Формы и методы профориентационной работы с младшими школьниками
(2 «А» класс, учитель Чехунова А.И.)
Систематическую подготовку учащихся к труду, к осознанному выбору профессии необходимо вести в процессе всей учебно-воспитательной работы, учитывая возрастные особенности младших школьников, содержание учебных программ.
Профориентационную работу провожу на уроке, внеклассных мероприятиях, привлекая родителей учащихся.
Для знакомства с профессиями на уроках в первую очередь использую материал, который дают учебники.
На уроках чтения провожу короткие беседы, чтобы расширить знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, пользуясь при этом набором картинок «Кем быть?». Верным помощником в выборе профессии для детей являются книги для внеклассного чтения. Книги не только знакомят младших школьников с профессиями, а учат, как надо идти к осуществлению мечты.
Профессиональную ориентацию на уроках математики осуществляю путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
На уроках русского языка учащиеся также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы рекомендую, помимо изученных, использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школьники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить. Это же задание можно представить в игровой форме. Например, помоги Незнайке правильно расставить буквы: в.сп.татель, учит.ль, в.дитель, п.л.ц.йский.
Конечно, особое место отводится урокам трудового обучения, где учащиеся в практической работе с разнообразными материалами знакомятся с их производством, условиями обработки, с инструментами.
Уроки труда провожу, разделив детей на группы, выявляя при этом лучших в работе и поощряя их. В процессе труда воспитываю коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, точность в работе. Обращаю внимание на экономное использование материалов, учу беречь время.
Уроки по курсу «Человек и мир» также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Растения леса», рассказываю о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.).
Проводя профориентационную работу, обращаю внимание на психофизиологические требования к профессии, учу вырабатывать нужные черты характера, работать над собой.
Во внеучебной деятельности использую разнообразные формы: конкурс рисунков и поделок, круговая беседа, викторина, ролевая игра, уборка своих рабочих мест. Еженедельно подводим итоги дежурства в классе.
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок человек и мир). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной.
Профессиональные праздники в нашем календаре: День Учителя, День Защитника Отечества, День Космонавтики, День спасателя.
Формирование психологической готовности к труду невозможно без положительного влияния родителей на детей, так как первоначальную школу трудового воспитания ребёнок проходит в семье. Уже в 1 классе ребята рассказывают о профессии своих родителей. С каждым годом эти рассказы расширяются. Провожу круговые беседы на тему: «Профессии моих родителей», «Кем я мечтаю стать?», «Если бы я был врачом, то …» и др.
Итогом профориентационной работы является воспитание гражданственности. Можно стать учителем или продавцом, парикмахером или лётчиком. Нет такой профессии - гражданин. Гражданственность - это высокая ответственность за своё дело, за судьбу своей Родины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.