Формирование БУД у обучающихся с УО
в учебной и вне учебной деятельности.
Выступление
учителя-логопеда Федоровой Е.В.
на МО коррекционных классов
МБОУ «Гатчинская НОШ №5»
март 2024 года
Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с интеллектуальными нарушениями связаны и обусловлены сформированностью базовых учебных действий, которые формируются и на занятиях учителя – логопеда с использованием технического и дидактического оборудования.
БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
В коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы педагогической коррекции:
- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением интеллекта;
- специальные приемы организации обучения;
- логические приемы переработки учебной информации;
- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Данные приемы коррекционной работы обеспечивают процесс формирования БУД. Деятельность учителя-логопеда направлена на формирование и коррекцию СНР обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В коррекционные программы учителя-логопеда включается раздел «Формирование базовых учебных действий».
Результатами освоения логопедических программ является формирование базовых учебных действий (БУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Базовыми личностными результатами формирования речевых навыков по программе являются следующие умения:
ü сформировать устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения;
ü сформировать стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи.
Базовые регулятивные умения:
Ø ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
Ø уметь пользоваться учебной мебелью;
Ø адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Ø работать с учебными принадлежностями и уметь организовывать рабочее место;
Ø передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
Ø принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Ø активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Ø соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.
Базовые познавательные умения:
· делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
· пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
· работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных и электронных носителях).
Базовые коммуникативные умения:
o вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик);
o использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
o обращаться за помощью и принимать помощь;
o слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
o сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
o доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
o договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
В коррекционной логопедической работе активно используются технические средства обучения: мультимедийная программа «Дельфа». Речевая коррекционная работа с использованием лингводидактических средств обучения (ЛДСО) проводится с целью:
- учить понимать и разыгрывать речевые ситуации,
- формировать спонтанную связную устную речь,
- диалогическую и монологическую формы речи,
- воспитывать эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и коррекции речи.
При работе с ЛДСО формируются следующие базовые учебные действия:
Базовые личностные умения: |
Базовые регулятивные умения: |
Базовые познавательные умения: |
Базовые коммуникативные умения: |
- сформировать устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения; - сформировать стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи.
|
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
|
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных носителях); - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия. |
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с детьми и взрослыми - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. |
Несмотря на то, что каждый вид нарушений психофизического развития (дети с ОВЗ) имеет свои специфические особенности, для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приёму и переработке информации. Именно по этой причине дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) испытывают трудности при обучении, формировании базовых учебных действий. Возникает потребность в использовании специального оборудования и средствах обучения. Комплект лингводидактических средств обучения (ЛДСО) обеспечивает и вносит разнообразие в процесс обучения, воспитания, формирования и коррекции речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.