ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Современный мир – это мир компьютерной техники, и дети, живущие в этом мире, ощущают себя в нём комфортно, они легко постигают компьютер, мобильные устройства, новомодные девайсы и искусно ими пользуются. Впрочем, их познания в области безопасности в сети Интернет отстают от их способности осваивать новые устройства. Интернет — это не только источник информации и возможность общаться на расстоянии, но и угроза компьютерной безопасности. Можно занести случайно компьютерный вирус, а злоумышленники могут взломать почту. С каждым годом число пользователей сети растает, следовательно, проблема безопасности детей в сети Интернет актуальна. Воспитывать культуру поведения в сети Интернет необходимо начинать с раннего детства. С этой целью в МБДОУ «Детский сад № 176» г. Чебоксары проводятся разъяснительные беседы о том, как можно и как нельзя себя вести, мастер-классы, мероприятия для закрепления правил «Безопасного Интернета», решение проблемных ситуаций, праздники и развлечения. Данный материал разработан для детей старшего дошкольного возраста. Для этого с детьми была проведена предварительна работа и были подобраны разнообразные практические задания, подобраны стихи, создано слайдовое сопровождение. Цель: Повышение осведомленности дошкольников об основных опасностях использования сети Интернет. Познакомить с различными способами поиска информации в сети Интернет, с опасностями, которые подстерегают их в Интернете, помочь избежать этих опасностей. Задачи: Образовательные: – Дать знания о значение компьютера в жизни человека – Познакомить дошкольников с основными опасностями при пользовании онлайн сетью. – Познакомить с правилами поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности. Развивающие: – Повышать компьютерную грамотность дошкольников и развивать познавательную активность. – Развивать навыки оценки опасных ситуаций. – Развивать самоконтроль при общении в Интернете. Воспитательные задачи: – Воспитывать нравственные качества: доброту, смелость, заботу. – Воспитывать желание решать проблемные игровые ситуации. – Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи. Словарная работа: монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, флешка, антивирус, сеть, интернет. Формы реализации детской деятельности: дидактическая игра, физкультминутка, чтение художественной литературы. Демонстрационный наглядный материал: компьютер, проектор, экран, флешка с презентацией «История о том, как Нолик с вирусом познакомился!» Раздаточный материал. Карточки красного и зеленного цвета на каждого ребенка, изображения черных клякс и белых кружочков по 40 шт. Предшествующая работа воспитателя: Просмотр мультфильма «Фиксики», беседа «Что нельзя делать в интернете», дидактическая игра «Собери компьютер». Методические приемы ОД: Вводная часть: Игровая ситуация приход Нолика. Основная часть: Рассматривание компьютера, монитора, мышки, клавиатуры, флешки. Рассказ Нолика. Просмотр презентации «История встречи Нолика с вирусом». Физкультминутка Заключительная часть: Анализ занятия Ход образовательной деятельности: Воспитатель: сегодня у нас необычный гость. Давайте поприветствуем его и пригласим присоединиться к нам. В гости к детям приходит Нолик. Дети здороваются с ним. Воспитатель: Вы узнали его? Ответы детей. Нолик: А я пришел к вам в гости поиграть и принес с собой интересные вещи и все они в моем чемодане. Педагог вместе с Ноликом достают из чемодана и выкладывают на стол компьютер, мышку, клавиатуру, флешку. Воспитатель: Кто может сказать, что принес нам Нолик? Игра: «Угадай и назови» (загадывание загадок) Эта умная машина Знает все о целом мире. За одну всего минуту Быстро может дать ответ, Он рисует и поет В Интернет с собой ведет! (Компьютер) Не зверушка, не летает, А по коврику гуляет, Кота не раздражает, И курсором управляет. (Компьютерная мышь) Лежит дощечка у экрана, Только клавиш в ней не счесть! Алфавит и цифры есть Очень умная натура! Это что? (Клавиатура) Нужные тебе моменты С ней учится и работать Легче, просто и быстрей. (Флешка) Нолик: Я хочу рассказать вам один интересный случай, который произошел со мной, когда эти вещи появились в нашем доме. Устраивайтесь поудобнее и послушайте мою историю. Однажды Папус принес домой интересную коробку. Я от любопытства даже на стол залез посмотреть, что там. Из коробки достали, что-то похожее на телевизор. Я так обрадовался, что у нас в доме будет теперь два телевизора. Папус объяснил мне, что это компьютер и он нужен ему для работы. Но он будет давать мне посмотреть по нему мультики и поиграть в познавательные игры. Так я познакомилась с интернетом. Но Папус строго настрого запретил включать компьютер без взрослых. Но я не послушалась и смотрите, что из этого получилось. Просмотр презентации 1 слайд – История о том, как Нолик с вирусом познакомился. Рано утром Нолик проснулся, и сразу побежала к компьютеру. Ему было любопытно, что интересного там происходит. Вдруг из компьютера выскочил, кто- то такой миленький и Нолик захотелось познакомиться с ним. 2 слайд – Знакомство с Трояном Новый друг предложил Нолику поиграть на компьютере. Нолик с радостью согласился. Он не знала, что это был зловредный вирус Троян. 3 слайд – Электронное письмо со ссылкой «на интересную игру» Троян сразу предложил Нолику открыть это письмо, пройти по ссылке и поиграть. Воспитатель объясняет, почему нельзя открывать незнакомые ссылки. Кроме полезных сайтов есть вредоносные программы, которые плохо воздействуют на работу компьютера. Это вирусы, программы – шпионы, нежелательные рекламы и различные спамы. 4 слайд – Вирус просит личные данные Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли незнакомым людям сообщать свой адрес или телефон, свое имя, место работы родителей? Дети: Ответы детей 5 слайд – Виртуальный друг под маской Троян предложил встретиться с виртуальным другом, но ничего не говорить Папусу. Педагог объясняет детям, что под милой фотографией малыша может прятаться нехороший человек. И если он вдруг предложил встретиться, то обязательно нужно рассказать родителям. 6 слайд – Нолик испугался Нолик заметила, что каждый раз, когда он отказывался от предложения Трояна что-то сделать в интернете, он менял цвет и свое обличие. Вскоре он стал тем, кем был на самом деле злым Вирусом. И Нолик убежала от него. 7 слайд – Настоящий друг Антивирус! На помощь Нолику пришел самый настоящий компьютерный друг Антивирус. Он прогнал Трояна и рассказал Нолику о правилах безопасного интернета. Нолик решил, что больше один не будет включать компьютер. Физкультминутка. «Защити свой компьютер» Воспитатель: Представьте, что наша группа — это компьютер изнутри. Мы с вами разделимся на две команды: антивирусная команда и вирусы. У одной команды черные кляксы – это вирусы. У второй белые кружочки – это антивирусы. Нужно найти вирус и обезвредить его. (Положить белый кружочек на кляксу) Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим правила Безопасного Интернета: 1. Никогда не давать информацию о себе и своей семье, друзьях незнакомым людям. 2. Никогда не встречаться с виртуальными друзьями. Если только с разрешения и присутствия родителей. 3. Смотреть только детские сайты. Если заметили, что, то подозрительное сообщить родителям. 4. Взять себе в помощники – антивирус. Нолик: А чтобы вы не забыли правила безопасного поведения, я подарю вам буклеты, где написаны все правила, о которых мы говорили (каждому ребенку вручает буклет). Анализ занятия Ребята, что нового и полезного вы узнали сегодня? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не попасть в опасную ситуацию в интернете? Воспитатель: Ребята не забывайте, что интернет – это не самое интересное занятие. Кроме него у тебя должны быть любимые книги, занятия спортом и прогулки с друзьями на свежем воздухе! Литература 1. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М., 2013. 2. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: Методическое руководство / Под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.