Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)

  • docx
  • 15.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы и методы профориентационной работы с младшими школьниками.docx

Формы и методы профориентационной работы с младшими школьниками 

(2 «А» класс, учитель Чехунова А.И.)                                            

             Систематическую подготовку учащихся к труду, к осознанному выбору профессии необходимо вести в процессе всей учебно-воспитательной работы, учитывая возрастные особенности младших школьников, содержание учебных программ.

             Профориентационную работу провожу на уроке, внеклассных мероприятиях, привлекая родителей учащихся.

            Для знакомства с профессиями на уроках в первую очередь использую материал, который дают учебники.

На уроках чтения провожу короткие беседы, чтобы расширить знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, пользуясь при этом набором картинок «Кем быть?». Верным помощником в выборе профессии для детей являются книги для внеклассного чтения. Книги не только знакомят младших школьников с профессиями, а учат, как надо идти к осуществлению мечты.

Профессиональную ориентацию на уроках математики осуществляю путем проведения  коротких  бесед  о  профессии,  упоминаемой  в  условии  задачи, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности  людей.

 На  уроках  русского  языка   учащиеся  также  выполняют  большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной  работы  рекомендую,  помимо  изученных,  использовать  следующие  слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школьники  записывают  слова,  ставят  ударения  и  подчеркивают  безударные  гласные, которые  необходимо  запомнить. Это же  задание можно  представить  в  игровой форме. Например,  помоги  Незнайке  правильно  расставить  буквы:  в.сп.татель,  учит.ль,  в.дитель, п.л.ц.йский. 

            Конечно, особое место отводится урокам трудового обучения, где учащиеся в практической работе с разнообразными материалами знакомятся с их производством, условиями обработки, с инструментами.

            Уроки труда провожу, разделив детей на группы, выявляя при этом лучших в работе и поощряя их. В процессе труда воспитываю коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, точность в работе. Обращаю внимание на экономное использование материалов, учу беречь время.

            Уроки  по курсу «Человек и мир» также  вносят  определенный  вклад  в  решение  задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Растения леса»,  рассказываю  о  профессиях  лесной  отрасли  (лесничий,  лесник, станочник  в  деревообработке  и  т.д.). 

            Проводя профориентационную работу,  обращаю внимание на психофизиологические требования к профессии, учу вырабатывать нужные черты характера, работать над собой.

            Во внеучебной  деятельности      использую разнообразные формы: конкурс рисунков и поделок, круговая беседа, викторина, ролевая игра, уборка своих рабочих мест. Еженедельно подводим итоги  дежурства в классе.

            Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин»  (на  уроке  математики),  «Библиотека»  (урок  чтения),  «Экскурсовод»  (урок человек и мир). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована  с  профориентационной. 

Профессиональные праздники в нашем календаре: День Учителя, День Защитника Отечества, День Космонавтики, День спасателя.

            Формирование психологической готовности к труду невозможно без положительного влияния родителей  на детей, так как первоначальную школу трудового воспитания ребёнок проходит  в семье. Уже в 1 классе  ребята   рассказывают о профессии своих родителей.  С каждым годом эти рассказы расширяются. Провожу круговые беседы на тему: «Профессии моих родителей», «Кем я мечтаю стать?», «Если бы я был врачом, то …» и др.

                Итогом профориентационной работы является воспитание гражданственности. Можно стать учителем или продавцом, парикмахером или лётчиком. Нет такой профессии - гражданин. Гражданственность - это высокая ответственность за своё дело, за судьбу своей Родины.


 

Посмотрите также