Формирование единого образовательного пространства
Мансурова Светлана Ефимовна, начальник отдела «Академии Минпросвещения России», д.филос.н.
Многолетняя общность исторических судеб, традиции, опыт совместного проживания, экономические, культурные, человеческие связи
Предпосылки создания единого образовательного пространства
Российская Федерация,
Луганская Народная Республика,
Донецкая Народная Республика:
признаки интеграционных процессов в образовании
признание приоритетности образования;
обеспечение права каждого человека на образование;
гуманистический характер образования;
единство образовательного пространства;
создание благоприятных условий для интеграции системы образования с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
светский характер образования;
свобода выбора получения образования;
обеспечение права на образование в течение всей жизни;
Общность принципов государственной политики в образовании
Согласованность государственных образовательных стандартов (ФГОС РФ и ГОС ЛНР, ГОС ДНР); примерных основных образовательных программ
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО –
территория (регион), в котором государственными и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования.
(Словарь педагогических терминов и понятий)
Единое образовательное пространство: система образования
Дошкольное образование
(детский сад,
центр развития ребенка)
Дополнительное образование
Общее образование
Профессиональное образование
Начальное образование
(1-4 классы)
Основное образование
(5-9 классы)
Высшее образование
(университеты, академии, институты)
Послевузовское образование
(аспирантура, докторантура)
Для взрослых:
Среднее образование
(10-11 классы)
Среднее профессиональное
образование
( техникумы, колледжи)
Единое образовательное пространство: общие положения
Единый итог
равный доступ к качественному
образованию
Единая система
мониторинга
эффективности деятельности образовательных
организаций
Единые принципы
доступность образования,
вариативность образования,
преемственность
образовательных программ
Образовательные стандарты –
инструмент единого образовательного пространства
Образовательные стандарты
Единая система требований к результатам образования
Единая система требований к структуре программ
Единая система требований условиям реализации программ
Образовательные стандарты– ключевой регулятор методологии общего образования
Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Конфуций: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю» (VI век до н. э.).
Деятельность - игровая, учебная, трудовая, деятельность общения - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Личность формируется в процессе деятельности!
Системно-деятельностный подход. Понятие «деятельность»
И. Кант: «Деятельность есть наше (людей) определение».
Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности». Деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат.
Основная задача педагога: организация учебной деятельности
Формирование содержания общего образования основано на содержании ведущей деятельности (игровой, учебной, деятельности общения)
В процессе учебной деятельности учащийся осваивает
универсальные познавательные учебные действия,
универсальные коммуникативные учебные действия,
универсальные регулятивные учебные действия
Системно-деятельностный подход.
Универсальные учебные действия
Требования к результатам реализации образовательных программ соотнесены с навыками XXI века
Образовательные стандарты: формат представления результатов освоения основной образовательной программы
Образовательные стандарты: формат представления личностных результатов
Личностные результаты представлены по направлениям воспитательной работы:
Образовательные стандарты: формат метапредметных результатов
Метапредметные результаты (три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия)
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
Базовые исследовательские действия
Работа с информацией
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
Совместная деятельность
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация
Самоконтроль
выявите существенные признаки объектов (явлений)
охарактеризуйте существенные признаки объектов (явлений);
установите существенный признак классификации
Формирование базовых логических действий
Формирование базовых исследовательских действий
составьте план проведения исследования;
проведите несложное исследование (эксперимент) по установлению особенностей объекта изучения;
сформулируйте выводы по результатам проведенного исследования (эксперимента)
Формирование умений работы с информацией
примените различные методы (инструменты, запросы) при поиске искомой информации;
выберите (проанализируйте, систематизируйте, интерпретируйте) информацию различных видов и форм представления;
Формирование метапредметных результатов:
примеры учебных заданий
Образовательные стандарты: формат представления предметных результатов
Предметные результаты:
формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений;
формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования;
определяют минимум содержания начального и основного общего образования
Системно-деятельностный подход:профессиональная деятельность в условиях
Цель
Учебные задания
Обучающая деятельность
Передача готовых
знаний
Учитель – транслятор знаний.
Ориентация на «среднего» ученика.
Фронтальная работа.
Репродуктивные задания
на повторение
и запоминание
Необходимо исключить
Нужно
стремиться
Развитие умений по открытию и
применению знаний
Учитель-организатор учебной деятельности.
Дифференциация требований.
Групповая и индивидуальная работа.
Продуктивные задания на
применение знаний, интеграцию, перенос знаний, формирование УУД.
Проблемное обучение - обучение на основе «учебных ситуаций», организации условий, провоцирующих учебную деятельность
«Прежде чем вводить
новое знание,
надо создать ситуацию…
необходимости
его появления».
(Г.А. Цукерман)
Технология проблемного обучения
Системно-деятельностный подход.
Продуктивные технологии обучения
Способ организации процесса познания, система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения проектов.
Проект направлен на получение конкретного задуманного результата – продукта, обладающего определенной системой свойств и предназначенного для определенного использования.
Технология проектного обучения
Триада проекта
-замысел-
-реализация-
-продукт
Лозунг проектного обучения: Все из жизни, все для жизни!
Системно-деятельностный подход.
Продуктивные технологии обучения
Образовательные стандарты: информационно-образовательная среда
Цели ИОС: повышение качества реализации образовательных программ, качества
управления образовательной организацией.
Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing).
Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации,
учебной документации образовательной организации.
Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды.
Специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ.
Образовательные стандарты: функциональная грамотность
«формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию»
Причины введения понятия «функциональная грамотность» в общее образование
Изменился запрос на результаты общего образования:
приоритетной целью становится формирование умений, связанных с жизнью в условиях динамичных изменений
Функциональная грамотность - понятие без возраста
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А. Леонтьев
Преимущества функционально грамотного человека
Знает свои права, свободы, выполняет обязанности, понимает ответственность
Умеет выбирать необходимый товар, т.е. ориентироваться в сведениях о товаре, понимать его качественные характеристики
Умеет разобраться в причинах постановки диагноза, понять инструкцию к лекарству, применять его согласно инструкции
Владеет информационным поиском, умеет вступать в коммуникации с людьми, ориентироваться в незнакомой ситуации и др.
Грамотный гражданин
Грамотный покупатель
Грамотный пациент
Грамотный путешественник
Предметные результаты устанавливаются для базового и углубленного уровней изучения учебных предметов.
Предметные результаты углубленного уровня ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию.
Основная образовательная программа может включать учебные планы различных профилей обучения:
естественно-научный
гуманитарный
социально-экономический
технологический
универсальный
Образовательные стандарты:
некоторые особенности обучения в старшей школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.