ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка 4.6
docx
18.05.2021
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ  ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Доклад.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ  ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника.

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию.

Знание языка помогает постичь красоту, богатство, выразительность родной речи, которые наиболее ярко проявляются в замечательных творениях художественной литературы. Именно литература создает ценности, необходимые душе. Любая тема на уроке может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания: в сказках всегда добро побеждает зло, былины воспитывают в детях чувство патриотизма. И, конечно, подрастающему поколению никак не обойтись без русской классики. Она бесценна.

Формированию духовно-нравственных идеалов способствуют специально подобранные тексты – тексты культуроведческой направленности, отражающие язык, обычаи, быт, в целом воссоздающие национально-культурный фон России. Это произведения художественной литературы, мифы, предания, публицистические произведения. Особенно тщательно отбираются тексты, чтобы обучать русскому языку и литературе в контексте русской и мордовской культуры. Наблюдение над категориями текста, внимание к его содержанию и языковому воплощению открывают учащимся духовные ценности, которые формируют национальное самосознание языковой личности. Дети обязательно должны почувствовать неразделимую связь с родной землей.  

Актуальным, на мой взгляд, является обращение на уроках русского языка и литературы к малым жанрам фольклора – народным изречениям, имеющим поучительный смысл, пословицам и поговоркам. Возникшие в глубокой древности и сопровождающие народ на всем протяжении его истории они передают эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явлений, выражая единство высокого искусства и бытовой речи. Интересно отметить, что и у русских, и у мордвы имеются пословицы, обозначающие одно и то же явление, что свидетельствует о том, что жизненные ориентиры у нас во многих сферах общие, например: Слезами горю не поможешь (русск.) – Не испытаешь горя — не узнаешь радости (морд.); Жизнь прожить – не поле перейти (русск.) – Жизнь прожить — не плетень плести (морд.); За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (русск.) –  По двум зайцам выстрелишь, ни в одного не попадешь (эрзя); У семи нянек дитя без глазу (русск.) – Где много нянек, там дети больше болеют (мокша); Слово не воробей, вылетит — не поймаешь (русск.) – Слово — не птица: вылетит — не поймаешь (эрзя).    

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка позволяет ненавязчиво усваивать грамматический материал, развивает мышление обучающихся, прививает любовь к русскому языку, к своей малой родине, повышает культуру речи школьников, обогащает их народной мудростью.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей – длительный, быстрого результата ждать не следует, но необходимость этой работы очевидна.

 

 

 

 

 

Литература:

1.                  Анилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.

2.                  Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

3.                  Воителева Т.М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников // Вестник МГГУ им.  М.А. Шолохова. – 2014. – № 3. 

4.                  Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

5.                  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.) – М., 2014.

6.                  Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. – 2016.

7.                  Мордовские пословицы и поговорки из интернет-источника: https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/mordovskie-poslovitsy/

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

Дети обязательно должны почувствовать неразделимую связь с родной землей

Дети обязательно должны почувствовать неразделимую связь с родной землей

Литература: 1.

Литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.