ИВАНИВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
- учитель биологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение Дровянинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока в соответствии с требованием стандарта
Тема урока: «Борьба за существование и ее формы »
Цели урока:
Способствовать осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений в живой природе
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы обучения: проблемный, частично–поисковый
Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки
Ожидаемые результаты: по окончании урока учащиеся конкретизируют понятие «борьба за существование», понимают основные причины борьбы за существование, научатся различать основные формы, приводить примеры из растительного и животного мира разных форм борьбы за существование
Ход урока
Этапы урока |
Содержание деятельности |
Результаты работы на этапе |
I Оргмомент |
Приветствие «Прозвенел звонок- начинается урок!» |
Эмоциональный настрой Включение учащихся в активный ритм работы Организация внимания. |
II Активизация познавательной деятельности Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся. |
1.Понятие «Эволюция» Составить синквейн к понятию «Эволюция» 2.Работа в группе Анализ материала синквена
3.Индивидуальная работа Сравнить объяснение вопросов эволюции учеными эволюционистами: К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин. Беседа с учащимися
Как вы понимаете выражение К. Линнея « Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев» О чем свидетельствуют следующие примеры: - за 750 лет потомство пары слонов , самых медленно размножающихся животных, составит 19 млн. особей. - потомство одного одуванчика за 10 лет может покрыть пространство в 15 раз больше суши земного шара - потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни 4 года может покрыть весь земной шар за 35 лет Постановка проблемы урока Учитель: тем не менее , земной шар не покрывается слонами, одуванчиками . воробьями? Несмотря на то, что особи стремятся к размножению в геометрической прогрессии, количество взрослых особей каждого вида остается приблизительно постоянным. Как вы объясните этот факт Формулирование темы урока. Организация учащихся на совместное принятие целей урока. Работа по карточкам (приложение №1) |
Умение работать в группе Умение анализировать, делать выводы Индивидуальная работа Самооценивание Работа с листами оценивания
Работа по формированию читательской грамотности (работа с текстом) |
III Усвоение новых знаний |
Вывод : объективным показателем борьбы за существование является степень расхождения между числом жизней зарождающихся и полностью реализуемых.
В чём причина возникновения борьбы за существование? Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов - главная причина борьбы за существование
Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели особей одуванчика приложение №2 - обсуждение ответов учащихся Учащиеся записывают правильный ответ Причины, ограничивающие рост численности живых организмов: -природно-климатические факторы; - борьба с особями других видов; - борьба с особями своего вида.
( основные факторы: пищевые ресурсы, биотические факторы : конкуренты, хищники, паразиты, болезни; второстепенные – температура, свет, влажность) Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой. Термин "борьба за существование" по Дарвину имеет метаморфический смысл. Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой. ФИЗМИНУТКА 3.Виды борьбы за существование Работа в группе Работа с текстом учебника . 1 группа «Внутривидовая борьба» 2 группа «Межвидовая борьба» 3 группа «Борьба с неблагоприятными факторами окружающей среды» Заполнение сводной таблицы. Формы борьбы за существование. |
Групповая работа Поиск и обработка информации Умение анализировать Защита результатов групповой работы
Рефлексия личной деятельности. (каждый член группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу)
|
III Закрепление знаний |
По словам Ч. Дарвина: "Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование". Каков результат борьбы за существование? Каким образом разрешается в природе противоречие между необходимостью выживать и малой плодовитостью у различных животных? Как вы бы объяснили этот факт? Многие насекомые приносят вред , между насекомыми , растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование.Объясните : почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства? Решение задач. Приложение №3
|
Демонстрация знаний, полученных на уроке. Обсуждение вопросов Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы. Индивидуальная работа Контроль учителя, взаимоконтроль Формирование математической грамотности на уроке (решение задач с использованием понятия геометрическая прогрессия) |
V Итоги урока |
1. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2. Д/з: п. 40 2. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Творческое задание Эссе «Роль борьбы за существование в эволюции» |
Определение эффективности работы на уроке. Отношение к уроку и теме урока. |
Приложение №1
Текст из книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»
Борьба за существование неизбежно вытекает из быстрой прогрессии , в которой все органические существа стремятся размножиться, каждое существо. В течение своей жизни производящее несколько яиц или семян, должно быть уничтожено в каком –нибудь возрасте своей жизни в какое нибудь время года или, наконец , в какие –нибудь случайные годы, иначе в силу принципа размножения в геометрической прогрессии численность его быстро достигла бы таких размеров, что ни одна страна не могла бы прокормить его потомства.Поэтому , так как производится более особей , чем может выжить, в каждом случае должна возникать борьба за существование либо между особями того же вида, либо между особями разных видов, либо с физическими условиями среды.
Приложение 2 Перечисляем несколько причин , которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому растению занять весь земной шар
примеры |
Межвидовая борьба |
Внутривидовая борьба |
Борьба с неблагоприятными условиями |
Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы |
|||
Плодами питаются многие птицы |
|||
Всходами питаются травоядные животные |
|||
Топчут люди |
|||
Мешают другие, более высокие растения |
|||
Сами одуванчики вытесняют друг друга |
|||
Семена погибают в пустынях, на скалах |
|||
Семена гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов |
Приложение №3
Задача №1
У капустной тли есть свой паразит- наездник афидиус, дающей за лето более 6 поколений по 30 особей , из них 50% самцов, в каждом. Какого количества достигнет все потомство от одного афидиуса через 6 летних поколений , если этот паразит будет размножаться беспрепятственно?
Задача №2
Одно растение одуванчика занимает на земле
площадь 10м2 и дает в год около 100 летучих семян.Сколько квадратных километров
площади покроет все потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии,
если он размножается безпрепятственно.
В.В. Пасечник , А.А. Каменский , А.М. Рубцов Биология 11 класс; базовый уровень : учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А.М. Рубцов , под редакцией В.В. Пасечника – 4-ое издание стер._ Москва: Просвещение , 2022-272с.: ил.- (Линия жизни)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.