Формирование элементарных математических представлений у детей

  • Лекции
  • doc
  • 25.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование математических представлений в возрасте от 2-х до 6-ти лет
Иконка файла материала Формирование элементарных математических представлений у детей.doc

Формирование элементарных математических представлений у детей

                Первые математические представления формируются у детей в результате практической деятельности со множествами предметов. Ребенок уже на втором году жизни начинает отличать один предмет от группы (множества) предметов, понимать смысл слов «много» и «мало». К 3-м годам дети, как правило, могут посчитать в пределах 3-х, т.е. у них развивается умение выделять признак количества предметов независимо от других их качеств и свойств. Весь предшкольный период, от 3-х до 7-ми лет, является подготовительным для усвоения математических знаний.

            Какие математические представления должен иметь ребенок в каждом возрасте?

·        в 2 года – распознание понятий «один», «много», «мало»; «большой», «маленький»;

·        в 3 года – счет в пределах 3-х; количественное восприятие предметов в пределах 3-х; выбор по слову-названию величин: «большой», «маленький»; распознавание и выбор по слову-названию объемных и плоскостных форм: шарик и кубик, кружок и квадратик;

·        в 4 года – счет в пределах 4-х и 5-ти; распознавание параметров величины: высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий; различение и называние геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), различение их свойств; сравнение 2-х множеств предметов по количеству: различение понятий «больше», «меньше» (путем наложения предметов друг на друга) в пределах 5-ти; начинается знакомство с цифрами в пределах 5-ти; формируется умение ориентироваться во времени: последовательности частей суток, времен года;

·        в 5-6 лет – счет в пределах 10-ти; сравнение множеств предметов по количеству в пределах 10-ти; продолжается знакомство с цифрами (в пределах 10-ти), с составом всех чисел (от 2-х до 10-ти); начинается знакомство с арифметическими действиями на сложение и вычитание( с понятиями «прибавить», «отнять»); знакомство с составлением и решением соответствующих задач ( на сложение чисел: сколько всего стало?, на вычитание числа из числа: сколько осталось?); продолжается работа с геометрическими формами (кругом, овалом, треугольником, квадратом, прямоугольником); различаются их свойства, формируются умение составлять из них знакомые изображения и анализировать их; совершенствуются умения ориентироваться в пространстве и времени.

Однако, нужно учесть и то, что нельзя с точностью соотносить математические умения ребенка и его возраст, так как у каждого ребенка эти представления формируются индивидуально. Бывает, что ребенок в 3 года  умеет уже считать до 10-ти достаточно хорошо  или, наоборот, в 5 лет ребенок не имеет количественных представлений. Математическая компетентность ребенка зависит от своевременно начатых с ним занятий и от его уровня  его интеллекта.

            Основными задачами, которые решаются в процессе ознакомления детей с областями математики, являются:

·        формирование мотивации обучения;

·        развитие внимание, памяти, вариативного мышления, воображения;

·        обучение умению аргументировать собственные высказывания;

·        формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а также общеобразовательных умений и навыков (умение обдумывать собственные действия, осмысленно подходить к решению поставленных задач.

Может возникнуть вопрос: «Зачем ребенку предварительная подготовка, если он и так умеет считать до 10-ти?» Не будем спешить с выводами. Действительно, многие дети могут рано научиться называть последовательно числа от 1 до 5-ти или от 1до 10-ти, но это не всегда означает, что они умеют считать. Счет предполагает пересчитывание предметов с одновременным названием числа. Поэтому важно научить ребенка четко соотносить количество предметов и число. Дайте ребенку возможность во время счета указывать на предметы пальчиком или перекладывать их, а уже потом переходите к счету без двигательных ориентировок. Умение считать и запоминать цифры еще не является знанием чисел. Ребенок должен усвоить количественный состав: например, что 3 – это три единицы или 2 и еще один. Ребенок должен понять, что цифра 3 – это только знак, с помощью которого записывают число 3. Не следует спешить выучивать все числа первого десятка, переходить к изучению следующего числа, пока не убедимся, что ребенок хорошо усвоил предыдущее. Лучше всего, если понятия о числах и геометрических фигурах будут закрепляться в привычных для дошкольников видах деятельности: игре, конструировании, рисовании. Это позволит ребенку ощутить себя активным, самостоятельным.

      Обучение ребенка математике должно строиться по принципу постепенного движения от простого к сложному, от чувственного познания к логическому.

      Работая с ребенком над математическими заданиями, необходимо учитывать следующие моменты:

·         согласие ребенка выполнять задания должно быть добровольным;

·         не следует объяснять ребенку сразу, как нужно выполнить то или иное задание; пусть он попробует самостоятельно что-то сделать;

·         выслушивайте все возможные предложения ребенка по решению поставленного задания: у него может быть своя логика;

·         чтобы заинтересовать ребенка выполнением заданий, необходимо проявлять интерес самому, помнить, что дети легко заражаются эмоциями окружающих;

·         занятия не должны переутомлять ребенка; не следует настаивать на том, чтобы ребенок выполнил все задания сразу;

·         выполнение заданий должно быть регулярным, а не время от времени.

Пожелаем детям успехов в овладении необходимыми навыками. Сформируем у них необходимый запас математических знаний. Пусть они научатся считать всегда, везде и все-все-все, что их окружает!