Тема. Фонетика. Гласные и согласные звуки.
Цели. Ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”. Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков. Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Ход урока
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.
-
Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован
мне. Посмотрим, что там. Кассета. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас
услышали?(Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика.
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
· Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
· Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
· Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
· Микрофон (прибор для усиления голоса);
· Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
· Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
· Фонотека (собрание звукозаписей);
· Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
· Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
· Патефон (граммофон с рупором).
- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему?(Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
- Давайте поиграем с вами.
1. Измените первый звук.
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
сом – ком |
чайка – гайка |
моль – роль |
том |
зайка |
соль |
дом |
байка |
боль |
лом |
шайка |
голь |
ром |
лайка |
ноль |
2. Выньте один звук.
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
(Рисунок в презентации).
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
-
Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок
в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок
в презентации). Их 36 в русском языке.
“Б”,
“п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
- А
сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от
звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти
примеры?
1.
Кушай
яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
2.
Под
горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.
- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?
Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.
Обе[т], вхо[т].
- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В
лс рдлсь лчк, |
В
лесу родилась елочка, |
Ио
и ео оая |
Зимой
и летом стройная |
- В
каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные
звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность,
благозвучие возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо?
- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
· Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
· На какие две группы делятся звуки речи?
· Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
· В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
· Каких звуков больше: гласных или согласных?
Д/з: упр.267
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.