ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

  • docx
  • 04.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯРЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Процесс развития речи у детей с ОВЗ во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия (например, твердые и мягкие согласные), и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других. Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов и даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкальноритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов». Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонетические пятиминутки. Фонематические пятиминутки, это небольшие по времени специальные игры и упражнения, которые можно применять на занятиях и в игровой деятельности. Пятиминутки не занимают много времени и не требуют большой подготовительной работы. Материалом для фонетических упражнений могут служить различные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалки, потешки, в которых часто повторяется какой-то определенный звук. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и на Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми — педагог дает образец чтения, а затем заучивается наизусть. Чтобы облегчить запоминание, педагог может прибегнуть к описывающему, рисунчатому жесту, применять ритмический жест и вышагивание (т. е. чтение стихов в ритме шага). Текст можно повторять шепотом или кричать, говорить шепотом согласные, громко — гласные. Также можно использовать соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз, скороговорку) или такую форму задания, как «эхо» (одна команда начинает тихо, другая — громко). При проведении фонетических пятиминуток можно использовать и такую форму работы, как диалог двух команд. Особенно эффективным будет диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердым и мягким согласным дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая — мягкие. Для фонетических пятиминуток можно также использовать считалки и ритмостихи. Но они, развивая фонематический слух, выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко, выпукло, ярко. При этом особенно важна роль жестикуляции, совпадающей с ритмом речи. Фонетические упражнения рекомендуется проводить 2—3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении. При организации фонетических пятиминуток, педагог должен помнить следующее: 1) до начала заучивания стихотворения, считалки и т.д. звуки должны быть хорошо отработаны в медленном произношении; 2) чаще всего стихи читаются хором, особенно это важно при работе с детьми, которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда можно предлагать читать их отдельным детям; 3) при проведении фонетических упражнений, взрослый должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи — правильно и выразительно; 4) материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается. Игровая форма пятиминуток оживляет занятия по развитию речи и сделает более результативными ознакомление детей со звуками и нормами произношения, благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи. Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение. У детей формируются элементарные представления о строении речи, что побуждает их более внимательно относиться как к речи своей, так и окружающих людей, а это уже основа усвоения родного языка, воспитания культуры речи. Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка. Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми. Список используемой литературы: 1. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.: Просвещение, 1991. 2. Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. М., 2013. 3. ШвайкоГ.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) /Под ред. В.В.Гербовой. -М.,1983.