ФОРМИРОВАНИЕ БЕСКОНФЛИКТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Использование основных принципов обеспечит вам снижение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности. Так основными принципами становится Триада нейтральности.
ТРИАДА НЕЙТРАЛЬНОСТИ
Я наблюдаю… Чтобы успокоиться. 10-15 секунд рассматриваю собеседника, элементы его одежды, переключаю внимание. Эмоции – мой враг. |
Я принимаю… Что люди бывают разные. И они не обязаны мне нравится, также как и я им. В любом случае – это временный контакт. |
Я доверяю… Защищаться стоит от опасности. Собеседник для меня не опасен, я отказываюсь от агрессии в его адрес. |
Очень часто учитель не способен проанализировать свои и чужие эмоции и просчитать способы разрешения конфликта. В связи с этим формируется копилка классических ситуаций и их анализ по схеме:
Моя цель разговора |
|
|
Цель разговора собеседника |
Страх? Варварство? Тревога? Стыд? |
Мои эмоции в разговоре для противопоставления |
Эмоции собеседника в разговоре |
|
Принятие факта общей вины за ситуацию; Отрицание факта, вызывающего тревогу; Похвала в других ситуациях ребенка и семьи; Описание ситуации как неожиданной для обеих сторон; Использование приемов провостояния психологическому варварству |
Поиск и устранение истинной причины агрессии или манипуляции |
Потеря причины провокации, поиск вариантов поведения |
|
Что именно не имеет ценности для меня, но имеет ценность для собеседника? Как показать выгоду ситуации для собеседника? |
Моя готовность уступить в незначительных моментах для достижения нейтральной точки |
Возможная реакция на готовность уступать |
|
Достижение точки нейтралитета / возможность выиграть время для консультации наставника или администрации |
|||
Аргументированная позиция |
Готовность к диалогу |
|
|
Существуют большое количество приемов, позволяющих снизить уровень накала эмоций в диалоге, но для начала нужно не позволять себе их проявлять. Воспринимайте все как сторонний наблюдатель событий – так эмоциональное состояние будет проще контролировать, а значит и руководить конфликтом. А в момент поиска причины агрессии и манипуляции, можно использовать приемы «психологического самбо»:
1. Прием задержанного ответа – дайте себе 5-6 секунд для обдумывания ответа. Скорость диалога, как и скорость эмоциональных вспышек, будет снижена. Сопровождайте молчание спокойным и чуть грустным взглядом в социальный треугольник – опускайте взгляд не ниже первой пуговицы. При отсутствии эмоций, психологический варвар, цель которого заключается только в конфликте, потеряет к вам интерес.
2. Техника бесконечного уточнения. Задавайте множество вопросов – «Вы считаете, что…, я Вас правильно поняла…., вы хотели сказать, что?». Заставляя собеседника отвечать, вы либо переведете диалог в конструктивное русло, выяснив причину агрессии, либо заставите собеседника запутаться в своих ответах и отказаться от позиции, в случае если его аргументы не сформированы.
3. Маленькая просьба. Неожиданная маленькая просьба, способная заставить собеседника переключиться от истины конфликта, позволит подсознательно перенести вас из субъекта агрессии в иную ситуацию, где вы уже не представляете угрозу. А также, 70 % выполнивших просьбу в дальнейшем склонны уступить вам и в беседе.
4. Техника наведения тумана. Соглашайтесь. Соглашайтесь как можно больше, причем с самыми очевидными вещами, не несущими никакой смысловой информации. Используйте слова «возможно», «скорее всего», «вероятно». Используйте согласие только с частью фразы, которая не требует обсуждения. «Вы ведь педагог, и должны понимать…» - «Да, я – педагог». Собеседник будет считать, что его позиция принимается, а значит, и будет в дальнейшем менее категоричен.
5. Техника испорченной пластинки. Чаще всего используется в случае, когда нет возможности даже вступить в диалог, и отсутствует адекватная реакция на аргументы. Повторите одну и ту же информацию в одной и той же форме и с одной и той же мимикой и интонацией не менее трех раз подряд.
6. Также одним из способов (но эффективным скорее для завершения разговора или ухода от деструктивной констатации) является техника «английского профессора» - признание факта, в котором вас обвиняют, как часть вашей личности и готовность принять невозможность его исправить. (Возраст, внешность, социальный статус, принципы и т.д.)
Используя перечисленные приемы, можно достигнуть точки нейтральности – очищения ситуации от эмоций, готовности к цивилизованной конфронтации. Именно в этой точке появляется либо возможность решения конфликта, либо получения дополнительного времени для поиска решения проблемы. Так или иначе, использование предложенных приемов позволит вам выйти из ситуации с наименьшими эмоциональными потерями. И помните, как сказал Григорий Александров: «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.