Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников.
Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности
как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и
осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность
есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается
минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в
конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с
ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной
грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из
определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и
действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и
интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек
самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными
качествами, ключевыми компетенциями: ИЗУЧАТЬ, ИСКАТЬ, ДУМАТЬ, СОТРУДНИЧАТЬ,
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО.
Содержание функциональной грамотности:
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Таблица 1. Логические приемы
Уровень |
Примеры заданий |
1.знание |
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2. понимание |
Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3. использование |
Применить, проиллюстрировать, решить |
4. анализ |
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. синтез |
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) |
6. оценка |
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность.
Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности
Интегративные компоненты |
Предметные компоненты (предметы учебного плана) |
Читательская грамотность |
Литературная грамотность |
Коммуникативная грамотность |
Языковая грамотность |
Информационная грамотность |
Математическая грамотность |
Социальная грамотность |
Естественно-научная грамотность |
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения в начальной школе уделяется самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Все методы, используемые на уроках, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному
Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку.
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.
Использование на уроках приемов проблемного обучения предполагает возникновение потребности в знании и применении новых орфографических или грамматических правил. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей.
Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.
Формы работы:
-письмо с проговариванием;
-списывание;
-комментируемое письмо;
-письмо под диктовку с предварительной подготовкой;
-письмо по памяти;
-творческие и проектные работы;
-выборочное списывание;
-чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии;
-словарная творческая работа;
-работа над ошибками.
Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике.
Математическая грамотность младшего школьника
• Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач, оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений.
• Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы
• Владение математическими фактами, математическим языком для решения учебных задач, построения математических суждений.
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала и развития функциональной грамотности.
Основную работу по провожу с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:
¾ работа над решенной задачей;
¾ решение задач различными способами;
(Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. а ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения играет большую роль в повышении функциональной грамотности)
¾ правильно организованный способ анализа задачи;(от вопроса или от данных к вопросу)
¾ представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»); (Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить, мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части.)
¾ моделирование условия с помощью чертежа, рисунка;
¾ самостоятельное составление задач учащимися;
¾ решение задач с недостающими данными;
¾ изменение вопроса задачи и анализ изменения хода решения;
¾ составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение, выбор выражений, которые являются ответом на вопрос задачи;
¾ объяснение готового решения задачи;
¾ использование приема сравнения задач и их решений;
¾ использование приема сравнения двух решений: одного верного и другого неверного;
¾ изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием;
¾ нахождение лишнего вопроса или действия в решении задачи; (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
¾ составление аналогичной задачи с измененными данными;
¾ решение обратных задач;
¾ решение нестандартных логических задач.
Систематическое использование на уроках математики нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника
• Готовность осваивать и использовать знания о природе
• Осознание ценности и научных знаний о природе.
• Овладение методами познания природных явлений.
• Способность к рефлексивным действиям
На уроках отрабатываю навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время.
Закрепляю признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, развиваю умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Предоставляю возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, проекты по различным темам, что они делают с большим удовольствием.
Формы проведения уроков, направленных на развитие функциональной грамотности младшего школьника
Урок-исследование |
Урок-путешествие Деловая игра («Поиск будущего», «Конференция экологов», «Заседание кабинета министров», «Экологический форум») |
Ролевая игра («Заседание клуба юных экологов», «Клуб кинопутешественников») |
Исследовательская игра «Копилка чудес», «Тайны лесов» и др. |
Игра-викторина |
Квест |
Учебная и исследовательская лаборатория |
Экскурсия и виртуальная экскурсия |
Творческая гостиная |
Интерактивный праздник |
Внеклассная работа помогает урочной деятельности в овладении и повышении уровня коммуникативной и социальной функциональной грамотности младших школьников, развитию индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.
Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:
- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
- готовность к целесообразному использованию языковых средств;
- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.
Социальная грамотность включает:
- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.