Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности
Оценка 5

Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Оценка 5
docx
13.12.2024
Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности
Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами туристско-краеведческой.docx

Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Выступающий: педагог дополнительного образования Лаур Н.В.

 

В концепции модернизации российского образования красной нитью проходит мысль о необходимости деятельностного характера образования, направленного на формирование способов практической деятельности, на получение учащимися опыта практической деятельности, готовности использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Под активной жизненной позицией понимают осознание человеком своей личной ответственности за происходящее вокруг него и деятельность в решении проблем на местном (локальном), региональном и планетарном уровне.

Активная жизненная позицияэто необходимый элемент для успешной социализации человека. Каждый человек в силах повлиять на окружающую его действительность. То есть мир не статичен, он постоянно меняется под воздействием людей. Человек, обладающий активной жизненной позицией, заинтересован в усовершенствовании бытия. Такой индивид концентрирует свое внимание не только на личных переживаниях, но и на глобальных проблемах. Активная жизненная позиция характерна далеко не для каждого человека. Стремление преобразовывать этот мир требует множества личностных качеств.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет развивать данные качества, воспитывая обучающихся на конкретных, доступных примерах окружающей жизни. Живописные ландшафты родного края, памятники истории и культуры, знакомство с традициями народов, встречи с участниками событий и т.д. - всё это формирует у ребят любовь к Родине. Чем полнее, содержательнее знания о родном крае, тем более действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности своей Родине. Под его влиянием формируются такие ценностные качества личности, как наблюдательность, активность, мышление, воля, патриотизм, инициативность, развивается чувственно-эмоциональный потенциал личности; расширяется сознание и мировоззрение; приобретаются практические навыки в разных отраслях знаний. Участие в туристско-краеведческой работе способствует тому, что человек со школьных лет ощущает и осознаёт себя носителем и наследником традиций народа, понимает сущность понятия «родной край» как духовно-культурное пространство, которое формирует личность.

Только системная и целенаправленная работа по изучению родного края способствует формированию культурных ценностей, а соответственно и духовно-нравственного человека. Ребята с удовольствием получают новые знания по краеведению, приобретают навыки, по технике и тактике туризма через различные игры, викторины, просмотры фильмов, мастер-классы, виртуальные и реальные экскурсии. В квестах, тренингах, конкурсах, интеллектуальных и проектных работах, развиваются как личностные, так и командные качества ребят. Что способствует сплочению коллектива, решению командных задач, развитию коммуникативных навыков.

Каждая проектно-исследовательская работа предполагает, кроме исследовательской части, практический выход, который связывает теорию с практикой, способствуя формированию активной жизненной позиции ребят.

Предмет и наука краеведения не очень востребованы в современном обществе, для подавляющего большинства ребят это предмет для общего развития, поэтому применяются следующие способы мотивации для активизации познавательной деятельности обучающихся:

1. Актуальность – помимо темы занятия рассматриваются те вопросы, обсуждаются те проблемы, которые характерны для данного исторического отрезка времени или возраста.

2. Локальность – в первую очередь включаются в обсуждение те проблемы, которые проявляются в месте проживания (микрорайон, район, город, область, регион).

3. Наглядность – все, что возможно, дает возможность ребятам посмотреть, потрогать, ощутить. Использование красочных презентаций, видеофильмов. Виртуальные и реальные экскурсии.

4. Личная заинтересованность – система морального и материального поощрения учеников, создание условий для личностного, учебного и профессионального роста.

5. Гласность – все результаты работы, проблемы и достижения доводятся до сведения коллектива объединения, родительской общественности.

Ребята знают карту и умеют работать с ней, самостоятельны в выполнении практических заданий, умеют пользоваться информацией, в том числе различными источниками, умеют составлять картосхемы, составляют планы маршрутов, знают основы безопасности человека в природных условиях могут оказать доврачебную медицинскую помощь, все это развивает познавательную активность ребят.

Очень важно, чтобы подрастающее поколение помнило о своих истоках и продолжало преемственность поколений, чтобы при соприкосновении с историко-героическим прошлым их не покидала гордость за свою малую родину, а будущее – звало к новым вершинам созидания. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками проросли крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений.


 

Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Что способствует сплочению коллектива, решению командных задач, развитию коммуникативных навыков

Что способствует сплочению коллектива, решению командных задач, развитию коммуникативных навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2024