Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История
Оценка 4.9

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Оценка 4.9
Документация +1
docx
история
Взрослым
25.02.2019
Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История
Фонд оценочных средств учебной дисциплины «История» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы СПО по подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) для специальностей 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация. Фонд оценочных средств состоит из оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, включает в себя контрольные вопросы и тестовые задания, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.
ФОС по УОД.04 история.docx
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГАПОУ РБ «СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ») УТВЕРЖДЕНО: Директор ГАПОУ РБ «Стерлитамакский  медицинский колледж» _______В.Р.Ибрагимов 01 сентября 2018 г. СОГЛАСОВАНО: Заведующий отделом по учебной работе _______________Ф.Д.Аккубаков 01 сентября 2018 г. РАССМОТРЕНО:  на заседании ЦМК общеобразовательных,  гуманитарных,  социально­экономических,  естественнонаучных и  общепрофессиональных дисциплин протокол №1 от 01 сентября 2018 г. ______________О.П.Дёмина Фонд оценочных средств учебной дисциплины  для специальностей 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация ОУД.04. История 2018 г. 1 Фонд   оценочных   средств   учебной   дисциплины   «История»   разработан   на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы   СПО   по     подготовки   специалистов   среднего   звена   (ППССЗ)   для специальностей 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация.   Фонд   оценочных   средств   состоит   из   оценочных   средств   для   проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, включает в себя контрольные   вопросы   и   тестовые   задания,   позволяющие   оценить   степень сформированности компетенций обучающихся. Организация   –   разработчик:  ГАПОУ   РБ   «Стерлитамакский   медицинский колледж» Разработчики: Дёмина Олеся Петровна, преподаватель истории и обществознания ГАПОУ   РБ   «Стерлитамакский   медицинский   колледж»,   Ибатуллина     Аклима Рафаиловна, «Стерлитамакский медицинский колледж».   преподаватель   истории   и   обществознания   ГАПОУ   РБ 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт 2. Программа текущего контроля успеваемости обучающихся 3. Оценочные средства для проведения текущего контроля 3 1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Основной целью оценки освоения курса ОУД.04 «История» является оценка универсальных   учебных   действий   посредством   текущего   контроля   знаний. Промежуточная аттестация отсутствует. В результате освоения учебной дисциплины  ОУД.04 «История» обучающийся должен освоить личностные результаты, которые должны отражать:  сформированность   российской   гражданской   идентичности,   патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения   к   государственным   символам   (гербу,   флагу,   гимну)   ­  рассказ   о современных   представлениях   общественных   наук   по   различным   проблемам экономики,   политики,   философии,   культурологи,   права;   подготовка   и   защита рефератов и докладов;  становление   гражданской   позиции   как   активного   и   ответственного   члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего   чувством   собственного   осознанно   принимающего   традиционные   национальные   и достоинства, общечеловеческие гуманистические и демократические ценности  ­ подготовка и защита   проектов,   рефератов   и   докладов   с   использованием   презентаций   по соответствующей тематике;  готовность к служению Отечеству, его защите ­ выполнение индивидуальных заданий по содержанию Конституции РФ, решение проблемных ситуаций; написание сочинения­эссе       в соответствии с рабочей программой; 4  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в   поликультурном   мире   ­  участие   в   дискуссии   по   ключевым   проблемам истории       мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также   различных   форм   общественного   сознания,   осознание   своего   места   в поликультурном мире;  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность   к   самостоятельной,   творческой   и   ответственной   деятельности   ­ высказывание собственных суждений по проблемам сохранения общечеловеческих ценностей   в   современном   мире;   дискуссия   по   проблемам   ответственности, решение проблемных ситуаций.  толерантное   сознание   и   поведение   в   поликультурном   мире,   готовность   и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их   достижения   ­   самостоятельные работы по разделам и темам курса   программой. Метапредметные    :     ОУД.04 «История»       в соответствии с рабочей 1) умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы деятельности;   самостоятельно   осуществлять,   контролировать   и   корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей   и   реализации   планов   деятельности;   выбирать   успешные   стратегии   в различных ситуациях ­ самостоятельная работа по разделам и темам дисциплины в соответствии с рабочей программой; 2)   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно 5 разрешать   конфликты   ­  участие   в   работе   семинарских   занятий,   организация дискуссий; 3)   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной деятельности,   навыками   разрешения   проблем;   способность   и   готовность   к самостоятельному   поиску   методов   решения   практических   задач,   применению различных   методов   познания   ­   подготовка   проектов,   решение   проблемных ситуаций, решение ситуационных задач; 4) готовность и способность к самостоятельной  информационно  познавательной деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в   различных   источниках ­самостоятельная   работа   по   разделам   и   темам   дисциплины   в   соответствии   с рабочей программой; 5) умение   использовать   средства   информационных   и   коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с   гигиены, соблюдением   требований   эргономики,   техники   безопасности, ресурсосбережения,   правовых   и   этических   норм,   норм   информационной безопасности ­ работа со словарем, дополнительной литературой, использование интернет­ресурса; 6) умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать   решения,   определяющие стратегию   поведения,   с   учетом   гражданских   и   нравственных   ценностей   ­ проведение поиска, анализа и оценки информации по различным проблемам. Предметные    : − сформированность   представлений   о   современной   исторической   науке,   ее специфике,   методах   исторического   познания   и   роли   в   решении   задач прогрессивного развития России в глобальном мире ­ представление о современной исторической   науке,   ее   специфике,   методах   исторического   познания   и   роли   в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; − владение   комплексом   знаний   об   истории   России   и   человечества   в   целом, представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом   историческом   процессе   ­ 6 владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, умение   представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; подготовка и защита учебных проектов; − сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и   общественной   деятельности,   поликультурном   общении   ­  умение   применять исторические   знания   в   профессиональной   и   общественной   деятельности, поликультурном общении; − владение   навыками   проектной  деятельности   и   исторической   реконструкции   с привлечением   различных   источников   ­   участие   студентов   в   подготовке   и проведении проектной   работы   и   исторической   реконструкции   с   привлечением различных источников; ­   сформированность   умений   вести   диалог,   обосновывать   свою   точку   зрения   в дискуссии   по   исторической   тематике   ­   подготовка   и   защита   учебных проектов; участие обучающихся в подготовке и проведении конференций, устных журналов, «круглых столов» по исторической тематике. 7 2. ПРОГРАММА   ТЕКУЩЕГО   КОНТРОЛЯ   УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ При проведении текущего контроля используются следующие формы: ­ контрольная работа (2,3,6,8,9,11,12,14); ­ устный фронтальный опрос (1); ­ тестирование (4,5,7,10,13,15,16); ­ самостоятельная работа. При   проведении   контрольной   работы   обучающийся   прочитывает   задания соответствующего  варианта  контрольной  работы и отвечает  письменно на вопросы  в любом порядке.  Устный фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Опрос   сочетается   с   повторением   пройденного,   являясь   средством   для   закрепления знаний и умений. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение обучающимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который был разобран на занятии.  При   проведении   тестирования   обучающиеся   должны   внимательно   прочитать задания теста и выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Количество 8 правильных   ответов   может   быть   1   или   2.   Максимальное   время   прохождения   теста указывается в задании в зависимости от темы и количества вопросов в тесте. Защита реферата проводится в устной форме в рамках проведения теоретических занятий.   Реферат   оформляется   в   бумажном   варианте   в   соответствии   со   стандартом колледжа и по желанию студента может сопровождаться электронной презентацией. Cамостоятельная   работа   проводится   после   изучения   темы   занятия.   Задания выполняются   обучающимися   в   строгой   последовательности   без   консультации преподавателя. Критерии оценки уровня освоения При   проведении   текущего   контроля   успеваемости   обучающихся   по   учебной дисциплине «История» используются следующие критерии оценок: 1) Критерии оценки тестовых заданий, контрольных и самостоятельных работ, кроссвордов: Процент результативности 90 ÷ 100  80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Оценка уровня подготовки балл (отметка) 5 4 3 2 вербальный аналог отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительн о 2) Критерии оценки реферата: оценка  «отлично»  выставляется за реферат, который носит исследовательский   с   соответствующими   содержит   грамотно   изложенный   материал, характер, обоснованными выводами;  оценка  «хорошо»  выставляется  за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении; оценка  «удовлетворительно»  выставляется за реферат, который удовлетворяет всем   предъявляемым   требованиям,   но   отличается   поверхностностью,   в   нем   представлены просматривается   непоследовательность   изложения   материала, необоснованные выводы; 9 оценка  «неудовлетворительно»  выставляется   за   реферат,   который   не   носит исследовательского   характера,   не   содержит   анализа   источников   и   подходов   по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.  3) Критерии оценки устного фронтального опроса:  оценку       «отлично»  получают   ответы,   в   которых   делаются   самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме; оценка "хорошо" ставится обучающемуся, проявившему полное знание учебного материала, но нет должной степени самостоятельности; оценка  "удовлетворительно"   ставится   обучающемуся,   проявившему   знания основного учебного материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, но в основном обладающему необходимыми знаниями и умениями для их устранения при корректировке со стороны преподавателя. оценка ставится   обучающемуся,   обнаружившему существенные   пробелы   в   знании   основного   учебного   материала,   допустившему  "неудовлетворительно"  принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему   продолжить   обучение   или   приступить   к   практической   деятельности   без дополнительной подготовки по данной дисциплине.  4) Критерии оценки презентации СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Максимальное количество баллов Кол­во   набранных обучающимися баллов Титульный слайд с заголовком Минимальное количество – 10 слайдов Использование дополнительных эффектов   PowerPoint   (смена   слайдов,   звук, графики)   Библиография СОДЕРЖАНИЕ Использование эффектов анимации Вставка графиков, диаграмм, таблиц Выводы,   обоснованные   с   научной   точки 5 10 5 5 15 10 10 зрения, основанные на данных Грамотное   создание   и   сохранение 5 10 документов в папке рабочих материалов Вставка рисунков, фото ОРГАНИЗАЦИЯ Сформулированные   идеи   ясно   изложены   и структурированы Слайды   представлены   последовательности Удачное   цветовое   и   композиционное оформление презентации, читабельность текста Слайды распечатаны в формате заметок ИТОГО баллов ОЦЕНКА   логической в 5 10 5 10 5 100 Количество набранных баллов 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно 5) Таблица 2 – Критерии оценки эссе Критерий Требования к студенту Знание и понимание теоретического материала. Анализ   и   оценка информации Построение суждений   понятия     ­ определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; ­ используемые строго соответствуют теме; ­ самостоятельность выполнения работы. ­ грамотно применяет категории анализа; ­   умело   использует   приемы   сравнения   и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; ­ способен объяснить альтернативные взгляды на   рассматриваемую   проблему   и   прийти   к сбалансированному заключению; ­   диапазон   используемого   информационного пространства   (студент   использует   большое количество источников   информации);  ­ дает личную оценку проблеме; ­ ясность и четкость изложения; ­   логика   структурирования   доказательств ­   выдвинутые   тезисы   сопровождаются различных   Максимальное количество баллов 1 балл 1 балл 1 балл 11 Оформление работы грамотной аргументацией; ­   приводятся   различные   точки   зрения   и   их личная оценка. ­   работа   отвечает   основным   требованиям   к оформлению и использованию цитат; ­   соблюдение   лексических,   фразеологии­ ческих,   грамматических   и   стилистических норм русского литературного языка; ­ оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; ­ соответствие формальным требованиям. 1 балл 6) Критерии оценки тезисов: Тезисы оцениваются по основным параметрам: 1. Содержательность: грамотность изложения, полнота раскрытия. 2. 3. Оригинальность: творческий характер работы. Логичность:   прослеживается   логика   рассуждений,   вопрос   рассмотрен   с разных точек зрения, с разных позиций. Оценка  «отлично»  выставляется,   если  творческий   характер   работы,  полнота раскрытия   темы,   логичность   изложения,   дополнительные,   интересные   данные, приведенные в работе;  оценка  «хорошо»  выставляется,   если   прослеживаются   все   параметры,   но отсутствует оригинальность; оценка «удовлетворительно» выставляется, если тема раскрыта не полностью; оценка «неудовлетворительно» выставляется, если отсутствуют два параметра. 1.2 Результаты освоения: знания и умения, подлежащие текущему контролю Результаты освоения Основные  показатели оценки результата Порядковый  оценочного средства номер Должен уметь: У1  анализировать   историческую информацию,   представленную   в разных   знаковых   системах   (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);     Умеет   анализировать историческую информацию, в представленную знаковых разных системах   (текст,   карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)       1,2,3,4­16 12 У2  различать   в   исторической информации   факты   и   мнения, исторические и исторические объяснения; описания       устанавливать У3  следственные явлениями, временные исторических процессов и явлений;   причинно­   между   пространственные   и   рамки   изучаемых связи представлять У4    результаты изучения исторического материала в формах   конспекта,   реферата, рецензии; Должен знать: З1  основные   факты,   процессы   и   явления, характеризующие целостность   отечественной   и всемирной истории; периодизацию   всемирной   и 32  отечественной истории; 33  современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; З4  особенности исторического пути России,   ее   роль   в   мировом сообществе 35 основные исторические термины и даты;   Умеет   различать   в исторической информации   факты   и   исторические мнения, описания и исторические объяснения Умеет   устанавливать причинно­следственные связи между явлениями,   и пространственные временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; Умеет   представлять результаты   изучения исторического материала   в   формах конспекта,   реферата, рецензии       и   периодизацию и знает   основные   факты, процессы   и   явления, характеризующие целостность отечественной   всемирной истории Знает всемирной отечественной истории Знает современные версии   и   трактовки важнейших   проблем отечественной   и всемирной истории Знает исторического России, мировом сообществе Знает основные исторические термины и даты особенности пути   ее   роль   в       11,13,15,1 1,2,3,14,16 ,2,3,4,5,6,7,9,10 4,5,6,,7,8 1,2,3,4,8,11,14 12,13,14 4,5,7,10,11,13,15,16 1­16 13 3. Оценочные средства для проведения текущего контроля № п\п 1 Наименование оценочного средства Контрольная работа Разно уровневые задания Рефераты, творческая работа Доклад, сообщение Тест 2 4 5 6 Краткая характеристика оценочного средства Средство проверки умений применять полученные знания для   решения   задач   определенного   типа   по   теме   или разделу Различают: ­  Репродуктивного   уровня,   позволяющие   оценивать   и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия,   алгоритмы,   факты)   и   умения   правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов   изучения   в   рамках   определенного   раздела дисциплины. ­ Реконструктивного уровня, позволяющего  оценивать и диагностировать   умения   синтезировать,   анализировать, обобщать   фактический   и   теоретический   материал   с формулированием   конкретных   выводов,   установлением причинно­следственных связей. ­  Творческого   уровня,   позволяющего     оценивать   и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Продукт   самостоятельной   работы   обучающихся, представляющий собой краткое изложение, в письменном виде,   полученных   результатов   теоретического   анализа определенной научной (учебной исследовательской) темы, где   автор   раскрывает   суть   исследуемой   проблемы, приводит   различные   точки   зрения,   а   также   собственные взгляды на нее. Продукт   самостоятельной   работы   обучающихся, представляющий   собой   результат   решения   определенной учебно­практической,   учебно­исследовательской   или научной темы. Система   стандартизированных   заданий,   позволяющая автоматизировать   процедуру   измерения   уровня   знаний   и умений обучающихся. Представление оценочного средства  в фонде Комплект контрольных заданий. Комплект   разно уровневых   заданий, самостоятельных работ. Темы   рефератов, творческих работ Темы   докладов, сообщений. Фонд   заданий. тестовых 3.1.Контролируемые темы дисциплины и используемые оценочные средства 14 Элемент   дисциплины учебной «Введение».   Раздел 1.   «Древнейшая стадия истории человечества». Раздел 2.    «Цивилизации Древнего мира» Раздел   3.   «Цивилизация Запада   и   Востока   в Средние века» Раздел   4.  От   Древней Руси   к   Российскому государству.  Раздел   5.   Россия   в   ХVI —   ХVII   веках:   от великого   княжества   к царству Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веке Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII   веков:   от царства к империи Раздел   8.   Становление индустриальной цивилизации   Процесс Раздел   9. модернизации в традиционных обществах Востока Раздел   10.Российская империя в ХIХ веке   Раздел   11.   От   Новой истории к Новейшей Раздел   12. мировыми войнами   Между Раздел   13.   Вторая мировая   война.   Великая Отечественная война Раздел   14.   Мир   во второй половине ХХ — начале ХХI века Раздел   15.   Апогей   и   кризис советской системы.   1945—1991 годы Раздел   16.   Российская Тестирование Контрольные вопросы. Самостоятельная работа Тестирование. Самостоятельная работа Формы и методы контроля Форма контроля Устный опрос Контрольные вопросы Контрольные вопросы Самостоятельная работа Контрольные вопросы Самостоятельная работа Проверяемые  У 3,4, З 1,2 У1,2 З 1 З5 У1,2 З 2,3 У1,2 З 1,4,5  Тестирование. Работа с картами, самостоятельная работа У 1,2 З 2 Тестирование Работа с картами Самостоятельная работа Устный опрос Контрольные вопросы Самостоятельная работа Устный опрос. Тестирование Самостоятельная работа Контрольные вопросы Контрольные вопросы Самостоятельная работа Тестирование. Работа с картами.  Самостоятельная работа   Контрольные Самостоятельная   Контрольные   Устный   опрос. вопросы. работа Устный   опрос. вопросы. Самостоятельная работа Доклады. Тестирование. Самостоятельная работа У 1,2 З 2 У 1, 2 З 1,3,5 У 3,4 З 2 У3,4 З 2; У 3,4 З 3 У 2,3 З 4,5 У 2,4 З 1,2 У 1,2 З 2,5 У2,4 З 3,4,5 У3,4 З 3,5 У3,4 З1.2 У2,3 15 3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины ОУД.04 «История» Введение. Основы исторического знания. Вопрос 1. Что изучает история? Ответ:   История   –   это   наука   о   развитии   человеческого   общества   во   всем   его многообразии. Вопрос 2. При изучении исторического процесса применяются какие методы: Ответ:   формационный,   цивилизационный,   классовый,   личностный,   всемирно­ исторический 1. Проверяемые   результаты   обучения: происхождение   человека,   неолитическая революция и ее последствия. Древнейшая стадия истории человечества Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений:   студент должен   уметь   проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное   ядро;   определять   историческое   значение   явлений   и   событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам,   используя   для   аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   письменно   и   устно   ответить   на   следующие контрольные вопросы. Вопросы и задания 1.   Каковы   современные   взгляды   на   антропогенез   человека?   Как   люди   заселяли землю? 2. Опишите основные источники знаний о древнейшей стадии человечества. Каковы достижения   эпохи   палеолита?   Какова   была   социальная   организация   эпохи палеолита? 3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия в экономике, социальной структуре общества? 4. Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в период их перехода к цивилизации? 5. В чем причины зарождения государств? 2. Цивилизации Древнего мира Проверяемые результаты обучения: древнейшие государства, великие державы Древнего Востока, Древняя Греция и Древний Рим, культура и религия Древнего мира. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент должен   уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим 16 весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   письменно   и   устно   ответить   на   следующие контрольные вопросы. Вопросы и задания 1.  Каковы   особенности   развития   Древних   государств   в   Египте,   Месопотамии,  на восточном побережье Средиземного моря? 2. В чем причины появления великих военных держав древности? Какую роль они сыграли в развитии человечества? 3. Каковы особенности древних государств Индии и Китая? 4. В чем состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации? 5. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе? 6. Дайте характеристику основных городов­государств Древней Греции? 7. Назовите главные достижения древних греков? 8. Каковы основные этапы развития римского государства? 9. Что позволило римлянам создать огромную державу? 10. Почему произошел переход от республики к империи в Древнем Риме? Как было организовано управление в римской республике и римской империи? 11.   Дайте   характеристику   культуры   Древнего   Востока.   Назовите   известные   вам памятники культуры стран Древнего Востока. 12. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древней Греции и Рима. 13. В чем особенности религии Древнего мира? 14. Дайте характеристику христианству как мировой монотеистической религии. 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века Проверяемые   результаты   обучения: великое   переселение   народов   и   образование варварских королевств;  Византийская   империя;  Западная Европа  в  Средние  века; Восток в Средние века; культура и религия Средневековья. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент   должен уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного   типа; структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся предлагается письменно и устно ответить на следующие контрольные вопросы. Вопросы и задания 17 1.   Назовите   причины   и   последствия   Великого   переселения   народов.   Какие государства сложились в Европе? 2. Как возник ислам и в чем состоят основы его учения? 3.   В   чем   состояли   причины   арабских   завоеваний   и   последствия   образования Арабского халифата? 4. Почему распался Арабский халифат? 5. В чем проявился расцвет арабской культуры в Средние века? 6. Почему сохранилась Восточная Римская империя? Какие изменения происходили в Византии в период Средневековья? 7. Дайте характеристику государственного строя Византии. 8. Почему возникла и как распалась Франкская империя? В чем состояли причины раздробленности? 9. Что такое феодализм, «феодальная лестница»? 10. Расскажите о правах и обязанностях трех феодальных сословий Европейских государств эпохи Средневековья. 11. Перечислите причины возникновения городов как центров ремесла и торговли. Расскажите о борьбе городов с сеньорами. 12.   Охарактеризуйте   взаимоотношения   внутри   городов.   Какое   значение   имели средневековые города? 13. Расскажите об устройстве и роли католической церкви в истории Средневековья. 14. Какие изменения происходят в период Средневековья? 15. Опишите основные события истории Европы периода позднего Средневековья. 16. Что такое централизованное государство и как оно складывалось в Англии и Франции? 17. Опишите основные достижения средневековой культуры Западной Европы. 18. Перечислите главные события истории Индии, Китая и Японии в Средние века. 4. От Древней Руси к Российскому государству Проверяемые результаты обучения: образование Древнерусского государства; экономическое,   политическое,   социальное,   культурное   развитие   Киевской   Руси; феодальная   раздробленность   на   Руси;   монголо­татарское   нашествие;   образование единого Российского государства. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент должен   уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   выполнить   один   из   вариантов   тестов.   Тестовые задания   включают   в   себя   вопросы   на   определение   правильного   варианта   ответа, вопросы на определение соответствия и вопросы на установление хронологической 18 последовательности   событий   и   фактов.   В   зависимости   от   типа   вопроса   студенту предлагается   выбрать   один   верный   вариант   ответа,   установить   соответствие   и расположить события в хронологической последовательности. 4.1 Тест 1 1.Выберите, какой регион является прародиной славян: а) междуречье Вислы и Одера б) междуречье Тигра и Ефрата в) междуречье Инда и Ганга г) междуречье Оби и Клязьмы 2.Определите, какой ветви славян не существует: а) восточной б) западной в) северной г) южной 3.Установите, что такое бортничество: а) земледелие б) скотоводство в) торговля г) сбор меда диких пчел 4.Выберите религию восточных славян: а) ислам б) иудаизм в) буддизм г) язычество 5.Определите,   кто   являлся   автором   норманнской   теории   происхождения Древнерусского государства: а) Ломоносов б) Байер в) Татищев г) Карамзин 6. Выберите дату образования Древнерусского государства: а) 882 б) 892 в) 988 г) 982 7.Выберите название восточнославянского племени, убившего князя Игоря: а) кривичи б) вятичи в) поляне г) древляне 19 8.Определите,   какой   современный   город   в   Киевской   Руси   называли Царьградом: а) Киев б) Стамбул в) Лондон г) Берлин 9.Выберите   имя   правителя   Киевской   Руси,   первым(ой)   принявшего(ей) православную веру: а) Ольга б) Владимир Святой в) Олег г) Ярослав Мудрый 10.Выберите название кочевого племени, убившего князя Святослава: а) половцы б) хазары в) печенеги г) монголы 11.Выберите дату Крещения Руси: а) 998 б) 1008 в) 978 г) 988 12.Определите   имя   князя,   с   которым   принято   связывать   период   расцвета Киевской Руси: а) Святослав б) Ярослав Мудрый в) Игорь г) Рюрик 13.Выберите,   как   назывался   первый   письменный   свод   законов   Российского государства: а) Судебник б) Конституция в) Русская Правда г) Соборное Уложение 14.Установите соответствие между именами первых русских князей и годами их правления: 1.Владимир Красное Солнышко а) 964­972 2.Олег б) 882­913 3.Ярослав Мудрый в) 980­1015 4.Святослав г) 1019­1054 15.Выберите имя создателя славянской азбуки: 20 а) Алексей б) Иван в) Кирилл г) Федор 4.2 Тест 2 1.Установите дату начала феодальной раздробленности на Руси: а) 15 в. б) 10 в. в) 16 в. г) 12 в. 2.Выберите,   на   какой   реке   произошло   первое   сражение   русского   войска   и монголо­татар: а) на Калке б) на Сити в) на Воже г) на Волге 3.Установите   название   города,   который   монголы­татары   прозвали   «злой город»: а) Киев б) Рязань в) Козельск г) Владимир 4.Выберите,   какое   княжество   являлось   наиболее   могущественным   в раздробленной Руси: а) Киевское б) Новгородское в) Владимирское г) Черниговское 5.Установите   князя,   с   именем   которого   связаны   победы   над   немецкими   и шведскими крестоносцами: а) Святослав б) Владимир Мономах в) Александр Невский г) Всеволод Большое Гнездо 6.Определите, какой князь является основателем Москвы: а) Александр Невский б) Юрий Долгорукий в) Всеволод Большое Гнездо г) Владимир Мономах 7.Установите, сколько этапов включает процесс централизации русских земель: а) 3 21 б) 2 в) 4 г) 5 8.Определите годы правления Ивана Калиты: а) 1303­1325 б) 1325­1340 в) 1359­1389 г) 1340­1353 9.Установите имя князя, выигравшего Куликовскую битву: а) Дмитрий Донской б) Иван Калита в) Иван III г) Василий I 10. Определите, в каком году на Русь совершил набег хан Тохтамыш: а) 1380 б) 1382 в) 1395 г) 1408 11.Определите, в каком веке произошла феодальная война между потомками Дмитрия Донского: а) 16 б) 17 в) 15 г) 14 12.Установите годы правления Ивана III: а) 1389­1425 б) 1425­1462 в) 1359­1389 г) 1462­1505 13.Установите, что такое Судебник: а) кодекс законов б) орган суда в) название должностного лица г) праздник 14.Определите, в каком году было свергнуто монгольское иго на Руси: а) 1461 б) 1480 в) 1503 г) 1497 15.Определите имя князя, первым принявшего титул «Государь всея Руси»: а) Иван Калита 22 б) Иван Красный в) Дмитрий Донской г) Иван III 5. Тест. Россия в XVI­XVII вв.: от великого княжества к царству Проверяемые   результаты   обучения:   Россия   в   правление   Ивана   Грозного; Смутное   время;  становление   абсолютизма   в  России;   экономическое   и  социальное развитие России в XVII в.; «бунташный» век; культура Руси конца XIII­XVII вв. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент должен   уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   выполнить   один   из   вариантов   тестов.   Тестовые задания   включают   в   себя   вопросы   на   определение   правильного   варианта   ответа, вопросы на определение соответствия и вопросы на установление хронологической последовательности   событий   и   фактов.   В   зависимости   от   типа   вопроса   студенту предлагается   выбрать   один   верный   вариант   ответа,   установить   соответствие   и расположить события в хронологической последовательности. 5.1 Тест 1 1.Установите годы правления Ивана Грозного: а) 1462­1505 б) 1325­1340 в) 1533­1584 г) 1553­1559 2.Установите титул, который впервые в истории России получил Иван Грозный: а) князь б) царь в) король г) император 3.Определите   название   органа   сословного   представительства,   созданного Иваном Грозным: а) Земский Собор б) Боярская Дума в) Государственный Совет г) Государственная Дума 4.Установите год принятия Судебника Ивана Грозного: а) 1497 б) 1649 23 в) 1581 г) 1550 5.Определите название регулярного войска, созданного Иваном Грозным: а) рекрутское б) стрелецкое в) поместное г) дворянское 6.Установите имя государственного деятеля, входившего в состав Избранной Рады: а) М.М. Сперанский б) патриарх Никон в) Сильвестр г) Малюта Скуратов 7.Определите хронологические рамки «опричнины»: а) 1565­1572 б) 1547­1584 в) 1549­1560 г) 1558­1583 8.Дайте определение термину «приказ». 9.Назовите дату присоединения Казанского ханства: а) 1556 б) 1552 в) 1584 г) 1571 10.Расположите в хронологической последовательности события, произошедшие в эпоху правления Ивана Грозного: а) венчание Ивана Грозного на царство б) взятие Казани в) Стоглавый Собор г) окончание Ливонской войны д) присоединение Сибирского ханства е) раздел страны на «опричнину» и «земщину» 11.Назовите имя последнего царя из династии Рюриковичей: а) Иван Грозный б) Иван III в) Дмитрий г) Федор 12.Определите хронологические рамки правления Бориса Годунова: а) 1547­1584 б) 1598­1605 в) 1605­1606 24 г) 1584­1598 13.Дайте определение термину «Смутное время». 14.Установите хронологические рамки «Смутного времени»: а) 1598­1613 б) 1565­1572 в) 1601­1603 г) 1584­1598 15.Назовите настоящее имя Лжедмитрия I: а) Михаил Молчанов б) Владислав в) Василий Шуйский г) Григорий Отрепьев 16.Расположите в хронологическом порядке годы правления следующих царей: а) Борис Годунов б) Федор Иоаннович в) Лжедмитрий I г) Иван Грозный 17.Назовите прозвище Лжедмитрия II: а) тушинский вор б) московский вор в) новгородский вор г) тверской вор 18.Определите,   какие   государства   осуществляли   военную   интервенцию   на территории России в период «Смутного времени»: а) Польша и Литва б) Франция и Англия в) Речь Посполитая и Швеция г) Германия и Турция 19.Установите соответствие между именем того или иного царя и определенным событием: а) Иван Грозный 1) голод и неурожай на Руси б) Федор Иоаннович 2) присоединение Астрахани в) Борис Годунов 3) введение «заповедных» лет г) Василий Шуйский 4) восстание Ивана Болотникова 20.Назовите имя первого царя из династии Романовых: а) Петр б) Михаил в) Алексей г) Александр 1.Определите годы правления царя Михаила Романова: 5.2 Тест 2 25 а) 1606­1610 б) 1645­1676 в) 1676­1682 г) 1613­1645 2.Назовите имя фактического соправителя М.Ф. Романова в первые годы его царствования: а) Филарет б) Иов в) Никон г) Иоаким 3.Назовите страну, с которой было заключено Столбовское перемирие: а) Речь Посполитая б) Швеция в) Турция г) Ливонский Орден 4.Определите   территории,   потерянные   Россией   в   результате   подписания Деулинского перемирия: а) Новгородские земли б) Владимирские земли в) Смоленщина г) Псковские земли 5.Установите хронологические рамки Смоленской войны: а) 1632­1634 б) 1654­1667 в) 1677­1681 г) 1668­1671 6.Назовите историческое прозвище царя Алексея Романова: а) Освободитель б) Великий в) Тишайший г) Миротворец 7.Определите   название   кодекса   законов   Российского   государства, принятого в1649 г.: а) Судебник б) Соборное Уложение в) Конституция г) Русская Правда 8.Назовите имя патриарха – инициатора церковной реформы 1653 г.: а) Сильвестр б) Никон в) Иов 26 г) Макарий 9.Определите,   какие   земли   вошли   в   состав   Российского   государства   в результате подписания Андрусовского перемирия: а) Крым б) Прибалтика в) Правобережная Украина г) Левобережная Украина 10.Расположите в хронологическом порядке следующие события: а) Соборное Уложение б) Соляной бунт в) Смоленская война г) Переяславская Рада д) Медный бунт е) Бахчисарайский мир ж) восстание Степана Разина 11.Дайте определение термина «мануфактура». 12.Установите, какой категории крестьян не существовало в России: а) крепостные б) белослободские в) черносошные г) монастырские 13.Определите годы правления царя Федора Романова: а) 1645­1676 б) 1682­1689 в) 1676­1682 г) 1689­1725 14.Установите, с какими странами был заключен Бахчисарайский мир: а) Швеция и Польша б) Турция и Крымское ханство в) Англия и Франция г) Япония и Китай 15.Назовите фамилию главы Стрелецкого приказа, поднявшего бунт летом 1682 г.: а) Шакловитый б) Голицын в) Хованский г) Матвеев 16.Определите годы правления царевны Софьи: а) 1682­1689 б) 1676­1682 в) 1645­1676 27 г) 1689­1725 17. Установите, с каким государством был заключен «Вечный мир» 1686 г.: а) Турция б) Речь Посполитая в) Швеция г) Крымское ханство 18.Назовите имя фаворита царевны Софьи, возглавившего Крымские походы: а) князь Голицын б) воевода Шеин в) глава стрельцов Шакловитый г) атаман Разин 19.Установите название первого в России высшего учебного заведения: а) Московский университет б) Петербургский университет в) Казанский университет г) Славяно­греко­латинская академия 20.Установите   соответствие   между   правителями   Российского   государства   и определенными событиями: 1) Михаил Романов а) Семибоярщина 2) Алексей Романов б) «Хованщина» 3) Федор Романов в) «Великое посольство» 4) царевна Софья г) Смоленская война д) Межевая реформа е) Церковный раскол 6. Страны Запада и Востока в XVI­XVIII вв. Проверяемые   результаты   обучения: Великие   географические   открытия, образование   колониальных   империй,   эпоха   Возрождения;   Реформация   и контрреформация;   становление   абсолютизма   в   европейских   странах;   социально­ экономическое   и   политическое   развитие   стран   Востока   в XVI­XVIII вв.; международные отношения вXVI­XVIII вв.; эпоха Просвещения; образование США; французская революция конца XVIII в. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент должен   уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   письменно   и   устно   ответить   на   следующие контрольные вопросы. 28 Вопросы и задания 1. Что такое Великие географические открытия? Каковы их причины? Расскажите о главных открытиях. Каковы были их последствия? 2. Какие перемены происходили в экономике ведущих стран в XVI­XVIII вв.? Какие изобретения способствовали этим переменам? 3. Что такое Возрождение? В чем состояли его основные идеи? Каковы достижения деятелей культуры эпохи Возрождения? 4. В чем причины Реформации? Какие течения были в движении Реформации? Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы последствия Реформации? 5. Что такое абсолютизм и в чем причины его возникновения? Каковы особенности абсолютизма в разных странах? 6. Почему произошла английская революция? Опишите ее ход и последствия. 7. Как произошло образование США? В чем значение этого события? 8. Каковы причины Великой французской революции? Расскажите о ее ходе, силах, участвовавших в ней, и последствиях. 9. западноевропейской культуры XVII­XVIII вв. 10. Что такое эпоха Просвещения? 11.   В   чем   состояли   особенности   развития   Османской   империи,   Китая,   Индии в XVIIв. 12. Как происходила колониальная экспансия европейцев в XVI­XVIII вв.?   Опишите   основные   стили   и   расскажите   о   главных   достижениях 7. Россия в конце XVII­XVIII вв.: от царства к империи Проверяемые результаты обучения: Россия в эпоху петровских  преобразований; экономическое и социальное развитие России в XVIII в.; внутренняя и внешняя политика России эпохи дворцовых переворотов; русская культура XVIII в. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент должен   уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   выполнить   один   из   вариантов   тестов.   Тестовые задания   включают   в   себя   вопросы   на   определение   правильного   варианта   ответа, вопросы на определение соответствия и вопросы на установление хронологической последовательности   событий   и   фактов.   В   зависимости   от   типа   вопроса   студенту предлагается   выбрать   один   верный   вариант   ответа,   установить   соответствие   и расположить события в хронологической последовательности. 1.Определите, к какому боярскому роду принадлежала мать Петра I: а) Нарышкиных 7.1 Тест 1 29 б) Милославских в) Морозовых г) Шуйских 2.Назовите годы правления Петра I: а) 1645­1676 б) 1682­1689 в) 1725­1727 г) 1682­1725 3.Назовите основную цель «Великого посольства»: а) поиск союзников в войне со Швецией б) изучение устройства европейских государств в) поиск союзников в войне с Турцией г) развитие науки и культуры 4.Определите название центральных государственных учреждений, созданных Петром I и заменивших приказы: а) министерства б) коллегии в) комиссариаты г) канцелярии 5.Определите название верховного государственного органа, созданного Петром I: а) Ближняя канцелярия б) Синод в) Сенат г) Земский Собор 6.Дайте определение термину «протекционизм». 7.Установите, какие государства входили в Северный союз: а) Англия, Франция, Россия б) Дания, Саксония, Россия в) Германия, Австрия, Россия г) Швеция, Дания, Россия 8.Назовите государство, против которого был совершен Прутский поход Петра: а) Турция б) Иран в) Крымское ханство г) Швеция 9.Назовите год провозглашения России империей: а) 1720 б) 1721 в) 1709 г) 1725 30 10.Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) Каспийский поход б) Полтавская битва в) начало Северной войны г) Азовские походы д) сражение у мыса Гангут е) сражение у острова Гренгам ж) Прутский поход з) Ништадский мир 11.Назовите   имя   сына   Петра I,   уличенного   в   государственной   измене   и погибшего в тюрьме: а) Петр б) Иван в) Алексей г) Михаил 12.Дайте определение термину «эпоха дворцовых переворотов». 13.Назовите годы правления Екатерины I: а) 1725­1727 б) 1727­1730 в) 1730­1740 г) 1682­1725 14.Определите   название   верховного   государственного   органа,   созданного   в период дворцовых переворотов: а) Сенат б) Верховный Тайный Совет в) Канцелярия тайных розыскных дел г) Синод 15.Установите, кем приходился Петр II по отношению к Петру I: а) сыном б) племянником в) братом г) внуком 16.Определите   название   документа,   ограничивавшего   власть   императрицы Анны Иоанновны: а) Грамота б) Конституция в) Судебник г) Кондиции 17.Установите, как в исторической науке принято называть время правления Анны Иоанновны: а) бунташный век 31 б) смутное время в) просвещенный абсолютизм г) бироновщина 18.Установите,   в   какой   войне   участвовала   Российская   империя   в   годы правления Елизаветы Петровны: а) Семилетней б) Смоленской в) Отечественной г) Крымской 19.Определите, какой тип монархии установился в России в XVIII в.: а) сословно­представительная б) парламентарная в) конституционная г) абсолютная 20.Установите   соответствие   между   именами   императоров   и   определенными историческими фактами: 1. Екатерина I а) носила титул герцогини Курляндской 2. Петр II б) утвердил «Жалованную грамоту дворянству» 3. Анна Иоанновна в) являлся императором, будучи грудным младенцем 4. Иван VI г) открыла РАН 5. Елизавета д) являлась дочерью Петра I 6. Петр III е) умер от оспы в возрасте 14­ти лет 7.2 Тест 2 1.Назовите имя Екатерины II до принятия православия: а) Марта Скавронская б) Софья Фредерика в) Анна г) Елизавета 2.Укажите, кем приходилась Екатерина II Петру III: а) сестрой б) матерью в) женой г) бабушкой 3.Укажите годы правления Екатерины II: а) 1762­1796 б) 1689­1725 в) 1725­1727 г) 1730­1740 4.Дайте определение термину «просвещенный абсолютизм». 5.Назовите основную цель созыва «Уложенной комиссии»: а) разработка проекта отмены крепостничества 32 б) составление проекта Конституции в) составление нового свода законов г) разработка проекта налоговой реформы 6.Укажите,   сколько   губерний   было   образовано   в   России   после   проведения губернской реформы Екатерины II: а) 8 б) 11 в) 25 г) 50 7.Укажите дату принятия «Жалованных грамот» дворянству и городам: а) 1765 б) 1785 в) 1775 г) 1795 8.Назовите имя предводителя наиболее крупного народного восстания XVIII в. в России: а) Кондратий Булавин б) Иван Болотников в) Степан Разин г) Емельян Пугачев 9.Укажите годы правления Павла I: а) 1727­1730 б) 1796­1801 в) 1761­1762 г) 1740­1741 10.Установите   соответствие   между   деятелем   науки   и   культуры XVIII в.   и определенным фактом: 1) М.В. Ломоносов а) автор «Путешествия из Петербурга в Москву» 2) Н.И. Новиков б) издатель журнала «Трутень» 3) А.Н. Радищев в) известный архитектор 4) В.В. Растрелли г) основатель Московского университета 11.Назовите основную цель внешней политики России во 2­ой половине XVIIIв.: а) присоединение Средней Азии б) получение выхода к Черному морю в) подавление французской революции г) разделы Речи Посполитой 12.Укажите,   какие   земли   вошли   в   состав   России   при   заключении   Кючук­ Кайнарджийского мира: а) Прибалтика б) Дальний Восток в) Правобережная Украина 33 г) крепости Азов, Керчь, Кинбурн, Еникале 13.Назовите имя полководца, с именем которого связаны основные победы в русско­турецкой войне 1768­1774 гг.: а) П.А. Румянцев б) А.В. Суворов в) Г.А. Потемкин г) Ф.Ф. Ушаков 14.Укажите год вхождения Крыма в состав России: а) 1768 б) 1783 в) 1774 г) 1791 15.Укажите страну, которая попала под протекторат России при заключении Георгиевского трактата: а) Грузия б) Иран в) Турция г) Речь Посполитая 16.Назовите   имя   отечественного   полководца,   не   проигравшего   ни   одного сражения: а) П.А. Румянцев б) А.Г. Орлов в) А.В. Суворов г) Ф.Ф. Ушаков 17.Укажите основное сражение русско­турецкой войны 1787­1791 гг.: а) битва при Кагуле б) битва на р. Ларге в) битва под Туртукаем г) битва за Измаил 18.Укажите, какие страны участвовали в разделах Речи Посполитой: а) Пруссия, Австрия, Россия б) Пруссия, Швеция, Россия в) Англия, Франция, Россия г) Пруссия, Турция, Россия 19.Укажите страну, против которой был направлен  швейцарский  поход А.В. Суворова: а) Австрия б) Пруссия в) Франция г) Италия 20.Расположите события в хронологическом порядке: 34 а) Кючук­Кайнарджийский мир б) Чесменское сражение в) швейцарский поход А.В. Суворова г) Ясский мир д) взятие Измаила е) 1­ый раздел Речи Посполитой ж) 3­ий раздел Речи Посполитой 8. Становление индустриальной цивилизации Проверяемые   результаты   обучения: промышленный   переворот   и   его последствия; политическое развитие стран Европы и США второй половины XIX в.; международные   отношения  второй  половины XIX в.;   развитие  западноевропейской культуры второй половины XIX в. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент должен   уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   письменно   и   устно   ответить   на   следующие контрольные вопросы. Вопросы и задания 1. Что такое промышленный переворот? Как развивалась экономика передовых стран в XIX в.? 2. Какие перемены в политической жизни стран Европы и США произошли в XIXв.? Какие социалистические движения возникли в этот период? В чем суть марксизма? 3. Каковы главные достижения европейской культуры XIX в.? 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Проверяемые результаты обучения: социально­экономическое и политическое развитие стран Азии, Латинской Америки, Африки в XIX в. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент должен   уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   письменно   и   устно   ответить   на   следующие контрольные вопросы. Вопросы и задания 35 1.   В   чем   заключались   особенности   социально­экономического   и   политического развития стран Латинской Америки и Африки в XIX в.? 2. Охарактеризуйте борьбу народов Латинской Америки за независимость? 3.   Расскажите   о   процессе   модернизации   в   странах   Азии   (на   примере   Китая   и Японии). 4. Опишите главные черты и достижения культуры стран Востока в XIX в. 10. Российская империя в XIX в. Проверяемые результаты обучения: внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.; движение декабристов; внутренняя и внешняя политика Николая I; общественное движение в России в XIX в.; реформы Александра II и контрреформы Александра III; внешняя политика России во второй половине XIX в.; «золотой» век русской культуры. Критерии   оценки   усвоения   знаний   и   сформированности   умений: студент должен   уметь проводить   поиск   исторической   информации   в   источниках   разного типа;   структурировать   и   систематизировать   материал,   вычленять   его   основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый   вклад   в   мировую   и   отечественную   историю;   определять   историческое значение явлений и событий прошлого; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам,   формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Обучающимся  предлагается   выполнить   один   из   вариантов   тестов.   Тестовые задания   включают   в   себя   вопросы   на   определение   правильного   варианта   ответа, вопросы на определение соответствия и вопросы на установление хронологической последовательности   событий   и   фактов.   В   зависимости   от   типа   вопроса   студенту предлагается   выбрать   один   верный   вариант   ответа,   установить   соответствие   и расположить события в хронологической последовательности. 10.1 Тест 1 1.Укажите годы правления Александра I: а) 1796­1801 б) 1801­1825 в) 1825­1855 г) 1762­1796 2.Выберите имя государственного деятеля, входившего в Негласный комитет: а) М.М. Сперанский б) А.А. Аракчеев в) П.А. Строганов г) Е.Ф. Канкрин 3.Укажите дату образования министерств в России: а) 1810 б) 1803 в) 1817­1819 г) 1802 36 4.Определите, что из перечисленного является одним из положений указа «О вольных хлебопашцах»: а) возможность освобождения крестьян при согласии помещика б) отмена крепостного права в) возможность освобождения крестьян без уплаты выкупа г) ужесточение крепостного права 5.Укажите, какой орган власти предлагал создать М.М. Сперанский в своем проекте реформ государственного управления: а) Земский Собор б) Государственную Думу в) Сенат г) Синод 6.Назовите   имя   государственного   деятеля   –   инициатора   создания   военных поселений: а) М.М. Сперанский б) В.П. Кочубей в) П.Д. Киселев г) А.А. Аракчеев 7.Укажите название проекта Конституции Н.Н. Новосильцева: а) Соборное Уложение б) Свод законов Российской империи в) Государственная уставная грамота Российской империи г) Русская Правда 8.Укажите дату вхождения Восточной Грузии в состав России: а) 1783 б) 1801 в) 1815 г) 1809 9.Установите   соответствие   между   территориями   и   войнами,   в   результате которых они вошли в состав России: а) Бессарабия 1) русско­шведская война 1808­1809 гг. б) Северный Азербайджан 2) русско­турецкая война 1806­1812 гг. в) Финляндия 3) Отечественная война 1812 г. г) Герцогство Варшавское 4) русско­иранская война 1804­1813 гг. 10.Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 г.: а) Совет в Филях б) Смоленское сражение в) Бородинская битва г) переправа через р. Березину 11.Укажите название уставного документа «Южного общества» декабристов: 37 а) Конституция б) «Зеленая книга» в) Русская Правда г) Судебник 12.Укажите дату восстания декабристов: а) 14.12.1824 г. б) 14.12.1823 г. в) 14.12.1826 г. г) 14.12.1825 г. 13.Определите, кем приходился Николай I Александру I: а) братом б) сыном в) отцом г) племянником 14.Укажите, как принято называть указ о цензуре, принятый в 1826 г.: а) «медный» б) «железный» в) «чугунный» г) «бумажный» 15.Установите соответствие между реформой и ее автором: а) М.М. Сперанский 1) денежная реформа б) П.Д. Киселев 2) составление «Свода законов Российской империи» в) Е.Ф. Канкрин 3) разработка «Теории официальной народности» г) С.С. Уваров 4) реформа управления государственными крестьянами 16.Укажите хронологические рамки Кавказской войны: а) 1817­1864 гг. б) 1826­1828 гг. в) 1828­1829 гг. г) 1806­1812 гг. 17.Укажите   государство,   в   котором   Россия   участвовала   в   подавлении революции: а) Пруссия б) Австро­Венгрия в) Франция г) Италия 18.Выберите из перечисленного основную причину Крымской войны: а) стремление России к захвату Турции б) агрессия Турции в отношении России 38 в) конфликт из­за христианских святынь в Палестине г) «восточный вопрос» 19.Укажите решающее сражение Крымской войны: а) сражение в Синопской бухте б) битва на р. Альме в) осада Севастополя г) битва под Инкерманом 20.Расположите в хронологической последовательности события: а) Парижский мир б) Туркманчайский мир в) Лондонская конвенция г) Адрианопольский мир 10.2 Тест 2 1.Укажите годы правления Александра II: а) 1855­1881 б) 1801­1825 в) 1825­1855 г) 1881­1894 2.Укажите название органа, сыгравшего главную роль в подготовке проекта отмены крепостного права: а) Государственный Совет б) Государственная Дума в) Редакционные комиссии г) Сенат 3.Укажите дату подписания манифеста об отмене крепостного права: а) 19.02.1862 б) 19.02.1861 в) 19.02.1863 г) 19.02.1864 4.Выберите одно из положений манифеста об отмене крепостного права: а) вся земля становилась собственностью крестьян б) крестьяне не получали личной свободы в) крестьяне безвозмездно получали часть земли г) вся земля признавалась собственностью помещиков 5.Дайте определение термину «временнообязанные крестьяне». 6.Укажите   названия   органов   местного   самоуправления,   образованных   в результате земской реформы: а) собрания и управы б) исполнительные комитеты в) советы г) правительства 39 7.Выберите одно из положений судебной реформы Александра II: а) вводилась сословность суда б) отменялась смертная казнь в) вводились мировые суды г) отменялась адвокатура 8.Укажите одно из положений военной реформы Александра II: а) вводились рекрутские наборы б) отменялась всеобщая воинская повинность в) дворяне освобождались от военной службы г) вводилась всеобщая воинская повинность 9.Определите   название   организации,   члены   которой   организовали   убийство Александра II: а) «Черный передел» б) «Народная воля» в) «Земля и воля» г) «Северное общество» 10.Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) городская реформа б) земская реформа в) гибель Александра II г) военная реформа 11.Укажите, внешнеполитической деятельности: а) подписание Парижского мира б) Берлинский конгресс в) Пекинский договор г) Петербургский договор 12.Выберите одно из положений Петербургского договора с Японией: а) Россия получала Северный Сахалин б) Япония получала Южный Сахалин в) Россия получала Южный Сахалин г) Япония получала Северный Сахалин 13.Укажите название территории, проданной Россией США в 1866 г.: а) Гавайи б) Камчатка в) Аляска г) Курилы 14.Укажите имя одного из героев русско­турецкой войны 1877­1878 гг. а) М.И. Кутузов б) А.В. Суворов   какое   событие   стало   первым   шагом   Александра II во 40 в) П.С. Нахимов г) М.Д. Скобелев 15.Расположите в хронологическом порядке следующие события: а) подписание Пекинского договора с Китаем б) русско­турецкая война в) подписание Петербургского договора с Японией г) продажа Аляски 16.Укажите историческое прозвище Александра III: а) Тишайший б) Великий в) Освободитель г) Миротворец 17.Определите название внутренней политики Александра III: а) протекционизм б) меркантилизм в) консерватизм г) контрреформы 18.Выберите название документа, принятого в эпоху Александра III: а) Конституция б) циркуляр «о кухаркиных детях» в) Свод законов Российской империи г) манифест об отмене крепостного права 19.Укажите государство, ставшее союзником России при Александре III: а) Германия б) Австро­Венгрия в) Франция г) Великобритания 20.Установите соответствие между императорами и историческими фактами: а) Александр II 1) воспитывался поэтом Жуковским б) Александр III 2) арендовал Порт­Артур у Китая 3) заключил Парижский мир 4) не вел ни одной войны 4.Темы самостоятельных работ Темы Тема 2.5. Культура и религии Древнего мира Тема 3.7. Византийская империя. Восток в Средние века. Тема   3.9.   Средневековый   западноевропейский   город. Крестовые походы. Средневековая культура Западной Европы Тема 4.12. Древнерусская культура Тема 4.13. Монгольское завоевание и его последствия. Начало Презентация Реферат Наименовани е  Презентация Презентация Реферат 41 Презентация Таблица Презентация Сообщение  Сообщение  Презентация Таблица  Таблица Таблица  возвышения Москвы Тема 5.15. Россия в правление Ивана Грозного Тема   5.17.   Становление   абсолютизма   в   России.   Внешняя политика России в XVII веке Тема   6.19.   Возрождение   и   гуманизм   в   Западной   Европе. Реформация и контрреформация  Тема 6.21. Страны Востока в XVII­XVIII веках и колониальная экспансия европейцев. Война за независимость и образование США Тема 7.22. Россия в эпоху петровских преобразований Тема 7.23.Внутренняя и внешняя политика России в середине­ второй половине XVIII века. Тема 7.24. Русская культура XVIII века Тема 9.28. Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай и Япония  Тема 10.29. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века Тема 10.31. Общественное движение во второй четверти  XIX века Тема  10.32.   Отмена   крепостного   права,   реформа   и общественные движения 60­70­х годов XIX века Тема 10.33. Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века Тема 10.34. Русская культура XIX века Тема  11.36. Революция 1905­1907 годов в  России.  Россия  в период столыпенских реформ. Тема   11.38.   Февральная   революция   в   России.   Октябрьская революция в России и ее последствия. Тема 12.39. Европа и США. Недемократичные режимы  Тема   12.42.   НЭП   в   Советской   России.   Образование   СССР. Индустриализация и коллективизация  Тема   12.43.   Советское   государство,   общество   и   культура   в 1920­1930­е гг. Тема 13.45.Первый период Второй мировой войны  Тема 13.47. Второй период Второй мировой войны Тема   14.50.   Крушение   колониальной   системы.   Индия, Пакистан, Китай Тема 15.52. СССР в послевоенные годы Тема   16.56.   Формирование   российской   государственности. Изменения в системе власти. Б.Н.Ельцин Тема 16.57. Деятельность Президентов России В.В.Путина и Реферат Реферат Реферат Таблица Презентация Презентация Сообщение  Презентация Таблица Опорный конспект  Презентация Доклад Доклад Таблица Презентация 42 Д.А.Медведева КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ­   Оценки   «отлично»   заслуживает   обучающийся,   обнаруживший   всестороннее систематическое   и   глубокое   знание   программного   материала,   умение   свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется  обучающимся, усвоившим взаимосвязь  основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала;  ­   Оценки   «хорошо»   заслуживает   обучающийся,   обнаруживший   полное   знание программного   материала,   успешно   выполняющий   предусмотренные   в   программе задания,   усвоивший   основную   литературу,   рекомендованную   в   программе.   Как правило, оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;  ­ Оценки «удовлетворительно»  заслуживает  обучающийся,  обнаруживший  знание основного программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей   работы   по   профессии,   справляющийся   с   выполнением   заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.  ­   Оценка   «неудовлетворительно»   выставляется   обучающемуся,   обнаружившему пробелы   в   знаниях   основного   программного   материала,   допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут 43 продолжать обучение и приступить к профессиональной деятельности по окончании колледжа без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.   Артемов   В.В., Лубченков   Ю.Н.   История:   учебник   для   студ.   учреждений   сред. проф. образования. − М., 2014. 2.   Артемов   В.В., Лубченков   Ю.Н.   История   для   профессий   и   специальностей технического,   естественно­научного,   социально­экономического   профилей:   2   ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М., 2015. 3.   Артемов   В.В., Лубченков   Ю.Н.   История   для   профессий   и   специальностей технического,   социально­экономического   профилей. Дидактические   материалы:   учеб.   пособие   для   студ.   учреждений   сред.   проф. образования. − М., 2013. 4. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. − М., 2015. 5. Санин Г.А. Крым. Страницы истории. − М., 2015. 6. Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. − М., 2015.   естественно­научного, Интернет − ресурсы   [Электронный   ресурс].   Википедия:   свободная   энциклопедия. 1. Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info 2.   Библиотека   Исторического   факультета   МГУ.   [Электронный   ресурс].   Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.html 3.   Библиотекарь.   Ру:   электронная   библиотека   нехудожественной   литературы   по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru 4. доступа:https://ru.wikipedia.org 5.   Военная   литература:   собрание   текстов.   [Электронный   ресурс].   Режим доступа:https://www.militera.lib.ru 6. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI­ XVIII столетиях. [Электронный  ресурс]. Режим доступа: https://www.old­rus­ maps.ru 7.   История   России   и   СССР:   онлайн­видео.   [Электронный   ресурс].   Режим доступа:https://www.intellect­video.com/russian­history 8.   Раритеты   фотохроники   СССР:   1917−1991   гг.   −   коллекция   Льва   Бородулина. [Электронный Режим доступа: https://www.borodulincollection.com/index.html 9.   Российская   империя   в   фотографиях.   [Электронный   ресурс].   Режим доступа:https://www.all­photo.ru/empire/index.ru.html 10. Следы времени: интернет­архив старинных фотографий, открыток, документов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.arhivtime.ru   Режим   ресурс].   44

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОУД.04. История

Фонд оценочных средств учебной дисциплины  ОУД.04. История