Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
Оценка 4.9

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

Оценка 4.9
Документация
docx
биология
Взрослым
19.09.2023
Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
Понятие естественно-научной грамотности, как компонента функциональной грамотности. Предложены различные задания по этому направлению
Естественно-научная граммотность. Абдурахманова Э. М..docx

Формирование естественно-научной грамотности

на уроках биологии

                                                                                                                       учитель биологии

                                                                                                                     МБОУ «СОШ №55»

                                                                                                                       Абдурахманова  

                                                                                                                       Эльмира

                                                                                                                       Магомедалиевна     

Воспитание и обучение грамотных людей – это одна из важнейших задач современной школы, но ещё более важная задача на сегодняшний день – это воспитание и обучение функционально грамотных людей.

Как сказала, на онлайн-конференции по функциональной грамотности, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Ковалева Галина Сергеевна:


 

«Функционально грамотный человек – это тот человек, который способен постоянно использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности».


Учащиеся российских школ имеют высокий уровень знаний по различным дисциплинам, об этом нам говорят результаты ОГЭ, ЕГЭ, результаты ВСОШ, но, к сожалению, когда необходимо эти знания применить в жизни, делают они это с большим трудом.

Почему так происходит? Большинство из полученной информации в школе просто - напросто забывается, по одной простой причине, что человек не применяет эти знания в жизни, не знает, как их применять и в какой ситуации — это делать.

Результаты Международных сравнительных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) в области образования подтверждают, что учащиеся слабо ориентируются в актуальных экологических проблемах, не владеют информацией о современных научных достижениях в области естествознания, в медицине, в актуальных проблемах здоровьесбережения.

Для того, чтобы достичь на уроках биологии, получения знаний, умений, навыков, укрепляющих представления о каких-то понятиях или процессах, происходящих в жизни, необходимо укреплять эти знания с помощью практико-ориентированных заданий и приемов, то есть идти к формированию у обучающихся естественно-научной грамотности.

 

Функциональная грамотностьhttps://fs.znanio.ru/d5af0e/ae/08/43f3ffd34e6ad5889babb4ff700503e183.jpg

 

Естественно-научная грамотность — это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям. Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру.

Поэтому в современных школах необходимо уделять значительное количество времени для формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся посредством различных приемов, заданий.

Для того, чтобы вызвать интерес у ребят к познанию жизни через опыт и эксперимент, я даю им возможность самостоятельно реализовывать себя в практической части, предварительно задав определенный ориентир.


https://s0.showslide.ru/s_slide/19d6ba2aca0f5eb518897ff5304e2405/911d3bbf-d018-41db-9286-d3ab80cbbb18.jpeg

 

 

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание,
над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к поиску строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».


А. Дистервег


В процессе достижения результата, возникает много вопросов, которые в процессе опыта или эксперимента, отпадают сами по себе и это вызывает восторг у учащихся.

 

 

Для формирования естественнонаучной грамотности, я разрабатываю и активно применяю на уроках биологии в 5-11 классах практико-ориентированные задачи, которые обязательно должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, а также уровню знаний: высокому, среднему, низкому.

Задания на применение естественно-научных знаний для объяснения явлений.


Рассмотрим на примере 6 класса:

- при изучении темы: «Передвижение воды и питательных веществ», можно дать следующее задание:

Задание. Розы, срезанные в бутоне, поставили в вазу с водой. Через некоторое время бутоны роз раскрылись.

Вопрос: Почему?

_____________________________________________________________________________

И тут, размышлений очень много, тем более это явление ученики неоднократно видели у себя дома, но никогда не задумывались над этим с биологической точки зрения.

 

- при изучении темы: «Прорастание семян», можно дать следующее задание:

Задание. В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г. Семена, пролежавшие 147 лет, проросли.

Вопрос: Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян. _____________________________________________________________________________

Здесь уже, учащиеся вспоминают, что всхожесть семян зависит от условий выращивания (влажность, температура) и условий хранения.

 

- при изучении темы: «Прорастание семян».

Задание. Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы – 69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%.

 Вопрос. Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого названного растения и для прорастания всех их вместе взятых.

_____________________________________________________________________________

Здесь, учащиеся выделяют для себя из процесса решения полезные новые знания.

 

- при изучении темы: «Побег и почки».

Задание. Девочка прорастила в горшочке с землей два семени фасоли. Когда стебли у растений достигли 7-10 см в высоту, она срезала у одного из них верхушку. Следующие наблюдения зафиксировала через одну-две недели.

Вопросы. 1). С какой целью проводила ученица опыт? 2) Какой результат получила девочка через одну-две недели? 3) Какой вывод сделала она по результатам своего опыта?

 __________________________________________________________________________                   Здесь можно провести анализ и подвести к следующим выводам:

1). девочка наблюдала за ростом и развитием побега;

2) через одну-две недели у срезанного растения можно наблюдать боковое ветвление (или развитие побегов из пазушных почек);

3) При удалении верхушечной почки побег перестает расти в длину, но начинается рост боковых побегов из пазушных почек. Таким образом, ростом и развитием побегов можно управлять.

 

- при изучении темы: «Фотосинтез».

Задание. Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

    Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности.

Вопросы по тексту:

-          При фотосинтезе органические вещества расходуются или накапливаются?

-          Углекислый газ поглощается или выделяется в процессе фотосинтеза?

 

По завершению опроса по тексту, можно задать вопрос: А в результате какого процесса накапливается углекислый газ в воздухе? И, конечно, это наведет учащихся на составление смысловых цепочек от растений к животным и человеку и наоборот.

 

- при изучении темы: «Фотосинтез»

Задание. Ученый – химик Джозеф Пристли провел следующий опыт. Он посалил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. Этот опыт был поставлен в 1771 году. Так его описывает автор: «Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на два дюйма…».

 Вопрос. Сделайте выводы из данной ситуации. Приведите аргументы в пользу ваших выводов.

_____________________________________________________________________________

Конечно, при анализе этого текста, много будет размышлений у учащихся, будет представляться опыт, как бы, в реальном времени.

 

             Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для познания жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.

 

Литература:

1.      Ковалева Г.С. На пути решения стратегических задач // Вестник образования России. – 2019. – № 14. – С. 49 – 52.

2.      Пасечник В.В. Биология: Покрытосеменные растения: строение и жизнедеятельность: Линейный курс: 6 кл.: учебник / В.В.Пасечник.− М.: Дрофа, 2020. – 173 с.


 

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии учитель биологии

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии учитель биологии

Естественно - научная грамотность — это компонент функциональной грамотности , который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками ,…

Естественно - научная грамотность — это компонент функциональной грамотности , который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками ,…

И тут, размышлений очень много, тем более это явление ученики неоднократно видели у себя дома, но никогда не задумывались над этим с биологической точки зрения

И тут, размышлений очень много, тем более это явление ученики неоднократно видели у себя дома, но никогда не задумывались над этим с биологической точки зрения

Фотосинтез» Задание. Ученый – химик

Фотосинтез» Задание. Ученый – химик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2023