и привязанные к столбу руки, направленные на приговоренных   ружья. Приговоренных разбили на тройки, первых троих привязали к столбам, солдаты подняли ружья... Достоевский был второй тройке, следовательно, жить ему, как он впоследствии  вспоминал, оставалось не более минуты, Он многое передумал за эти мгновения... И в этот момент подъехавший офицер объявил об отмене казни  и смягчении приговора. 6 студент ­ Смертная казнь была заменена Достоевскому на 4 года каторжных работ и неограниченную службу рядовым в Сибири. На каторгу в Сибирь петрашевцев везли долго, на санях через полстраны. Достоевский был отправлен в Тобольск. 23 января 1850 года его доставили в Омскую крепость и заключили в острог. Спустя несколько лет  после выхода Достоевский создаст «Записки из Мертвого Дома», в которых опишет долгие дни, месяца, годы, проведенные там. На каторге Достоевский не расставался с Евангелием, подаренным ему в Тобольске женами декабристов. Задание для микрогрупп: Составить по 5 толстых и тонких вопросов. 1 студент ­ Как известно, Федор Михайлович Достоевский оставил после себя огромное наследие ­ выдающиеся романы, увлекательные повести и рассказы, статьи и т.д. Неудивительно, что критики всегда с особым интересом разбирают, обсуждают и анализируют творчество Достоевского. Критика о романах Достоевского разнообразна и полна эмоций. Ни для кого не секрет, что творчество Достоевского нравится не всем. Но это нисколько не умаляет его таланта и значения в искусстве. 2 группа ­ Критик 2 студент ­ Весна 1845г. Писатель Григорович взял у своего сотоварища по воспитанию в инженерном училище рукопись и отнёс к Некрасову. Чтение рукописи привело их в восторг и вызвало у сдержанного Некрасова слёзы. С известием об этом впечатлении самым ранним утром поспешили они к автору, а затем к знаменитому русскому критику Белинскому. «Белинский! – вскричал один из них, ­ новый Гоголь народился!» «Эк,   у   вас   Гоголи   –   как   грибы   растут»,   недоверчиво   ответил   Белинский,   однако   взял   рукопись,   а   вечером   пришёл   сказать,   что   восхищён   этим произведением и непременно желает видеть молодого автора, которого затем благословил на дальнейшую деятельность. Этот молодой автор и был Достоевским, а произведение его – «Бедные люди». 3 студент ­ Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году. 4 студент ­ Достоевский Ф. М. выявляет самые потаённые уголки человеческой души. Современное общество во многом опирается на конкуренцию, борьбу, властолюбие, т. е. на те чувства и качества, о которых талантливо писал Достоевский Ф. М. Общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов ­ убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе. 5 студент ­ Множество людей задают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои Достоевского Ф. М. Люди, живущие в XXI веке, стоят перед выбором: принять за истину то, с чем легче всего жить, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной. Особенно актуальны идеи Достоевского Ф. М., когда обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На эти вопросы еще в XIX веке ответил Достоевский: "Красота спасет мир!" Проблемы, поставленные Достоевским Ф. М., остры в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Задание для микрогрупп: Составить по 5 толстых и тонких вопросов. 1 студент ­ Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич,  участник Отечественной войны 1812 года, а матерью Мария Фёдоровна – 3 группа ­ Литератор из купеческой семьи. Отец был человеком строгим, но была добрая и ласковая мама и ещё няня, Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Из семи детей выжили только двое – Федор и старший брат Михаил.  Всю жизнь два  брата оставались самыми близкими людьми. С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе ДаровОе Тульской губернии. Встречи и разговоры с мужиками отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом. Фёдор Михайлович вместе с братом начали своё обучение на дому, а потом в пансионатах. В годы учебы пробудилась страсть к чтению. 2 студент ­ 1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно­технический университет), благодаря чему он получил качественное инженерное образование. Училище Достоевский закончил в 1843 году со званием военного инженера и поступил на службу в корпус при Санкт­Петербургской инженерной команде. 3 студент ­ В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в Семипалатинск В 1855 году был произведен в унтер­офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. 4 студент ­ В 1866 году Достоевский продиктовал своей новой стенографистке роман «Преступление и наказание», который был полностью завершён в следующем году. 4 студент ­ В последние несколько лет жизни два события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Эта речь оказалась завещанием писателя. Но 9 февраля 1881 года Федор Михайлович Достоевский внезапно скончался. Задание для микрогрупп: Составить по 5 толстых и тонких вопросов. 1 студент ­ Фактически сам Достоевский и был лучшим психологом своего времени, первым и более глубоким психоаналитиком еще до Фрейда и его последователей,  что, к  их  чести,  они  и  признавали.  Всю сложность, противоречивость,  капризность, непостижимость  человеческой  психики  и поведения Достоевский виртуозно выразил в своих произведениях. 4 группа ­ Психолог 2 студент ­ Человек — вполне общественное, коллективное существо. Перефразируя название офорта Гойи, «одиночество порождает чудовищ». Именно в одиночестве Раскольников выдумывает свою наполеоновскую теорию вседозволенности. Одинок Смердяков. Зато положительные герои всегда среди людей, почти по­детски открыты, общительны (Алеша Карамазов, Мышкин, Разумихин и др.). 3 студент ­ Человек обладает свободной волей. Он отвечает  за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды. Однако существуют аффективные состояния, вызванные, например, болезнью, когда человек не может контролировать свои поступки (защита Достоевским беременной крестьянки, совершившей преступление). 4 студент ­ Счастье человека «не в комфорте», а в любви к другим людям, которая так или иначе возвращается к нему. Например: Соня и каторжные, Алеша Карамазов и дети. Люди, не способные на это, человеконенавистники — гибнут, так как не выносят даже самих себя. Примером может послужить самоубийство Смердякова. С другой стороны, не следует закрывать глаза и на человеческое «подполье», то есть все темное в недрах человеческой психики, на жестокость людей, которые способны погубить даже самые светлые личности (князь Мышкин и Кроткая).. 5 студент ­ Творчество Ф. М. Достоевского представляет интерес для психологов. Чтение Достоевского для них является как бы психологическим тренингом и источником интересных гипотез. Многие сцены в романах писателя — это совершенные «психодрамы» и «социодрамы». Искуснейшим образом даются всевозможные аффективные состояния. Он дает пророческий анализ актуальной для нашего времени социальной психологии экстремизма и терроризма. Например, в произведении «Бесы», или даже предвосхищает этико­психологические вопросы космических контактов с другими цивилизациями («Сон смешного человека»). Задание для микрогрупп: Составить по 5 толстых и тонких вопросов. VI. Закрепление материала по творчеству Ф.М. Достоевского, его мировоззрение в форме вопроса ответа. 1. Какие факты биографии Ф.М. Достоевского вас особенно удивили? 2. С кем из великих ученых Средней Азии был знаком Достоевский? 3. Каковы творческие искания Достоевского? 4. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? 5. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались на улицах Раскольникову. Какое впечатление они произвели на вас и почему? 6. Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицу «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых? 7. Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу? 8. Задание № 1 Выпишите из текста существительные и определите род, число и падеж (10­15 слов).  Задание №2. Тесты о теме «Существительное» 1.Как изменяются имена существительные? А) по временам, числам, родам; Б) по родам, падежам и числам; В) по лицам и числам; Г) по родам, падежам, числам и лицам; Д) по числам и падежам. 2. Назовите разряды имен существительных по значению. А) относительные, притяжательные, качественные; Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные; В) неопределенные, отрицательные, возвратные; Г) повелительные, условные, изъявительные; Д) переходные, действительные, страдательные. 3. Назовите существительные мужского рода: А) проныра, задира, ябеда, соня; Б) шоссе, метро, такси, радио; В) шампунь, тюль, какаду, кофе; Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди; Д) семя, стремя, время, знамя. 4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа. А) шахматы, чернила, ножницы, поле; Б) масло, нефть, студенчество, крупа; В) листва, деньги, молодежь; Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки; Д) любовь, брюки, пальцы, воздух. 5. Укажите разносклоняемые имена существительные: А) темя, знамя, время, путь; Б) бюро, пальто, кофе, жюри; В) армия, санаторий, волнение; Г) такси, кафе, радио, маэстро; Д) леди, кашне, кино, шоссе. 6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ о озвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн…  А) –и, ­и, ­и, ­е, ­и, ­и, ­и, ­е; Б) –е, ­и, ­и, ­и, ­е, ­и, ­е, ­е; В) –и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­е; Г) –е, ­е, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­е;  Д) –е, ­е, ­е, ­е, ­и, ­и, ­и, ­е. 7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к. А) –и, ­и, ­о, ­ы, ­е, ­и, ­и; Б) –и, ­е, ­ё, ­и, ­и, ­е, ­и; В) –е, ­и, ­о, ­е, ­е, ­и, ­е; Г) –и, ­и, ­ё, ­и, ­и, ­и, ­и; Д) –е, ­е, ­о, ­е, ­и, ­е, ­е. 8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик? А) обида, разведать, камень; Б) поднос, автомат, заказ; В) буфет, переводить, резать; Г) переписать, возить, подряд; Д) угон, барабан, кровля. 9. В каком слове перед суффиксом пишется ь? А) пон..чик; Б) стекол..щик;  В) камен..щик; Г) барабан..щик; Д) табун..щик. 10. Когда пол­ пишется через дефис с последующим существительным? А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды; Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки; В) пол..города, пол..минуты, пол..дома; Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра; Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра. Задание № 3. Данные слова размести в таблицы в соответствии их рода: Дядя, жираф, медведь, неряха, разиня, обжора автомобиль, мороженое, окно,  племя, хлебушко, известие портфель, лев, дворец метель, собака, тушь, ножницы, ворота бабушка, тетрадь, гордость, рожь Мужского рода Женского рода Среднего рода Общего  Не имеют рода рода Оценка 0 ошибок –«5» 3 ошибки­ «4» 6 ошибок – «3» 7 и более – «2» Ответы на тесты 1 Д  2 Б  3 В  4 Г  5 А 6 А   7 В  8 Д  9 Б  10 Г VII. Рефлексия:  3 микрогруппа – написать эссе на тему «Как я понимаю значение словосочетания «преступление и наказание»? 1 Микрогруппа ­ составить т. Синквейна о творчеству Ф.М. Достоевского 2 Микрогруппа – составить Диаграмму Венна о творчестве Достоевского 3 4 Микрогруппа – составить кластер о творчестве Достоевского Слово учителя: Хочется сегодняшний урок завершить словами:  «До конца жизни Достоевский оставался врагом угнетения и насилия, искал пути  избавления людей от унижения и социальной несправедливости, мечтая о «золотом веке на земле». VIIII. Домашнее задание 1. Подготовиться к беседе по роману «Преступление и наказание»: ч.1, гл. 1­2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге); ч.1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова); ч.1, гл. 5 (сон Раскольникова); ч.2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова); ч.4, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня); ч.5, гл. 5 ( Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский. Правописание окончаний существительных.

Ф.М.Достоевский.  Правописание окончаний существительных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019