Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания
Автор: Ведерникова Надежда Владимировна
Организация: МБОУ «Средняя школа №21 с.Семеновка. Г.Йошкар-Ола»
Одной из важнейших потребностей школы является воспитание делового человека, личности с развитием экономического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.
С приходом рыночной экономики необходимостью для российского общества стало повышение финансовой грамотности. Сегодня каждый гражданин должен осознавать, что в первую очередь он сам в ответе за защиту своих интересов от финансового мошенничества, от него зависит его будущее финансовое благополучие.
Уроки финансовой грамотности на уроках обществознания и истории будут способствовать воспитанию наших детей быть финансово грамотными, предприимчивыми. И в будущем они станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.
Базовые понятия и понимание взаимосвязи финансовых явлений необходимо раскрывать непосредственно при знакомстве учащихся с реформами, реалиями той или иной эпохи, проводя линии соприкосновения с современностью, что соответственно интересует школьников на уроке и в рамках внеурочной деятельности.
Даже Русская правда, составленная в период правления Ярослава Мудрого, содержит много положений, защищающих покупателя от недобросовестного продавца. С развитием промышленности значительно увеличилось производство товаров широкого потребления, однако это не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества. Учащиеся должны сделать вывод, что формирование в середине XX века общества потребления вызвало к жизни общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав.
Позже появилась практика «кормления» – содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. Таким образом, ребята знакомятся с первой формой налогообложения на Руси.
«Просвещенный абсолютизм Екатерины II», понятие «ассигнации». К середине XVIII века бумажные деньги были известны во многих странах Европы (Великобритании, Франции, Дании и других). Об их введении в России впервые задумался Пётр I. Проект выпуска бумажных денег появился в правление императрицы Елизаветы Петровны, но Сенат его отклонил. В1762 году император Пётр III подписал указ о создании Государственного банка и выпуске «банковых билетов», которые должны были обращаться наравне с монетами, но император лишился власти и указ остался на бумаге. И только в 1769 года был опубликован манифест императрицы Екатерины II об учреждении двух банков и выпуске бумажных денег, названных ассигнациями. Ребята дополнительно получают информацию об истории появления бумажных денег в России, а могут выявить их преимущества по отношению к монетам. Темы разнообразны:«Деньги и денежная система на Руси», «Бунташный век» «Медный бунт» - на которых ребята познакомились с проблемами экономики, научились понимать закон спроса и предложения.
При использовании приема «Создание проблемной ситуации» проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают неоднозначную оценку.
Например:
Могли ли развиваться рыночные отношения в России в условиях крепостнической системой?
Возможно, ли в XXI веке совмещать потребительский стиль жизни современного человека с философией сбережения и самоограничения?
Прием способствует развитию критического мышления, учит анализировать, высказывать свою точку зрения.
Включение финансовой грамотности на истории позволяет воспитывать детей и подростков в будущем добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; умело ориентирующихся в экономической ситуации государства; принимающих правильное решение в любой экономической ситуации.
В учебном предмете «Обществознание» предлагается обучающимся лишь теоретический материал, который для многих школьников остается набором сложных терминов, и пригодится тем, кто в будущем захочет свои накопленные знания реализовать со своей экономической профессией.
Таким образом, для формирования у обучающихся финансовойграмотности на уроках обществознания необходимо добавить практикой в изучении темы «Экономика» и применять активные формы и методы обучения.
Рассмотрим курс обществознания 6-9 классов, и отметим, какие темы занимают основное место в обучении школьников.
В 7 классе курс представлен двумя темами. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях»— даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей.
В 8 классе предложены четыре темы. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий.
11 класс затрагивает глубоко всю тему экономических процессов.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию тесно переплетается с основами финансовой грамотности. Экзаменационные вопросы несут в себе все аспекты изучения экономики: Задания на экономическую безопасность, соотношения финансовых понятий, налогообложения.
На уроках обществознания были включены темы докладов «Бюджет семьи и бережное потребление», «Вкладывай средства в свое будущее», «Реклама - шагь к успеху»,»Мой бизнес-план», целями которых было формирование мотивации бережного отношения к бюджету, основываясь на понимании разумного потребления и формирование мотивации к саморазвитию, здоровому образу жизни и приверженности семейным ценностям как основы достижения успеха в современном обществе.
Обучение финансовой грамотности происходит с использованием практико-ориентированного подхода и включает в себя игровые формы работы, проекты, практикумы и творческие задания. На уроках возможно применять разнообразные образовательные технологии.
Приёмы проблемного обучения позволяют развивать познавательные УУД: строить логические рассуждения, анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать исторические явления, устанавливать взаимосвязь событий, делать вывод на основе критического анализа.
В результате изучения достигаются следующие результаты:
Метапредметные: развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои суждения, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
Предметные: уметь решать задачи практического содержания, знать экономические понятия и др.
Личностные: формирование понимания того, что финансы сопровождают учащихся на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека, рациональное поведение в мире финансов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.