Многолетняя общность исторических судеб, традиции, опыт совместного проживания, экономические, культурные, человеческие связи
Предпосылки создания единого образовательного пространства
Российская Федерация,
Луганская Народная Республика,
Донецкая Народная Республика:
признаки интеграционных процессов в образовании
признание приоритетности образования;
обеспечение права каждого человека на образование;
гуманистический характер образования;
единство образовательного пространства;
создание благоприятных условий для интеграции системы образования с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
светский характер образования;
свобода выбора получения образования;
обеспечение права на образование в течение всей жизни;
Общность принципов государственной политики в образовании
Согласованность государственных образовательных стандартов (ФГОС РФ и ГОС ЛНР, ГОС ДНР); примерных основных образовательных программ
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО –
территория (регион), в котором государственными и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования.
(Словарь педагогических терминов и понятий)
Единое образовательное пространство: система образования
Дошкольное образование
(детский сад,
центр развития ребенка)
Дополнительное образование
Общее образование
Профессиональное образование
Начальное образование
(1-4 классы)
Основное образование
(5-9 классы)
Высшее образование
(университеты, академии, институты)
Послевузовское образование
(аспирантура, докторантура)
Для взрослых:
1.Образовательные организации повышения квалификации
2. Клубы, студии и пр. для развития творческих способностей.
Для детей:
Дома творчества, музыкальные, художественные, спортивные школы , юннатские станции и т.д.
Среднее образование
(10-11 классы)
Среднее профессиональное
образование
( техникумы, колледжи)
Единое образовательное пространство: общие положения
Единый итог
равный доступ к качественному
образованию
Единая система
мониторинга
эффективности деятельности образовательных
организаций
Единые принципы
доступность образования,
вариативность образования,
преемственность
образовательных программ
Образовательные стандарты –
инструмент единого образовательного пространства
Образовательные стандарты
Единая система требований к результатам образования
Единая система требований к структуре программ
Единая система требований условиям реализации программ
Образовательные стандарты– ключевой регулятор методологии общего образования
Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Конфуций: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю» (VI век до н. э.).
Деятельность - игровая, учебная, трудовая, деятельность общения - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Личность формируется в процессе деятельности!
Системно-деятельностный подход. Понятие «деятельность»
И. Кант: «Деятельность есть наше (людей) определение».
Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности». Деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат.
Основная задача педагога: организация учебной деятельности
Формирование содержания общего образования основано на содержании ведущей деятельности (игровой, учебной, деятельности общения)
В процессе учебной деятельности учащийся осваивает
универсальные познавательные учебные действия,
универсальные коммуникативные учебные действия,
универсальные регулятивные учебные действия
Системно-деятельностный подход.
Универсальные учебные действия
Образовательные стандарты: формат представления личностных результатов
Личностные результаты представлены по направлениям воспитательной работы:
Патриотическое воспитание
Гражданское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Воспитание ценности научного познания
Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание
Образовательные стандарты: формат метапредметных результатов
Метапредметные результаты (три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия)
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
Базовые исследовательские действия
Работа с информацией
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
Совместная деятельность
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация
Самоконтроль
выявите существенные признаки объектов (явлений)
охарактеризуйте существенные признаки объектов (явлений);
установите существенный признак классификации
Формирование базовых логических действий
Формирование базовых исследовательских действий
составьте план проведения исследования;
проведите несложное исследование (эксперимент) по установлению особенностей объекта изучения;
сформулируйте выводы по результатам проведенного исследования (эксперимента)
Формирование умений работы с информацией
примените различные методы (инструменты, запросы) при поиске искомой информации;
выберите (проанализируйте, систематизируйте, интерпретируйте) информацию различных видов и форм представления;
Формирование метапредметных результатов:
примеры учебных заданий
Образовательные стандарты: формат представления предметных результатов
Предметные результаты:
формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений;
формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования;
определяют минимум содержания начального и основного общего образования
Системно-деятельностный подход:профессиональная деятельность в условиях
Цель
Учебные задания
Обучающая деятельность
Передача готовых
знаний
Учитель – транслятор знаний.
Ориентация на «среднего» ученика.
Фронтальная работа.
Репродуктивные задания
на повторение
и запоминание
Необходимо исключить
Нужно
стремиться
Развитие умений по открытию и
применению знаний
Учитель-организатор учебной деятельности.
Дифференциация требований.
Групповая и индивидуальная работа.
Продуктивные задания на
применение знаний, интеграцию, перенос знаний, формирование УУД.
Проблемное обучение - обучение на основе «учебных ситуаций», организации условий, провоцирующих учебную деятельность
«Прежде чем вводить
новое знание,
надо создать ситуацию…
необходимости
его появления».
(Г.А. Цукерман)
Технология проблемного обучения
Системно-деятельностный подход.
Продуктивные технологии обучения
Способ организации процесса познания, система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения проектов.
Проект направлен на получение конкретного задуманного результата – продукта, обладающего определенной системой свойств и предназначенного для определенного использования.
Технология проектного обучения
Триада проекта
-замысел-
-реализация-
-продукт
Лозунг проектного обучения: Все из жизни, все для жизни!
Системно-деятельностный подход.
Продуктивные технологии обучения
Образовательные стандарты: информационно-образовательная среда
Цели ИОС: повышение качества реализации образовательных программ, качества
управления образовательной организацией.
Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing).
Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации,
учебной документации образовательной организации.
Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды.
Специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ.
Образовательные стандарты: функциональная грамотность
«формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию»
Функциональная грамотность - понятие без возраста
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп (ок. 435-355 до н.э.)
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А. Леонтьев
Преимущества функционально грамотного человека
Знает свои права, свободы, выполняет обязанности, понимает ответственность
Умеет выбирать необходимый товар, т.е. ориентироваться в сведениях о товаре, понимать его качественные характеристики
Умеет разобраться в причинах постановки диагноза, понять инструкцию к лекарству, применять его согласно инструкции
Владеет информационным поиском, умеет вступать в коммуникации с людьми, ориентироваться в незнакомой ситуации и др.
Грамотный гражданин
Грамотный покупатель
Грамотный пациент
Грамотный путешественник
Предметные результаты устанавливаются для базового и углубленного уровней изучения учебных предметов.
Предметные результаты углубленного уровня ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию.
Основная образовательная программа может включать учебные планы различных профилей обучения:
естественно-научный
гуманитарный
социально-экономический
технологический
универсальный
Образовательные стандарты:
некоторые особенности обучения в старшей школе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.