Кто такие «гуленьки»?
Дошкольники очень восприимчивы к слову,
Все быстро запоминают и воспроизводят:
У них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они, запоминают все буквально,
Даже не желая того.
Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста –
Явление крайне редкое.
А между тем овладение речью в возрасте 3- 4лет имеет
Ключевое значение: именно этот период
Наиболее сенситивен к ее усвоению
Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложение, связные слова, в коих есть известный смысл». К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей и воспитателей, а уж систематические занятия по развитию речи - явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.
Вот наиболее типичные.
1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо)
2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.
4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
5. Неспособность построить монолог, например сюжетный или рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами.( В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу (как результат, непонимание родителями и педагогами-воспитателями многих поступков младших дошкольников!)
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
8. Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводиться использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок.
Известно, что художественная литература – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольников предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.
Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек.
Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька), позволяют запомнить слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
Пример работы с художественными текстами колыбельных песен и потешек.
1. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную песню, сопровождая текст показом произносимых действий.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки(взмахнуть руками и показать, как прилетели гуленьки)
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки (показать руками)
Стали люленьку качать (показать руками, как покачивали люленьку)
Стали малышку усыплять.
Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки (взмахнуть руками и показать, как прилетели галки)
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки (показать руками, как галки покачивали люльку)
При повторном чтении колыбельной попросите детей повторять за вами сначала все движения, а затем, после очередного прочтения, слова. Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут, ответит на следующие вопросы.
· Кто такие гуленьки?
· Что они делают возле люленьки малыша?
· Кто такие галоньки?
· Что они делают возле люльки малыша?
2. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную, сопровождая показом рук те образы, которые описаны в колыбельной.
Люли, люли, моя крошка,
Люли, люли, тонконожка,
Ты б скорее засыпал,
Поскорее подрастал,
Подрастал сильный, сильный (показ руками)
Как березка, стройный, стройный (показ руками)
Как дубочек, крепкий, крепкий (показ руками)
Словно лебедь, белый, белый,
Зайки серого резвее (показ руками)
После знакомства с текстом воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
Ø Как ты понимаешь слово «тонконожка»?
Ø Какое дерево напоминает стройный человек?
Ø Какое дерево напоминает крепкий человек?
Ø Какую птицу напоминает белая кожа человека?
Ø Какой зверек в лесу самый резвый?
Ø Кто из обитателей леса самый веселый?
3. Выразительно прочитайте потешку «Я по лесу зеленому бреду».
Я по лесу зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики соберу,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.
Залог успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо владеют его содержанием, предложить им ответить на вопросы.
§ По какому лесу бредет герой произведения?
· Куда он собирает грибочки?
· Где растут рыжики?
· Где собирает герой произведения березовики?
· Где растут опеночки?
Вопросы направлены на развитие поэтического слуха младшего дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
4. Выразительно прочитайте потешку
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
После многократного прочтения потешки предложите детям ответить на вопросы.
Ø Где сидит белка?
Ø Кому она продает орешки?
Ø Как в народе называют мишку? Почему?
Ø Как в народе называют зайку? Почему?
Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом, предложите им найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, мишку, зайку. Картинки для работы воспитатель подбирает сам. Они должны отвечать следующим требованиям:
§ Быть яркими, красочными
§ Максимально реалистично изображать персонажей потешки
§ Быть подлинно художественными.
Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ (3-4 предложения) о нем. Необходимо следить за тем, чтобы речь ребенка была связной, а описание содержало эпитеты, сравнения, метафоры. Для облегчения работы задайте детям наводящие вопросы,: «какого цвета…? С какой птицей, другим зверем можно сравнить…?
Так воспитатель совместно с младшим дошкольником становятся участниками процесса формирования связной речи, используя образных средств и выражений.
Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, прогладывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем воспитатели должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Рассмотрим варианты работы данного типа.
1.Произнесите скороговорки, отчетливо выделяя повторяющийся звук
Шила в мешке не утаишь.
Ошибся что ушибся.
Шуршат камыши, в камышах – малыши.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Где щи – тут и нас ищи.
2. Произнесите понравившуюся скороговорку, а затем нарисуйте то, о чем в ней говорится.
После того как дети нарисуют предметы, о которых говорится в скороговорке, попросите их прокомментировать свой рисунок. Чтобы вовлечь младших дошкольников в речевую ситуацию, предложите им наводящие вопросы:
«Что ты нарисовал? Как один предмет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?»
Знакомство со считалочками и их активное использование при формировании грамотной образной речи
Считалочка является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек существуют литературные, созданные конкретным писателем (С.Михалков «Котята»; Э.Успенский «Тигр вышел погулять»)
Особые способы рифмовки, а также частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки незаменимыми для развития речи. Воспитатель знакомит младших дошкольников с разными считалочками, показывает, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности.
Приведем конкретные варианты работы с текстом фольклорных и литературных считалок.
1.Познакомьте детей с текстом считалочки (прочитайте ее наизусть)
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапти плела –
Кто лапти найдет, тот водить пойдет.
После того как дети запомнят считалку, предложите им ответить на вопросы.
· Где ходила лиса?
· Каким голосом она вопила?
· Что такое лычки?
· Что такое лапти?
Такие вопросы к хорошо знакомому тексту позволяют детям иначе взглянуть на художественное произведение, задуматься над особенностями рассуждения в нем, объяснить свое понимание того или иного предмета, явления, что способствует развитию не только речи, но и мышления.
Предложите детям нарисовать героев считалочек.
Младшим дошкольникам пока трудно рисовать животных, поэтому воспитатель может, предложит им заготовленные заранее шаблоны, которые они сначала обводят, а потом раскрашивают.
Использование загадок в развитии речи младших дошкольников
Игра «Отгадай загадку»
Игра такого типа подойдет детям 3-4 лет. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы.
Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Например, «Красная девица сидит в темнице, коса на улице». Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому что красная». «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?»- воспитатель вносит сомнение в умы детей. И обращает их внимание на другие признаки, указанные в загадке.
Так ребенок будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения.
Занятия по развитию речи с использованием текстов художественной литературы должны проходить несколько раз в неделю. Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, педагог должен объяснить его значение.
Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.
Пальчиковая гимнастика
Жизнь ребенка – это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Малышу необходима ласка взрослого, его присутствие, очень важен телесный контакт (необходимо брать малыша на руки, за ручки, гладить по головке). Уже с первых недель жизни, общаясь с малышом, нужно разговаривать с ним, петь песенки, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Большую помощь в развитии выразительной речи оказывают пальчиковые игры. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. М.М.Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.