ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Оценка 4.6
docx
11.12.2022
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
8.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В данной статье организация образовательной среды рассматривается как условие формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: экологическая культура, воспитание, образовательная среда. Одной из основных причин экологических проблем на нашей планете является экологическая неграмотность человека. Реальная экологическая опасность, вызванная разрушительной деятельностью промышленного производства и интенсивным ростом народонаселения планеты ставит перед человечеством задачу экологического воспитания подрастающего поколения. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте. Это значит, что в экологическом воспитании и формировании экологической культуры детей очень важную роль играют дошкольные учреждения. Ознакомление дошкольников и формирование чувства эмоциональной близости с миром живой природы, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии — это и есть экологическое воспитание дошкольников, при котором формируется понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, особенностей взаимодействия человека в ней, воспитание соответствующей культуры поведения. В организации учебной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать совокупность методов- наглядные, практические и словесные методы. Словесные методы — чтение художественной литературы, беседы, рассказ воспитателя. Наглядные методы — наглядные пособия, иллюстрации, просмотр фильмов, демонстрации моделей. Практические методы — труд, экспериментирование, деятельность, которая закрепляет полученные знания на практике. Создание предметной развивающей среды — важное условие реализации системы экологического образования в ДОО, она должна быть ориентирована на взаимодействие между людьми и обеспечивать безопасность жизни детей. Благодаря успешной организации образовательной среды ДОО дети получают знания о природе, животных, растениях и о возможных формах взаимодействия человека и явлений природы и животных. По С.Л.Новоселовой, предметноразвивающая среда это — «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание его духовного и физического развития». Предметная среда необходима для развития активности ребенка по освоению экологических знаний, она оказывает влияние на физическое и психическое развитие детей, поэтому необходимо создание благоприятной обстановки. Также развивающая среда предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс и свободный доступ воспитанников к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности. Наглядным пособием по формированию у детей представлением о временах года, погодных изменениях служит календарь природы в групповом помещении. В старшем дошкольном возрасте воспитанники могут сами оценивать погодные условия и вносить изменения в календарь природы. В библиотеке группы подобран ряд энциклопедий о животных, жителях водоемов, птицах, природе, насекомых. Также имеется множество наглядных пособий: «Птицы средней полосы», «Бабочки», «Лесные и полевые цветы», «Листья и плоды», «Животные, обитающие на территории нашей страны», атласы, карты, глобусы и т.д. Все это находится в свободном доступе для детей, они могут узнать интересующую информацию. Очень много образцов природного материала: шишек, камней, песка, глины, коры разных деревьев и т.п. С ними дети могут просто ознакомиться, взяв в руки, потрогав, а могут и использовать в экспериментировании. Мебель в групповом помещении подобрана функциональная, на колесах, т.е. ее можно передвигать в разные стороны группы, что очень полезно во время экспериментирований. В коридорах дет- ского сада дети могут наблюдать рисунки своих сверстников, они меняются в соответствии с сезоном. В условиях экологической развивающей среды общение с природой дает ребенку более яркие представления об окружающей природе. Экологическая развивающая среда — отдельно взятые животные и растения, которые находятся в учреждении под присмотром и уходом взрослых и детей. Она необходима для того, чтобы экологическое образование детей происходило более объемно и полноценно. Так, в групповом помещении имеются растения и цветы, за которыми дети ухаживают: поливают, рыхлят, опрыскивают. Каждое растение закреплено за подгруппой (2-3) детей, которые осуществляют уход. В весенний период, когда световой день увеличивается, организовывается «Огород на подоконнике». Воспитатель вместе с детьми высаживают зелень (укроп, лук, петрушку, салат), корнеплоды свеклы, морковь, фасоль, бобы. В этот период очень дети с помощью ведут дневники наблюдения. Туда записывают изменения в развитии растений не только вновь посаженных, но уже существующих в группе. В теплое время на территории детского сада организовывается посадка огородных культур, которые закреплены за каждой группой. Воспитатель вместе с детьми высаживают, ухаживают и наблюдают (в дневнике наблюдений) за своей закрепленной культурой. Чтобы окружающая среда была развивающей, ее необходимо хорошо оборудовать и расположить объекты природы. Дети смогут общаться и ухаживать за животными и природой, проводить интересные наблюдения в течение дня. Необходимо, чтобы в первую очередь, педагоги знали экологические особенности и потребности находящихся в среде животных и растений. Вследствие наблюдений дошкольников за природой у них формируются прочные знания о природе и животном мире. А благодаря участию в уходе за растениями и животными, приобретаются трудовые умения и навыки, формируется интерес к живому, бережное отношение к природе, животным, появляется чувство ответственности, начинает формироваться экологическая культура. Таким образом, ребенок, овладевший экологической культурой в детстве, будет заботиться об окружающей среде, о ее охране, защите и улучшении, будет знать ценность природы и не допустит ее загрязнения и уничтожения. Поэтому экологическое воспитание и формирование экологической культуры детей должно стать одним из главных направлений в дошкольном образовании, так как дальнейшее существование человека на нашей планете зависит от того, как бережно он будет относиться к окружающей среде. Литература 1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей/ С.Н.Николаева. - М: Изд.центр «Академия», 2002.-336с. 2. С.Л.Новоселова// Дошкольное воспитание, 2005.-№4. - с.77 3. Об образованиив Российской Федерации/ Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ (ред.от 13.07.2015) // (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Собрание законодательства РФ.- №53, Ч.1, ст.7598Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».- М., 2013


 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наглядным пособием по формированию у детей представлением о временах года, погодных изменениях служит календарь природы в групповом помещении

Наглядным пособием по формированию у детей представлением о временах года, погодных изменениях служит календарь природы в групповом помещении

Вследствие наблюдений дошкольников за природой у них формируются прочные знания о природе и животном мире

Вследствие наблюдений дошкольников за природой у них формируются прочные знания о природе и животном мире
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022