Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности
Выступающий: педагог дополнительного образования Лаур Н.В.
В концепции модернизации российского образования красной нитью проходит мысль о необходимости деятельностного характера образования, направленного на формирование способов практической деятельности, на получение учащимися опыта практической деятельности, готовности использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Под активной жизненной позицией понимают осознание человеком своей личной ответственности за происходящее вокруг него и деятельность в решении проблем на местном (локальном), региональном и планетарном уровне.
Активная жизненная позиция – это необходимый элемент для успешной социализации человека. Каждый человек в силах повлиять на окружающую его действительность. То есть мир не статичен, он постоянно меняется под воздействием людей. Человек, обладающий активной жизненной позицией, заинтересован в усовершенствовании бытия. Такой индивид концентрирует свое внимание не только на личных переживаниях, но и на глобальных проблемах. Активная жизненная позиция характерна далеко не для каждого человека. Стремление преобразовывать этот мир требует множества личностных качеств.
Туристско-краеведческая деятельность позволяет развивать данные качества, воспитывая обучающихся на конкретных, доступных примерах окружающей жизни. Живописные ландшафты родного края, памятники истории и культуры, знакомство с традициями народов, встречи с участниками событий и т.д. - всё это формирует у ребят любовь к Родине. Чем полнее, содержательнее знания о родном крае, тем более действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности своей Родине. Под его влиянием формируются такие ценностные качества личности, как наблюдательность, активность, мышление, воля, патриотизм, инициативность, развивается чувственно-эмоциональный потенциал личности; расширяется сознание и мировоззрение; приобретаются практические навыки в разных отраслях знаний. Участие в туристско-краеведческой работе способствует тому, что человек со школьных лет ощущает и осознаёт себя носителем и наследником традиций народа, понимает сущность понятия «родной край» как духовно-культурное пространство, которое формирует личность.
Только системная и целенаправленная работа по изучению родного края способствует формированию культурных ценностей, а соответственно и духовно-нравственного человека. Ребята с удовольствием получают новые знания по краеведению, приобретают навыки, по технике и тактике туризма через различные игры, викторины, просмотры фильмов, мастер-классы, виртуальные и реальные экскурсии. В квестах, тренингах, конкурсах, интеллектуальных и проектных работах, развиваются как личностные, так и командные качества ребят. Что способствует сплочению коллектива, решению командных задач, развитию коммуникативных навыков.
Каждая проектно-исследовательская работа предполагает, кроме исследовательской части, практический выход, который связывает теорию с практикой, способствуя формированию активной жизненной позиции ребят.
Предмет и наука краеведения не очень востребованы в современном обществе, для подавляющего большинства ребят это предмет для общего развития, поэтому применяются следующие способы мотивации для активизации познавательной деятельности обучающихся:
1. Актуальность – помимо темы занятия рассматриваются те вопросы, обсуждаются те проблемы, которые характерны для данного исторического отрезка времени или возраста.
2. Локальность – в первую очередь включаются в обсуждение те проблемы, которые проявляются в месте проживания (микрорайон, район, город, область, регион).
3. Наглядность – все, что возможно, дает возможность ребятам посмотреть, потрогать, ощутить. Использование красочных презентаций, видеофильмов. Виртуальные и реальные экскурсии.
4. Личная заинтересованность – система морального и материального поощрения учеников, создание условий для личностного, учебного и профессионального роста.
5. Гласность – все результаты работы, проблемы и достижения доводятся до сведения коллектива объединения, родительской общественности.
Ребята знают карту и умеют работать с ней, самостоятельны в выполнении практических заданий, умеют пользоваться информацией, в том числе различными источниками, умеют составлять картосхемы, составляют планы маршрутов, знают основы безопасности человека в природных условиях могут оказать доврачебную медицинскую помощь, все это развивает познавательную активность ребят.
Очень важно, чтобы подрастающее поколение помнило о своих истоках и продолжало преемственность поколений, чтобы при соприкосновении с историко-героическим прошлым их не покидала гордость за свою малую родину, а будущее – звало к новым вершинам созидания. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками проросли крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.