Разработка урока по теме "Борьба за существование и ее формы" 11 класс
Оценка 4.6

Разработка урока по теме "Борьба за существование и ее формы" 11 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
Взрослым
09.12.2022
Разработка урока по теме "Борьба за существование и ее формы" 11 класс
Разработка урока в соответствии с требованиями стандарта
разработка урока..docx

ИВАНИВА ИРИНА  АНАТОЛЬЕВНА

- учитель биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение Дровянинская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка урока в соответствии с требованием стандарта

Тема урока: «Борьба за существование и ее формы »

Цели урока:

        Способствовать осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений в живой природе

  • научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;
  • развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока: усвоение новых знаний

 Методы обучения: проблемный, частично–поисковый

Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки

Ожидаемые результаты: по окончании урока  учащиеся конкретизируют понятие «борьба за существование», понимают основные причины борьбы за существование, научатся различать основные формы, приводить примеры из растительного и животного мира разных форм борьбы за существование

 Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности

Результаты работы на этапе

I Оргмомент

Приветствие

«Прозвенел звонок- начинается урок!»

Эмоциональный настрой

Включение учащихся в активный ритм работы

Организация внимания.

II Активизация познавательной деятельности

Постановка целей и задач урока.

Актуализация знаний учащихся.

 

1.Понятие «Эволюция»

Составить синквейн к понятию «Эволюция»

2.Работа в группе

Анализ материала синквена

 

3.Индивидуальная работа

Сравнить объяснение вопросов эволюции учеными эволюционистами: К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин.

Беседа с учащимися

 

 

Как вы понимаете выражение  К. Линнея « Потомство пары мух съест мертвую лошадь  также скоро, как лев»

О чем свидетельствуют следующие примеры:

- за 750 лет потомство пары слонов , самых медленно размножающихся животных, составит 19 млн. особей.

- потомство одного одуванчика за 10 лет может покрыть пространство в 15 раз больше суши земного шара

- потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни 4 года может покрыть весь земной шар за 35 лет

Постановка  проблемы урока

Учитель: тем не менее , земной шар не покрывается слонами, одуванчиками . воробьями? Несмотря на то, что особи стремятся к размножению в геометрической прогрессии, количество взрослых особей каждого вида остается приблизительно постоянным. Как вы объясните этот факт

Формулирование темы урока.

Организация учащихся на совместное принятие целей урока.

Работа по карточкам  (приложение №1)

Умение работать в группе

Умение анализировать, делать выводы

Индивидуальная работа

Самооценивание

Работа с листами оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по формированию читательской грамотности  (работа с текстом)

III Усвоение новых знаний

Вывод : объективным показателем борьбы за существование является степень расхождения между числом жизней зарождающихся и полностью реализуемых.

 

В чём причина возникновения борьбы за существование?

Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов - главная причина борьбы за существование

 

Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели   особей одуванчика  приложение №2

- обсуждение ответов учащихся

Учащиеся записывают правильный ответ

Причины, ограничивающие рост численности живых организмов:

-природно-климатические факторы;

- борьба с особями других видов;

- борьба с особями своего вида.

 


Задание : Определите, какие факторы ,ограничивающие размножение , являются основными, а какие можно поставить на второе место?

( основные факторы: пищевые ресурсы, биотические факторы : конкуренты, хищники, паразиты, болезни; второстепенные – температура, свет, влажность)

Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой.

Термин "борьба за существование" по Дарвину имеет метаморфический смысл.

Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой.

ФИЗМИНУТКА

3.Виды борьбы за существование

Работа в группе

Работа с  текстом учебника .

1 группа

«Внутривидовая борьба»

2 группа

«Межвидовая борьба»

3 группа

«Борьба с неблагоприятными факторами окружающей среды»

Заполнение сводной таблицы. Формы борьбы за существование.

 



Групповая работа

Поиск и обработка информации

Умение анализировать

Защита результатов групповой работы



Рефлексия личной деятельности. (каждый член группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу)























III Закрепление знаний

По словам Ч. Дарвина: "Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование".

Каков результат борьбы за существование?

Каким образом разрешается в природе противоречие между необходимостью выживать и малой плодовитостью у различных животных?

Как вы  бы объяснили этот факт?

Многие насекомые приносят вред , между насекомыми , растениями и врагами  насекомых идет ожесточенная борьба за существование.Объясните : почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?

Решение задач. Приложение №3

 

 

Демонстрация знаний, полученных на уроке.

Обсуждение вопросов

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.

Индивидуальная работа

Контроль учителя, взаимоконтроль

Формирование математической грамотности на уроке (решение задач с использованием понятия геометрическая прогрессия)

V Итоги урока

1.    Подведение итогов урока. Рефлексия. 2. Д/з: п. 40

2.    Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Творческое задание

Эссе «Роль борьбы за существование в эволюции»

Определение эффективности работы на уроке.

Отношение к уроку и теме урока.




Приложение №1


Текст из книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»

Борьба за существование неизбежно вытекает из быстрой прогрессии , в которой все органические существа стремятся размножиться,  каждое существо. В течение своей жизни производящее несколько яиц или семян, должно быть уничтожено в каком –нибудь возрасте своей жизни в какое нибудь время года или, наконец , в какие –нибудь случайные годы, иначе в силу принципа размножения в геометрической прогрессии численность его быстро достигла бы таких размеров, что ни одна страна не могла бы прокормить его потомства.Поэтому , так как производится более особей , чем может выжить, в каждом случае должна возникать борьба за существование либо между особями того же вида, либо между особями разных видов, либо с физическими условиями среды.



Приложение 2 Перечисляем несколько причин , которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому растению занять весь земной шар

примеры

Межвидовая борьба

Внутривидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями

Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы

Плодами питаются многие птицы

Всходами питаются травоядные животные

Топчут люди

Мешают другие, более высокие растения

Сами одуванчики вытесняют друг друга

Семена погибают в пустынях, на скалах

Семена гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов



Приложение №3

Задача №1

У капустной тли есть свой паразит- наездник афидиус, дающей за лето более 6 поколений по 30 особей , из них 50% самцов, в каждом. Какого количества достигнет все потомство от одного  афидиуса через 6 летних поколений , если этот паразит будет размножаться беспрепятственно?

Задача №2

Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 10м2 и дает в год около 100 летучих семян.Сколько квадратных километров площади покроет все потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается безпрепятственно.



 В.В. Пасечник , А.А. Каменский , А.М. Рубцов  Биология 11 класс; базовый уровень : учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А.М. Рубцов , под редакцией В.В. Пасечника – 4-ое издание стер._ Москва: Просвещение , 2022-272с.: ил.- (Линия жизни)


 

ИВАНИВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА - учитель биологии

ИВАНИВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА - учитель биологии

II Активизация познавательной деятельности

II Активизация познавательной деятельности

III Усвоение новых знанийВывод : объективным показателем борьбы за существование является степень расхождения между числом жизней зарождающихся и полностью реализуемых

III Усвоение новых знанийВывод : объективным показателем борьбы за существование является степень расхождения между числом жизней зарождающихся и полностью реализуемых

V Итоги урока 1. Подведение итогов урока

V Итоги урока 1. Подведение итогов урока

Семена погибают в пустынях, на скалах

Семена погибают в пустынях, на скалах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022