РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЙ СЛУХ
Речевой слух- это умение правильно слышать, узнавать и различать звуки
Выполнила:
Костянкина Карина
Студентка : ГОУ СПО «Кемпк»
Группы: ПНК 1501
Научный руководитель:
Башкина Любовь Ивановна
Преподаватель:
русского языка с методикой преподавания
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский педагогический колледж»
Методика ознакомления младших школьников с составом фонем русского языка (гласными и согласными, твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими)
План
1.Фонетика как раздел науки о языке
2.Первоначальное ознакомление учащихся со звуками человеческой речи
3.Знакомство со звуками гласными и согласными
4. Понятие о согласных звонких и глухих
5.Твердые и мягкие согласные
6.Методика введения слога
7. Методика введения ударения
4. Характеристика работающих органов речиПриём «Заколдованная буква»Цель: Познакомить учащихся с речевым аппаратом, формировать умение правильно произносить звуки
«На елке сыски висят»
Вы, конечно, читали рассказ Виктора
Драгунского «Заколдованная буква». Герои этого рассказа не могут правильно произнести слово ШИШКА. У Алёнки получается «сыска», у Мишки- «хыхка», а у Дениски – «фыфка». Проследите какие ошибки делают язык, губы и зубы у Аленки? А у Мишки? А у Дениски? Как правильно должны «работать» язык, губы и зубы, чтобы получилось слово ШИШКА?
[С]-происходит сближение органов речи (зубов)
[Х]-происходит сближение спинки языка с мягким задним нёбом
[Ф]- нижняя губа приближается к верхним зубам
[Ш]-происходит сближение органов речи(зубов), двигается язык
Вывод
Гласные и согласные отличаются как с акустической точки зрения, так и с физиологической точки зрения.
При объяснении темы учитель использует следующие приемы:
1. Звуковой анализ слова и наблюдения за тем, как работают органы речи при произнесении звука этого слова. Наблюдение над способом образования гласных и согласных звуков.
Делается вывод: чем сильнее произносим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Чем громче произносится согласный звук, тем плотнее органы речи прижимаются друг к другу. Вводим понятие ртораскрыватели - гласные ртосмыкатели - согласные.
2. Наблюдение над тем, как выходит струя воздуха при произнесении звуков, над соотношением голоса и шума, анализируется, какие препятствия встречает воздух при произнесении согласных, т.е. наблюдаем над акустическим различием гласных и согласных.
Делается вывод. Каковы признаки гласных? Согласных?
Вывод
Хоть работают язык, губы, зубы, когда мы произносим звуки [Г] и [К] одинаково, различие в том, как звучат эти звуки, т.е. один из них произносится с голосом, другой без участия голоса. Поэтому когда из звука [Г] убирают голос, получается другой звук: безголосый глухой [К]. Такие согласные, которые произносятся с голосом, мы будем называть звонкими, они состоят из голоса и шума А те звуки, которые произносятся без голоса, мы будем называть глухими, они состоят только из шума.
Приём наблюдения за голосовыми связками
У каждого из нас в гортани имеются голосовые связки. Когда мы произносим гласные или согласные, они дрожат. Положите руку на горло. Произносите звук [Г]. Дрожит ли под пальцами? Значит двигаются голосовые связки. И вы верно определили, что звук [Г] - звонкий.
А теперь произносим звук [К], дрожит ли под пальцами? Нет! Значит звук глухой.
1. Магазин игрушекЦель игры: Отработать навык определения звонкого и глухого звука
Учитель раскладывает на столе игрушки: кукла, зайка, грибок, волчок, танк, барабан.
«Я буду продавцом, а ты покупателем. Подумай, какую игрушку ты хочешь купить. Покупая игрушку надо объяснить, какой звук ПЕРВЫЙ – звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной.
Учителю следует обратиться к функциональному аспекту, выделить смыслоразличительную функцию твердости-мягкости согласных. Далее используем прием сопоставления пар слов, различающихся твердостью-мягкостью одного из согласных звуков.
,
=
=
=
Учителю следует обратиться к функциональному аспекту, выделить смыслоразличительную функцию твердости-мягкости согласных. Далее используем прием сопоставления пар слов, различающихся твердостью-мягкостью одного из согласных звуков.
[Л]
[У]
[ К]
[Л,]
[У]
[К]
Вывод
слова различаются согласными звуками [л]и [л,], все остальные звуки совпадают, звук [л] - твердый, второй звук [л], - мягкий. Твердость-мягкость согласных в русском языке различает слова.
1.Игра «ПАРОХОД».
На пароход погрузили картинки. Расположи их так: на первой палубе парохода плывут картинки, в названии которых с один слог, на второй – с двумя слогами, а на третьей – с тремя слогами.( Определяй количество слогов по количеству гласных букв в слове)
2. Игра «Телеграф»
Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слова, а вызванный ученик самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
3.Цепочка
Дежурный записывает на доске слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова окно (но-ра), затем - новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма). и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.
Произнесение одного из слогов с большой силой и длительностью называется ударением. Ударение обозначается таким значком ( ). Обращаем внимание на то, что ударение ставится над гласными звуками, потому что тянем и произносим с большей силой именно гласные звуки. Любое слово мы произносим так: один слог мы говорим сильнее и протяжнее, а остальные слоги как бы приклеиваются к ударному слогу. Без ударения ни одно слово не произнесешь как следует, правильно, чтобы понятен был смысл.
Игра “Русский, польский и французский”
Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по русски: все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитай слово, написанное на доске так, как их прочитает француз: КУРИЦА. Другой сыграет роль польки, он прочитает то же слово с ударением на последнем слоге.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.