Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русский язык
10 кл—11 кл
24.04.2017
В этом документе представлены материалы для проведения контрольных и творческих работ по русскому языку в 10 и 11 классах по программе Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Кроме этого есть таблица с содержанием количества контрольных уроков в этих классах на год.Документ "Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы"
ФОС 10 11.docx
Пояснительная записка
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и
усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех
других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о
лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и
осознанными знаниями.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирования у учащихся научнолингвистического мировоззрения, вооружения их основами
знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических
задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои
мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее
разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах
развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Система оценивания: в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки,
тестирование, творческие и контрольные работы, в конце года – итоговая контрольная работа
(диктант, тестирование или контрольная работа).
Тексты контрольных работ взяты из следующих методических пособий:
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова «Русский язык. Дидактические материалы. 10 – 11
классы». М.: Просвещение, 2010
Золотарёва И. А., Дмитриева Л. П. «Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И.
Власенкова 10 класс». ». М.: Просвещение, 2011
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова «Методические рекомендации к учебнику «Русский
язык. 10 – 11 классы». Книга для учителя. М.: Просвещение, 2007
Н. В. Егорова, Л. П. Дмитриева, И. В. Золотарева «Универсальные поурочные разработки по
русскому языку 11 класс» М.: Просвещение, 2007
Клас
с
Количество
диктантов сочинений изложений контрольных работ, тестов
10
11
2
2
1
1
1
1
2
2 Паспорт фонда оценочных средств по русскому языку в 10 классе
№
п/п
Контролируемый
раздел (тема) по
предмету,
дисциплине
1 Общие сведения о
языке
2
Фонетика. Орфоэпия.
Орфография.
3 Лексика и
фразеология.
4 Морфология и
орфография
5
Речь, функциональные
стили речи
6
Научный стиль речи
Контролируемые знания, умения
Наименования
оценочного средства
Работа с текстом из
книги Л. И. Скворцова
«Экология слова, или
Поговорим о культуре
русской речи»
Контрольная работа,
включающая
фонетический разбор
Контрольный диктант с
лексико
грамматическими
заданиями.
Контрольный диктант с
грамматическим
заданием.
Сочинение на одну из
тем (по выбору
учащихся)
Изложение с
продолжением
учащимися темы,
затронутой в тексте.
Итоговая контрольная
работа
Уметь: правильно и доказательно
определять стилистическую
принадлежность текста и тип речи;
создавать текст
Уметь: выполнять фонетический
разбор слов; редактировать текст,
устраняя нарушения орфоэпических
норм.
Уметь: выполнять лексико –
грамматические задания
Овладеть орфографическими и
пунктуационными навыками на уровне
Уметь осуществлять самоконтроль,
самоанализ
Уметь составлять план, определять тип
и стиль речи текста, отвечать на
вопрос задания (сочинениеанализ),
самостоятельно редактировать и
творчески перерабатывать собственный
текст
Уметь составлять план, определять тип
и стиль речи текста, сжато его излагать.
Уметь самостоятельно редактировать
и творчески перерабатывать
собственный текст
Овладеть орфографическими и
пунктуационными навыками на уровне
ОС.
Уметь осуществлять речевой
самоконтроль, оценивать выполненную
письменную работу с т. з. ее
правильности, находить
грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать
собственные тексты Общие сведения о языке
Работа с текстом
В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические тенденции и
вступает в новый период своего исторического развития.
Сейчас, конечно, еще рано делать какиелибо прогнозы о путях, по которым пойдет
русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык
развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного
рода «внешние воздействия».
Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной
заботы — особенно на том переломном этапе общественного развития, который он
переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть
конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно,
что любой знак — это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое
сознание.
Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более
морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени
и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно,
видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними»
стимулами в этих процессах будут такие явления, как научнотехнический прогресс,
превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных
реальностей нашего времени.
На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей
возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и
задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе;
усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.
Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их
употребления. Ведь без точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии,
ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о
том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств
общения. (Л. И. Скворцов. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. 1996 г.)
1. Составьте план текста.
2. Запишите основной его тезис и конспективно (коротко) те положения, которые развивают и
аргументируют мысль, высказанную в основном тезисе.
3. Передайте устно содержание текста, отвечая на следующие вопросы:
В каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие?
Какие «внешние воздействия» влияют на происходящие в настоящее время изменения в
русском языке?
Какие изменения в русском языке происходят сейчас наиболее активно, какие, по мнению
автора, лишь ожидаются, а о каких трудно чтолибо сказать?
Прочитайте внимательно первое предложение четвертого абзаца и ответьте на вопрос: что
считается более устойчивым в языке — синтаксис или морфология?
Какие изменения в русском языке (судя по приведенному тексту) происходят под действием
«внешних» стимулов, а какие напрямую не связаны с «внешними воздействиями», зависят в
основном от внутренних объективных законов языкового развития?
4. Разъясните все три функции языка, выраженные в последнем предложении
третьего абзаца. 5. Произведите пунктуационный разбор всех предложений четвертого абзаца.
6. Расскажите о правописании тех суффиксов разных частей речи, которые
можно проиллюстрировать примерами из данного текста.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
Контрольная работа Контрольный диктант с лексикограмматическими заданиями.
Лексика и фразеология. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Морфология и орфография Речь, функциональные стили речи
Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся)
Научный стиль речи
Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (для изложения используется текст
Н. Трухановой «Анна Павлова» из книги «Тексты для изложений» авторасоставителя Л. М.
Рыбченковой) Итоговая контрольная работа Паспорт фонда оценочных средств по русскому языку в 11 классе
№
п/п
Контролируемый
раздел (тема) по
предмету, дисциплине
1 Официальноделовой
стиль речи
2
Синтаксис и
пунктуация
3 Публицистический
стиль речи
4
5
Разговорная речь
Язык художественной
литературы
6 Общие сведения о
языке
7 Повторение
Контролируемые знания, умения
Уметь: правильно и доказательно
определять стилистическую
принадлежность текста и тип речи;
создавать текст
Овладеть орфографическими и
пунктуационными навыками на
уровне
Уметь: выполнять лексико –
грамматические задания
Уметь составлять план, определять
тип и стиль речи текста, сжато его
излагать; самостоятельно
редактировать и творчески
перерабатывать собственный текст
Уметь самостоятельно
редактировать и творчески
перерабатывать собственный текст
Уметь составлять план, определять
тип и стиль речи текста, отвечать
на вопрос задания (сочинение
анализ), самостоятельно
редактировать и творчески
перерабатывать собственный текст
Овладеть орфографическими и
пунктуационными навыками на
уровне
Уметь: выполнять лексико –
грамматические задания
Овладеть орфографическими и
пунктуационными навыками на
уровне ОС.
Наименования
оценочного средства
Практическая работа.
Составление
автобиографии
Контрольный диктант с
лексико
грамматическими
заданиями
Изложение
публицистического
стиля с элементами
сочинения
Сочинение.
Составление
дружеского письма
Контрольная работа:
анализ текста
лирического
произведения
Контрольный диктант с
лексико
грамматическими
заданиями
Итоговая контрольная
работа (по материалам
ЕГЭ) Официальноделовой стиль речи
Практическая работа. Составление автобиографии
Контрольный диктант с лексикограмматическими заданиями
Синтаксис и пунктуация
Поле боя оглашалось исступленными криками. Они то затихали, то
возобновлялись с нечеловеческой силой, ибо в этих криках не было уже ничего
человеческого. Арсений пошел на крики. Кричавшего окружала толпа, но никто не
решался к нему подойти. Скрюченный человек катался по кровавой земле, а за ним
волочились, собирая пыль и сосновые иголки, вывалившиеся кишки. Когда
человека на мгновение распрямило судорогой, Арсений увидел, что кричавшим был
стражник Власий.
Арсений сделал шаг к Власию, и толпа перед ним расступилась. Она ждала того,
кто сделает этот шаг. Ее горячее желание помочь воплотилось в том, как быстро и
широко она приготовила Арсению путь. Арсений склонился над раненым. Власий,
немногословный, доброжелательный Власий, превратился в исходящую криком
страдающую плоть. И Арсений спросил сам у себя, есть ли ныне в этой плоти дух, и
ответил, что не может не быть.
Острым ножом Арсений разрезал на страдальце одежду и оголил ему торс.
Спросил воды. Когда ему принесли кувшин с водой, он приказал окружающим
держать Власия за ноги и за руки. Затем приподнял с земли кишки Власия и стал
омывать их струей. На их скользкой поверхности он чувствовал сгустки крови и
слизи. Власий закричал так, как еще не кричал. Амброджо, чтобы поддержать
Арсения, касался его спины, но смотрел в другую сторону, потому что смотреть на
происходящее с Власием сил у него не было. Арсений вправил кишки в живот и
обмотал его холстиной. Несколько человек подняли раненого и положили на один
из возов поверх шкур. Голова его безжизненно свесилась. Власий был без сознания.
1. Из первого абзаца выпишите существительное(ые), образованное(ые) путем
перехода из другой части речи.
2. Из второго абзаца выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.
3. Подчеркните основы односоставных безличных предложений, входящих в состав
сложных, в первом абзаце. Какова их стилистическая роль?
4. В третьем абзаце найдите сложноподчиненные предложения с одним
придаточным, составьте схемы, определите вид придаточного.
5. Найдите сложноподчиненное(ые) предложение(я) с двумя или более
придаточными частями в третьем абзаце и определите вид связи их с главной
частью.
6. Какие языковые средства выразительности используются во втором абзаце? Публицистический стиль речи
Изложение публицистического стиля с элементами сочинения
Самое большое.
А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А
добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь
ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать
добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое,
как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.
Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю
свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя
останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не
националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь
свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между
патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во
втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но,
расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и
дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все
выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна
быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом
человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением
отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же
постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца.
Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не
обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу
доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную
совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом»,
«Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое
может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен
руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей
родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране,
народу. В конечном счете верность есть верность правде – правдеистине и правде
справедливости.
(Д.С.Лихачев)
Задание: Озаглавить текст, при написании изложения использовать любой жанр. В заключение
работы выразить свое отношение к проблеме, поднятой автором.
Сочинение. Составление дружеского письма.
Разговорная речь Язык художественной литературы
Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста
лирического произведения. (По стихотворению А. А. Вознесенского «Живите не в
пространстве, а во времени…»)
Контрольный диктант с лексикограмматическими заданиями
Общие сведения о языке Итоговая контрольная работа (по материалам ЕГЭ)
Повторение
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Фонд оценочных средств по русскому языку 10-11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.