Формирование единого образовательного пространства

  • pptx
  • 04.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1. Презентация.pptx

Формирование единого образовательного пространства

Мансурова Светлана Ефимовна, начальник отдела «Академии Минпросвещения России», д.филос.н.

Многолетняя общность исторических судеб, традиции, опыт совместного проживания, экономиче­ские, культурные, человеческие связи 

Предпосылки создания единого образовательного пространства

Российская Федерация,
Луганская Народная Республика,
Донецкая Народная Республика:
признаки интеграционных процессов в образовании

признание приоритетности образования;
обеспечение права каждого человека на образование;
гуманистический характер образования;
единство образовательного пространства;
создание благоприятных условий для интеграции системы образования с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
светский характер образования;
свобода выбора получения образования;
обеспечение права на образование в течение всей жизни;

Общность принципов государственной политики в образовании

Согласованность государственных образовательных стандартов (ФГОС РФ и ГОС ЛНР, ГОС ДНР); примерных основных образовательных программ

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
территория (регион), в котором государственными и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования.
(Словарь педагогических терминов и понятий)

Единое образовательное пространство: система образования


Дошкольное образование
(детский сад,
центр развития ребенка)

Дополнительное образование

Общее образование

Профессиональное образование

Начальное образование
(1-4 классы)

Основное образование
(5-9 классы)

Высшее образование
(университеты, академии, институты)

Послевузовское образование
(аспирантура, докторантура)

Для взрослых:
1.Образовательные организации повышения квалификации
2. Клубы, студии и пр. для развития творческих способностей.
Для детей:
Дома творчества, музыкальные, художественные, спортивные школы , юннатские станции и т.д.

Среднее образование
(10-11 классы)

Среднее профессиональное
образование
( техникумы, колледжи)

Единое образовательное пространство: общие положения

Единый итог
равный доступ к качественному
образованию

Единая система
мониторинга
эффективности деятельности образовательных
организаций

Единые принципы

доступность образования,
вариативность образования,
преемственность
образовательных программ

Единое образовательное пространство: инструменты

Образовательные стандарты –
ключевой регулятор содержания общего образования

Образовательные стандарты –
инструмент единого образовательного пространства

Образовательные стандарты

Единая система требований к результатам образования

Единая система требований к структуре программ

Единая система требований условиям реализации программ

Образовательные стандарты– ключевой регулятор методологии общего образования

Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Конфуций: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю» (VI век до н. э.).

Деятельность - игровая, учебная, трудовая, деятельность общения - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Личность формируется в процессе деятельности!

Системно-деятельностный подход. Понятие «деятельность»

И. Кант: «Деятельность есть наше (людей) определение».

Ключевое место  в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности». Деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат.

Основная задача педагога: организация учебной деятельности

Формирование содержания общего образования основано на содержании ведущей деятельности (игровой, учебной, деятельности общения)
В процессе учебной деятельности учащийся осваивает
универсальные познавательные учебные действия,
универсальные коммуникативные учебные действия,
универсальные регулятивные учебные действия

Системно-деятельностный подход.
Универсальные учебные действия

Требования к результатам реализации образовательных программ соотнесены с навыками XXI века

Образовательные стандарты: формат представления результатов освоения основной образовательной программы

Образовательные стандарты: формат представления личностных результатов

Личностные результаты представлены по направлениям воспитательной работы:

Патриотическое воспитание
Гражданское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Воспитание ценности научного познания
Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание

Образовательные стандарты: формат метапредметных результатов

Метапредметные результаты (три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия)

Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
Базовые исследовательские действия
Работа с информацией

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
Совместная деятельность

Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация
Самоконтроль

выявите существенные признаки объектов (явлений)
охарактеризуйте существенные признаки объектов (явлений);
установите существенный признак классификации

Формирование базовых логических действий

Формирование базовых исследовательских действий

составьте план проведения исследования;
проведите несложное исследование (эксперимент) по установлению особенностей объекта изучения;
сформулируйте выводы по результатам проведенного исследования (эксперимента)

Формирование умений работы с информацией

примените различные методы (инструменты, запросы) при поиске искомой информации;
выберите (проанализируйте, систематизируйте, интерпретируйте) информацию различных видов и форм представления;

Формирование метапредметных результатов:
примеры учебных заданий

Образовательные стандарты: формат представления предметных результатов

Предметные результаты:
формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений;
формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования;
определяют минимум содержания начального и основного общего образования

Системно-деятельностный подход: профессиональная деятельность в условиях

Цель

Учебные задания

Обучающая деятельность

Передача готовых
знаний

Учитель – транслятор знаний.
Ориентация на «среднего» ученика.
Фронтальная работа.

Репродуктивные задания
на повторение
и запоминание

Необходимо исключить

Нужно
стремиться

Развитие умений по открытию и
применению знаний

Учитель-организатор учебной деятельности.
Дифференциация требований.
Групповая и индивидуальная работа.

Продуктивные задания на
применение знаний, интеграцию, перенос знаний, формирование УУД.

Проблемное обучение - обучение на основе «учебных ситуаций», организации условий, провоцирующих учебную деятельность

«Прежде чем вводить
новое знание,
надо создать ситуацию…
необходимости
его появления».
(Г.А. Цукерман)

Технология проблемного обучения

Системно-деятельностный подход.
Продуктивные технологии обучения

Способ организации процесса познания, система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения проектов.

Проект направлен на получение конкретного задуманного результата – продукта, обладающего определенной системой свойств и предназначенного для определенного использования.

Технология проектного обучения

Триада проекта
-замысел-
-реализация-
-продукт

Лозунг проектного обучения: Все из жизни, все для жизни!

Системно-деятельностный подход.
Продуктивные технологии обучения

Образовательные стандарты: информационно-образовательная среда

Цели ИОС: повышение качества реализации образовательных программ, качества
управления образовательной организацией.
Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing).
Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации,
учебной документации образовательной организации.
Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды.
Специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ.

Образовательные стандарты: функциональная грамотность

«формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию»

Причины введения понятия «функциональная грамотность» в общее образование

Изменился запрос на результаты общего образования:
приоритетной целью становится формирование умений, связанных с жизнью в условиях динамичных изменений

Функциональная грамотность - понятие без возраста

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп (ок. 435-355 до н.э.)

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А. Леонтьев

Функциональная неграмотность – фактор риска современной цивилизации (ЮНЕСКО)

Преимущества функционально грамотного человека

Знает свои права, свободы, выполняет обязанности, понимает ответственность


Умеет выбирать необходимый товар, т.е. ориентироваться в сведениях о товаре, понимать его качественные характеристики

Умеет разобраться в причинах постановки диагноза, понять инструкцию к лекарству, применять его согласно инструкции

Владеет информационным поиском, умеет вступать в коммуникации с людьми, ориентироваться в незнакомой ситуации и др.

Грамотный гражданин

Грамотный покупатель  

Грамотный пациент

Грамотный путешественник 

Предметные результаты устанавливаются для базового и углубленного уровней изучения учебных предметов.
Предметные результаты углубленного уровня ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию.
Основная образовательная программа может включать учебные планы различных профилей обучения:
естественно-научный
гуманитарный
социально-экономический
технологический
универсальный

Образовательные стандарты:
некоторые особенности обучения в старшей школе

Образовательные стандарты:
государственная (итоговая) аттестация выпускников

Формирование единого образовательного пространства – наша общая задача