ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Оценка 4.9
docx
16.09.2021
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Формирование читательской культуры.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

Аннотация. В статье рассмотрены  технология продуктивного чтения профессора МГПУ Н.Н. Светловского, педагогическое наследие К.Н. Станиславского, технология творческого развития А.З.Рахимова, различные упражнения для развития чтения

Ключевые слова: читательские компетенции, читательская культура, этапы продуктивного чтения, технология продуктивного чтения, работа с текстом, читательский дневник, пресс-конференция

 

По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый из нас есть то, как он читает; и все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочитанного.

И. Ильин

         На дворе 21 век - «век скоростей», «век информации», век новых технологий. Несмотря на это, мы оглядываемся назад, пролистываем страницы истории, рассматриваем труды выдающихся личностей, интересуемся картинами великих художников, перечитваем произведения любимых писателей. Через произведения великих писателей можно увидеть, как менялся мир и сознание людей.

         Настоящее время век информационнных технологий, эра интернета. Большинство подростков проводят время в социальных сетях и в интернете, там они общаются, ищут информацию и многое другое. Увлечение телевидением и компьютерными коммуникациями приводит к пассивности восприятия, к потреблению, развлечению, но не развитию. Средства массовой информации с их сильным эмоциональным воздействием создают уже определенный стереотип восприятия, для того, чтобы ему что-то противопоставить, нужны достаточно яркие, разнообразные эстетические впечатления.

Надо отметить, перед школьным образованием ФГОС поставил задачу: каждый школьник должен освоить технику обучающего чтения, потому что уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл» - пишет К.Д. Ушинский. 

Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это труд и наша задача - сделать его более производительным, продуктивным.

В учебных заведениях важнейшим средством образования и нравственного становления личности является книга. Социолог С.Н. Плотников сформулировал ключевые отличия в умственном развитии читающего ребенка. Он считает, что те ученики, которые много времени проводят за чтением книг, способны глобально мыслить, они могут дать адекватную оценку происходящему и принять правильное решение. У читающих детей развитая память и творческое мышление. У них хорошая дикция, хорошее воображение и богатый словарный запас. Они свободно пишут и легче находят общий язык с окружающими людьми. Такие учащиеся проявляют критическое мышление и более самостоятельны в поведении.

    Навык беглого, осознанного и выразительного чтения закладывается в начальных классах. Все вышеперечисленное возможно в случае, если у ребенка развит читательский интерес и сформирована читательская культура.

Профессор МГПУ разработала технологию осваивания продуктивного чтения. В ее понимании продуктивное чтение является важным инструментом в процессе формирования читательской культуры. Целью новой технологии является создание читательской компетенции ученика и формирование грамотности у детей школьного возраста, а также вырабатывание привычки читать. Исходя из этого и опираясь педагогическому наследию К.Н. Станиславского я разработала технологию чтения на уроках родного языка и литературы, так как некоторые элементы его «системы» могут быть весьма полезны учителю-словеснику не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело», – утверждал К.Д. Ушинский. И наша важная педагогическая задача, как учителя-словесника – вызвать понимание и «прочувствование» литературного произведения. И в этом случае значительную помощь оказывает практический опыт работ Станиславского. Это можно увидеть в таблице:

Этапы продуктивного чтения

На уроках

Внеурочная работа

Технология продуктивного чтения профессора МГПУ Н.Н.Светловского

Технология чтения на уроках родного языка

Система К.Н. Станиславского

Технология чтения во внеурочных занятиях

1 этап

Работа с текстом до начала чтения: расположить учеников к работе, заинтересовать их; обратить внимание на ключевые слова, а также выделить главных героев произведения.

Изучить эпоху написание произведения, заинтересовать произведением, выделить ключевые слова и главных героев.

Восстановить до мельчайших подробностей в своей памяти всю жизнь роли, взятую из текста, и дополненную собственным вымыслом.

Взять роль любимого героя и дополнить собственным вымыслом

2 этап

Работа с текстом во время чтения:

а) первичное чтение текста - на этом этапе проверяется уровень понимания текста: ученики делятся эмоциями и впечатлениями по поводу прочитанного; выдвигают свои предположения по дальнейшему развитию сюжета.

б) вторичное чтение текста - медленное и вдумчивое чтение: просят учеников высказать свое мнение по прочитанному; коллективно обсуждают главные сюжетные линии; выделяют ключевые моменты, на что стоит обратить внимание.

Чтение-слушание: педагог зачитывает текст, ученики с в свою очередь воспринимают текст на слух; комбинированное чтение: учитель вызывает учеников, они попеременно читают разные отрывки текста, с разными эмоциями

 

Вживание ученика в жизнь роли и внутреннее оправдание мотивов его поступков, поведения в целом: выполнение учеником ряд этюдов – специальных упражнений по присвоению роли.

Полное погружение ученика в роль любимого героя; придумывание костюма; работа над произношением, дикцией, интонацией.

3 этап

Работа с текстом после чтения - анализ произведения: давать оценку действиям главных героев; определять, что хотел донести до сознания детей автор и какая же мораль произведения

Полный анализ произведение: характеристика героев, оценка действий главных героев, определение морали произведения.  Включить в работу урок-путешествие, пресс-конференцию, дискуссию, ролеваую игру «Я - критик», «Я - писатель».

 

Выполнение ряда сценических задач, направленных на определение сквозного действия роли, такие как, ответ на вопрос: каким главным мотивом руководствуется персонаж? Что он делает? И почему?

Выполнение ряда сценических задач, направленных на действия роли любимого героя или главного героя; оценка выступления одноклассников, самооценка

 

Сегодняшние требования к изучению литературы побуждают искать новые возможности обогащения традиционной методики преподавания, технология продуктивного чтения профессора МГПУ Н.Н. Светловского и обращение к режиссерскому и педагогическому наследию К.С. Станиславского дает учащимся решать такие задачи, как беглое чтение текста и полное его понимание.

 В школьной практики так же надо отметить успешные формы работы:

читательский дневник и тематическая читательская конференция.

Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5-7 классов. Ученик 5-6 классов фиксирует информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Дети 7 класса оценивают содержание, язык, структуру произведения. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу должен сформироваться свой круг чтения у каждого школьника. Одновременно предлагаем список классических произведений, проверенных временем и эстетическим вкусом нескольких поколений читателей. Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения.

Опыт участия в конференциях ребята должны получить в начальной школе (2-4 классы участвуют в программе обучения исследовательской деятельности). Актуализируем их умения и навыки по подготовке и защите сообщений, по умению делать отзыв. Тематические читательские конференции проводим в рамках Недели родного языка и литературы. С темами конференций учащихся знакомим заранее. Произведение, о котором ребёнок будет рассказывать, не должно быть изучено на уроках.  

  1. В 5 классе – «Об этой книге хочу рассказать», «Любимая фольклорная сказка», «Любимая литературная сказка», «Особенности новеллы»;
  2. В 6 классе – «Мифология народов мира»

Так же для развитие чтение можно использовать следующие упражнение:

1.                  «Пол-арбуза»

2.                  «Шерлок»

3.                  «Бешеная книжка»

4.                  «Эх, раз! Еще раз!»

5.                  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем.

Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Антиципация делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 3. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги и разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 4. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать. Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали! Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились. Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше. А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 5. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый. Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение: покажите ребенку первую карточку; через 6 — 8 секунд уберите карточку; ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь; покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

Это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста, буквы в первом предложении диктанта – 8, Во втором – 9, в третьем – 10, в четвертом и пятом по 11, в шестом уже 12. То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают. Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Воспитать полноценную личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует знания, учит мыслить, помогает человеку понять своё предназначение. Исходя из этого следует, формирование читательской культуры – процесс длительный, но увлекательный. Цель достигнута тогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату. Чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка.  Только оно дает  возможность  школьнику  более глубоко и  точно  понимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.

Список литературы:

1. Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002.- 239с.

2. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие - М.: Флинта, Наука, 2000 -248с.

3. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 224с.

4. Шевченко М.Н. Литературная игра как средство привлечения  к  чтению  учеников  младшего  и  среднего  возраста  общеобразовательной  школы //  Школьная  б-ка.-2011.№5. 243  c.


 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У читающих детей развитая память и творческое мышление

У читающих детей развитая память и творческое мышление

Работа с текстом во время чтения : а) первичное чтение текста - на этом этапе проверяется уровень понимания текста: ученики делятся эмоциями и впечатлениями по…

Работа с текстом во время чтения : а) первичное чтение текста - на этом этапе проверяется уровень понимания текста: ученики делятся эмоциями и впечатлениями по…

Опыт участия в конференциях ребята должны получить в начальной школе (2-4 классы участвуют в программе обучения исследовательской деятельности)

Опыт участия в конференциях ребята должны получить в начальной школе (2-4 классы участвуют в программе обучения исследовательской деятельности)

Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом

Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом

Список литературы: 1. Айзерман

Список литературы: 1. Айзерман
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2021