С. С. Барбарян
Научный руководитель старший преподаватель З. М. Абушаева
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье содержится анализ учебников математики начальных классов формирования учащихся понятия алгоритм. Показано, на каком этапе в учебниках используется понятие алгоритм или подразумевается данное понятие.
Ключевые слова: алгоритм, формирование понятия у учеников, разрядный состав числа, неполное произведение.
Алгоритм является, не побоюсь этого сказать, частью нашей жизни. Если немного задуматься, то это верное предположение. Например, для того чтобы завести машину, принять лекарство, включить стиральную машину, компьютер и т.д. требуется выполнить определённые действия. Нельзя не отметить того, что алгоритм непосредственно связан и с образованием.В школе мы часто сталкиваемся с ним, например, при решении задачи, уравнения, построения координатной плоскости и т.д.
Дадим определение Алгоритм - это совокупность предписаний о последовательном выполнении системы различных операции (вычислений), необходимых для решения определенной задачи [Паффенгольц, 1978].
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время возрастает роль творческой, активной, мыслящей личности педагога в условиях введения нового ФГОС НОО. Поэтому важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. В ФГОС НОО указывается, что ученикам необходимо овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритма [3].
Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Без алгоритмов были бы невозможны любые виды вычислений, а решение любой проблемы начиналось бы «с нуля» — даже если она была решена множество раз. Применение алгоритмов позволяет быстро решать однотипные задачи, сократить время на поиск решения, автоматизировать процесс его нахождения, а также распространять найденное решение в стандартизованной — а значит, понятной всем форме.
Алгоритм имеет связь с различными предметами в начальной школе как русский язык, математика, информатика и т.д.
Ученикам, чтобы без затруднений использовать алгоритм, необходимо знать: разрядный состав числа, умение читать многозначные числа, табличное умножение и деление, умножение и деление с многозначными числами и др.
Приведу пример алгоритмов из учебников математики. Сравним два учебно-методических комплекта «Школа России» и «Перспектива».
В УМК в 3 классе 2 ч., присутствует понятие алгоритма умножения на однозначное число. В УМК «Школа России» при изучении темы «Приемы письменных вычислений» на стр.88. дано задание [1] :
В учебнике употреблено слово «алгоритм», поэтому учителю необходимо разъяснить учащимся значение этого слова.
В УМК «Перспектива» тема звучит так «Письменные приемы умножения и деления» (стр. 107), где рассматривается умножение трехзначного на однозначное и, по сути, отличается от названия в предыдущем УМК. В данном учебнике не употребляется слово алгоритм [2].
Сделаем вывод, что в учебнике «Школа России» использован более подробный вариант умножения трехзначного числа на однозначное, чем в учебнике Дорофеева Г.В. «Перспектива».
Рассмотрим в учебниках деление трехзначного числа на однозначное. В учебнике «Школа России» на стр. 93 «алгоритм» представлен так [1]:
На этапе актуализации необходимо повторить с детьми разрядный состав числа и определить кол-во цифр в частном. Деление ( в отличие от умножения) начинается с единиц высшего разряда. Так же учитель обращает внимание детей на запись выражения «столбиком». Образец дается в учебнике, каждая цифра записывается в отдельной клетке.
В учебнике «Перспектива», на стр. 112 представлен такой же пример по сложности, что и в предыдущем УМК « Школа России» [2]:
Делая вывод, можно сказать, что в учебнике «Школа России» алгоритм лучше представлен и учителю работая по любой программе, можно воспользоваться данными алгоритмами и распечатать для учеников на карточке.
Рассматривая учебник Дорофеевой, знакомство с делением на двузначное число выглядит так [2]:
Вывод, в УМК «Школа России» представлен более удобный способ по делению числа на двузначное число, т.к. представлен сокращенный вариант объяснения, нежели в УМК «Перспектива».
В УМК «Школа России» раздел «Умножение на двузначное и трехзначное число» выглядит так [1]: (ст. 44, 4 кл., ч.2).
В данном разделе, дети знакомятся с понятием «неполное произведение».
В УМК «Перспектива» раздел темы звучит так «Умножение на двузначное число» (на стр. 44, 4 кл., ч.2) [2]:
В данном разделе отсутствует знакомство учеников с понятием «неполное произведение», так же существует разница большая в объяснение и оформлении раздела, более доступным и понятным, по моему мнению, кажется УМК «Школа России» [2].
Для закрепления алгоритма в учебниках даются задания, в виде ребуса или же такого вида с использованием слова алгоритм.
Проблема формирования и развития алгоритмического мышления учащихся в настоящее время достаточно актуальна. Необходимость ее решения ее диктуется условиями современного этапа развития науки и общества, что в свою очередь находит отражение в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Человек выступает, прежде всего, как деятель. Он творец и созидатель. В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, формируются или сформированы способности и черты характера. В деятельность всегда включаются умения и навыки. Вот поэтому учитель должен использовать всё возможное, чтобы обеспечить высокую алгоритмическую подготовку ученика, сформировать у него представление о моделях и моделировании в целом, как важном способе научного познания мира. Алгоритмический подход к решению задач способствует развитию у детей умения мыслить. Действительно, математические рассуждения с присущей им чёткостью, системой, последовательностью и логичностью являют собой пример правильно организованного мышления. А владение математическим языком, понимание точного смысла утверждений и связей между логическими конструкциями в тексте задачи оказывают существенное влияние на языковое развитие личности и тем самым вносят весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом.
Библиографический список
1. Моро, М.И. Математика УМК «Школа России» 3 кл., ч. 1 и 2, 4 кл. ч. 1 и 2 / М.И. Моро // Начальная школа. 2015.
2. Дорофеев Г.В. Математика УМК «Перспектива» 3 кл., ч. 1 и 2, 4 кл., ч. 1 и 2 / Г.В. Дорофеев // Начальная школа. 2015.
3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М.: Просвещение. 2010.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Абушаева Зоя Михайловна – старший преподаватель кафедры начального естественно-математического образования Саратовского госуниверситета.
Барбарян Сусанна Самвеловна – студентка 3 курса, бакалавриат, Саратовского государственного национально-исследовательского университета им Н.Г. Чернышевского.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.