Фонетика. Не трудно если интересно
Оценка 5

Фонетика. Не трудно если интересно

Оценка 5
Исследовательские работы
pptx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
22.05.2020
Фонетика. Не трудно если интересно
В этой презентации раскрываются интересные приёмы и методы, которые я использую в работе при изучение фонетического материала. Данные приёмы и методы способны содействовать формированию универсальных учебных действий.
fonetika-ne_trudno_esli_interesno.pptx

РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЙ СЛУХ Речевой слух- это умение правильно слышать, узнавать и различать звуки

РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЙ СЛУХ Речевой слух- это умение правильно слышать, узнавать и различать звуки

РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЙ СЛУХ

Речевой слух- это умение правильно слышать, узнавать и различать звуки

Выполнила:
Костянкина Карина
Студентка : ГОУ СПО «Кемпк»
Группы: ПНК 1501
Научный руководитель:
Башкина Любовь Ивановна
Преподаватель:
русского языка с методикой преподавания

Фонетика Не трудно, если интересно

Фонетика Не трудно, если интересно

Фонетика

Не трудно, если интересно

Кемерово 2019

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский педагогический колледж»

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский педагогический колледж»

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский педагогический колледж»

Методика ознакомления младших школьников с составом фонем русского языка (гласными и согласными, твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими)

План 1.Фонетика как раздел науки о языке 2

План 1.Фонетика как раздел науки о языке 2

План

1.Фонетика как раздел науки о языке
2.Первоначальное ознакомление учащихся со звуками человеческой речи
3.Знакомство со звуками гласными и согласными
4. Понятие о согласных звонких и глухих
5.Твердые и мягкие согласные
6.Методика введения слога
7. Методика введения ударения

Фонетика как раздел науки о языке

Фонетика как раздел науки о языке

Фонетика как раздел науки о языке

Фонетика

происходит от греческого слова фоне (звук) и буквально значит наука о звуках.

Изучает

изучает не только звуки речи, но и слоги, ударение, интонацию, т.е. звуковую сторону языка

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками человеческой речи

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками человеческой речи

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками человеческой речи

Беседа, помогающую создать у детей представление о звуках как материале языка

Беседа, помогающую создать у детей представление о звуках как материале языка

1. Беседа, помогающую создать у детей представление о звуках как материале языка.

ЗВУКИ

БУКВЫ

Слушание звуков окружающего мира

Слушание звуков окружающего мира

2. Слушание звуков окружающего мира

Выяснение как получаются звуки человеческой речи

Выяснение как получаются звуки человеческой речи

3. Выяснение как получаются звуки человеческой речи.

Характеристика работающих органов речи

Характеристика работающих органов речи

4. Характеристика работающих органов речи Приём «Заколдованная буква» Цель: Познакомить учащихся с речевым аппаратом, формировать умение правильно произносить звуки


«На елке сыски висят»
Вы, конечно, читали рассказ Виктора
Драгунского «Заколдованная буква». Герои этого рассказа не могут правильно произнести слово ШИШКА. У Алёнки получается «сыска», у Мишки- «хыхка», а у Дениски – «фыфка». Проследите какие ошибки делают язык, губы и зубы у Аленки? А у Мишки? А у Дениски? Как правильно должны «работать» язык, губы и зубы, чтобы получилось слово ШИШКА?

С]-происходит сближение органов речи (зубов) [Х]-происходит сближение спинки языка с мягким задним нёбом [Ф]- нижняя губа приближается к верхним зубам [Ш]-происходит сближение органов речи(зубов), двигается…

С]-происходит сближение органов речи (зубов) [Х]-происходит сближение спинки языка с мягким задним нёбом [Ф]- нижняя губа приближается к верхним зубам [Ш]-происходит сближение органов речи(зубов), двигается…

[С]-происходит сближение органов речи (зубов)
[Х]-происходит сближение спинки языка с мягким задним нёбом
[Ф]- нижняя губа приближается к верхним зубам
[Ш]-происходит сближение органов речи(зубов), двигается язык





Вывод

Знакомство со звуками гласными и согласными

Знакомство со звуками гласными и согласными

Знакомство со звуками гласными и согласными

Гласные и согласные отличаются как с акустической точки зрения, так и с физиологической точки зрения

Гласные и согласные отличаются как с акустической точки зрения, так и с физиологической точки зрения

Гласные и согласные отличаются как с акустической точки зрения, так и с физиологической точки зрения.
При объяснении темы учитель использует следующие приемы:
1. Звуковой анализ слова и наблюдения за тем, как работают органы речи при произнесении звука этого слова. Наблюдение над способом образования гласных и согласных звуков.
Делается вывод: чем сильнее произносим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Чем громче произносится согласный звук, тем плотнее органы речи прижимаются друг к другу. Вводим понятие ртораскрыватели - гласные ртосмыкатели - согласные.
2. Наблюдение над тем, как выходит струя воздуха при произнесении звуков, над соотношением голоса и шума, анализируется, какие препятствия встречает воздух при произнесении согласных, т.е. наблюдаем над акустическим различием гласных и согласных.
Делается вывод. Каковы признаки гласных? Согласных?

[м] [а] [к]

[м] [а] [к]

[м]

[а]

[к]

М А К [м] [а] [к]

М А К [м] [а] [к]

М

А

К

[м]

[а]

[к]

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Цель: отработать навык определения согласного и гласного звука

Цель: отработать навык определения согласного и гласного звука

Цель: отработать навык определения согласного и гласного звука

Игра «Рассели звуки по домикам»

Игра «Рассели звуки по домикам»

1. Игра «Рассели звуки по домикам»

Если согласный звук, то засели его в домик с синей крышей. Если звук гласный то засели его в домик с красной крышей

[А]

[Г]

[О]

[С]

[В]

[И]

Засели звуки в городе «Звукоград» по районам

Засели звуки в городе «Звукоград» по районам

2. Засели звуки в городе «Звукоград» по районам

ЗВУКОГРАД РАЙОН ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ЗВУКОГРАД РАЙОН ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ЗВУКОГРАД

РАЙОН ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

РАЙОН СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

[У]

[А]

[Ф]

[Н]

[Г]

[О]

Понятие о согласных звонких и глухих

Понятие о согласных звонких и глухих

Понятие о согласных звонких и глухих

Учитель прежде всего обращает внимание детей на смыслоразличительную функцию звонкости-глухости согласных

Учитель прежде всего обращает внимание детей на смыслоразличительную функцию звонкости-глухости согласных


1.Учитель прежде всего обращает внимание детей на смыслоразличительную функцию звонкости-глухости согласных.

Приём «Скажи шёпотом» В первой схеме спряталось слово

Приём «Скажи шёпотом» В первой схеме спряталось слово

Приём «Скажи шёпотом» В первой схеме спряталось слово ГОРКА, давайте скажем шёпотом это слово, и узнаем какое слово спряталось во второй схеме

1)

=

=

=

=

=

=

2)

Вывод Хоть работают язык, губы, зубы, когда мы произносим звуки [Г] и [К] одинаково, различие в том, как звучат эти звуки, т

Вывод Хоть работают язык, губы, зубы, когда мы произносим звуки [Г] и [К] одинаково, различие в том, как звучат эти звуки, т

Вывод
Хоть работают язык, губы, зубы, когда мы произносим звуки [Г] и [К] одинаково, различие в том, как звучат эти звуки, т.е. один из них произносится с голосом, другой без участия голоса. Поэтому когда из звука [Г] убирают голос, получается другой звук: безголосый глухой [К]. Такие согласные, которые произносятся с голосом, мы будем называть звонкими, они состоят из голоса и шума А те звуки, которые произносятся без голоса, мы будем называть глухими, они состоят только из шума.

Приём наблюдения за голосовыми связками

Приём наблюдения за голосовыми связками

Приём наблюдения за голосовыми связками

У каждого из нас в гортани имеются голосовые связки. Когда мы произносим гласные или согласные, они дрожат. Положите руку на горло. Произносите звук [Г]. Дрожит ли под пальцами? Значит двигаются голосовые связки. И вы верно определили, что звук [Г] - звонкий.
А теперь произносим звук [К], дрожит ли под пальцами? Нет! Значит звук глухой.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Магазин игрушек Цель игры: Отработать навык определения звонкого и глухого звука

Магазин игрушек Цель игры: Отработать навык определения звонкого и глухого звука

1. Магазин игрушек Цель игры: Отработать навык определения звонкого и глухого звука

Учитель раскладывает на столе игрушки: кукла, зайка, грибок, волчок, танк, барабан.
«Я буду продавцом, а ты покупателем. Подумай, какую игрушку ты хочешь купить. Покупая игрушку надо объяснить, какой звук ПЕРВЫЙ – звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной.

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Учителю следует обратиться к функциональному аспекту, выделить смыслоразличительную функцию твердости-мягкости согласных

Учителю следует обратиться к функциональному аспекту, выделить смыслоразличительную функцию твердости-мягкости согласных

Учителю следует обратиться к функциональному аспекту, выделить смыслоразличительную функцию твердости-мягкости согласных. Далее используем прием сопоставления пар слов, различающихся твердостью-мягкостью одного из согласных звуков.

,

=

=

=

Учителю следует обратиться к функциональному аспекту, выделить смыслоразличительную функцию твердости-мягкости согласных

Учителю следует обратиться к функциональному аспекту, выделить смыслоразличительную функцию твердости-мягкости согласных

Учителю следует обратиться к функциональному аспекту, выделить смыслоразличительную функцию твердости-мягкости согласных. Далее используем прием сопоставления пар слов, различающихся твердостью-мягкостью одного из согласных звуков.

[Л]

[У]

[ К]

[Л,]

[У]

[К]

Вывод слова различаются согласными звуками [л]и [л,], все остальные звуки совпадают, звук [л] - твердый, второй звук [л], - мягкий

Вывод слова различаются согласными звуками [л]и [л,], все остальные звуки совпадают, звук [л] - твердый, второй звук [л], - мягкий

Вывод

слова различаются согласными звуками [л]и [л,], все остальные звуки совпадают, звук [л] - твердый, второй звук [л], - мягкий. Твердость-мягкость согласных в русском языке различает слова.

, = = =

, = = =

,

=

=

=

о [Н] [О] [С] [н] [о] [с]

о [Н] [О] [С] [н] [о] [с]


о


[Н]

[О]

[С]

[н]

[о]

[с]

Обращение к физиологическому аспекту

Обращение к физиологическому аспекту

2.Обращение к физиологическому аспекту. Приём «Злой или добрый братик»

Язык прижимается к нёбу
губы невольно растягиваются в улыбке при произнесении мягкого звука

Дидактические игры

Дидактические игры


Дидактические игры

Игра «Пройди по тропинке» Цель игры: закрепить навык определения твёрдого или мягкого звука

Игра «Пройди по тропинке» Цель игры: закрепить навык определения твёрдого или мягкого звука

1. Игра «Пройди по тропинке» Цель игры: закрепить навык определения твёрдого или мягкого звука


Ребёнок идёт по следам, придумывая слова на согласный: твёрдый или мягкий

Игра «Собери гирлянду» Помоги клоунам-звуковичкам собрать гирлянду из цветных шаров

Игра «Собери гирлянду» Помоги клоунам-звуковичкам собрать гирлянду из цветных шаров

4.Игра «Собери гирлянду»

Помоги клоунам-звуковичкам собрать гирлянду из цветных шаров. Щёлкай мышью по зелёному шарику, если в названии картинки есть мягкий звук «Н», и по синему, если есть твёрдый «Н».

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

Методика введения слога

Методика введения слога

Методика введения слога

слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

Приемы, которые используются при объяснении темы: 1

Приемы, которые используются при объяснении темы: 1

Приемы, которые используются при объяснении темы:

1.Поможет это усвоить игра «На стадионе»

ША-ЙБУ ША-ЙБУ ША-ЙБУ ША-ЙБУ МО-ЛО-ДЦЫ

ША-ЙБУ ША-ЙБУ ША-ЙБУ ША-ЙБУ МО-ЛО-ДЦЫ

ША-ЙБУ
ША-ЙБУ
ША-ЙБУ
ША-ЙБУ

МО-ЛО-ДЦЫ
МО-ЛО-ДЦЫ
МО-ЛО-ДЦЫ
МО-ЛО-ДЦЫ

Вывод Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите это слово игрокам, тогда оно само разделится на слоги

Вывод Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите это слово игрокам, тогда оно само разделится на слоги

Вывод

Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите это слово игрокам, тогда оно само разделится на слоги.

Приём наблюдения над органами речи при произнесении слова по слогам

Приём наблюдения над органами речи при произнесении слова по слогам




2.Приём наблюдения над органами речи при произнесении слова по слогам.

Вывод Подбородок касается кисти руки, когда произносятся гласные, т

Вывод Подбородок касается кисти руки, когда произносятся гласные, т

Вывод

Подбородок касается кисти руки, когда произносятся гласные, т.к они ртораскрыватели. Из этого следует вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.


КЛАВА=2 ГЛАСНЫЕ- 2 СЛОГА

Приём «Звонкие ладошки» Я открою вам тайну!

Приём «Звонкие ладошки» Я открою вам тайну!

3.Приём «Звонкие ладошки»

Я открою вам тайну!
А знаете ли вы, что слог можно прохлопать. Не верите? Чтобы в этом убедиться, давайте поиграем в игру «Звонкие ладошки»

Фонетика. Не трудно если интересно

Фонетика. Не трудно если интересно

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОТРАБОТКУ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОТРАБОТКУ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОТРАБОТКУ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ В СЛОВЕ

Цель игр: отработать умение определять количество слогов в слове

Цель игр: отработать умение определять количество слогов в слове

Цель игр: отработать умение определять количество слогов в слове

Игра «ПАРОХОД». На пароход погрузили картинки

Игра «ПАРОХОД». На пароход погрузили картинки

1.Игра «ПАРОХОД».

На пароход погрузили картинки. Расположи их так: на первой палубе парохода плывут картинки, в названии которых с один слог, на второй – с двумя слогами, а на третьей – с тремя слогами.( Определяй количество слогов по количеству гласных букв в слове)

Игра «Телеграф» Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф

Игра «Телеграф» Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф

2. Игра «Телеграф»

Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слова, а вызванный ученик самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Цепочка Дежурный записывает на доске слово окно по слогам

Цепочка Дежурный записывает на доске слово окно по слогам

3.Цепочка

Дежурный записывает на доске слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова окно (но-ра), затем - новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма). и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Методика введения ударения

Методика введения ударения

Методика введения ударения

На клумбе расцвел красивый ирис

На клумбе расцвел красивый ирис

На клумбе расцвел красивый
ирис


Я люблю вкусный ирис “Золотой ключик”

и р и с и р и с

и р и с и р и с

и

р

и

с

и

р

и

с

Вывод: Слова эти различаются не звуками, а тем, какой из слогов произносится с большей силой и длительностью

Вывод: Слова эти различаются не звуками, а тем, какой из слогов произносится с большей силой и длительностью

Вывод:


Слова эти различаются не звуками, а тем, какой из слогов произносится с большей силой и длительностью

Произнесение одного из слогов с большой силой и длительностью называется ударением

Произнесение одного из слогов с большой силой и длительностью называется ударением

Произнесение одного из слогов с большой силой и длительностью называется ударением. Ударение обозначается таким значком ( ). Обращаем внимание на то, что ударение ставится над гласными звуками, потому что тянем и произносим с большей силой именно гласные звуки. Любое слово мы произносим так: один слог мы говорим сильнее и протяжнее, а остальные слоги как бы приклеиваются к ударному слогу. Без ударения ни одно слово не произнесешь как следует, правильно, чтобы понятен был смысл.

Способы определения ударения 1

Способы определения ударения 1

Способы определения ударения

1. Передвижка ударения
2. Произношение с вопросительной интонацией

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Игра “Русский, польский и французский”

Игра “Русский, польский и французский”

Игра “Русский, польский и французский”

Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по русски: все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитай слово, написанное на доске так, как их прочитает француз: КУРИЦА. Другой сыграет роль польки, он прочитает то же слово с ударением на последнем слоге.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020