Республиканская научно – практическая конференция
«Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образования»
«Естественно – научная грамотность»
Куек Мулиат Хамзетовна
зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ № 5 им.Н.Ю.Куека»
а.Кунчукохабль, Теучежского района
2022г.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. В условиях социально – экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально – значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.
В условиях модернизации роль предметов естественно – научных дисциплин, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем
( производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и др.). Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Это обусловлено характеристиками личности, среди которых: восприимчивость к проблеме (их познание, обнаружение), беглость (быстрота генерирования различных идей), гибкость (легкость переключения способов решения проблемы), оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи), антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы).
Следовательно, под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания. В теории обучения естественнонаучных дисциплин к такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения учащихся по двум или нескольким предметам .
У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи. Выявлено, что учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, при соответствующем обучении смогут решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний. Навыки формирования решения задач начинается в процессе решения задач по конкретной теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием.
Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) – это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность учащихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос. Процесс переноса, который заключается в том, что учащийся воспроизводит и использует ранее усвоенные знания, приемы (перестраивает их или нет, выбирает нужные знания, приемы из других и т.д.), какие при этом процессы умственной деятельности он осуществляет на заданном материале (его анализ, обобщение и др.).
Учащийся, анализируя незнакомую ситуацию, характеризующиеся наличием известных ему объектов, но находящихся в неизвестных отношениях пытается найти эти отношения, то есть «перенести» сформированное ранее умение в новую ситуацию. Таким образом, проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения естественнонаучных дисциплин, на мой взгляд, должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос). По мнению учителей математики, существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию математической грамотности:
- низкий уровень вычислительных навыков;
- отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико – ориентированного подхода в обучении);
- репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии);
- неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з;
- формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление;
- не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.).
Сегодня, необходимо ориентировать образовательные программы на результат, который делает квалификации сравнимыми и прозрачными, поэтому на смену традиционным методам проверки знаний и умений должны прийти другие, позволяющие оценивать компетентность, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач. В этом отношении представляется исключительно важным опыт международного исследования достижений школьников PISA (Programme for International Student Assesment), в котором оценивается именно уровень компетентности.
По мнению учителей предметников, наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО. Они неплохо производят вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой.
Отсюда следует вопрос – чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ – знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических величин, математических формул. На современном уроке, куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой – 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий, лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у школьников большие проблемы. Тестирование PISA, которое в 2012 году прошло в ведущих странах мира, считается одним из самых авторитетных исследований качества образования. Анализируя наши неуспехи в заданиях PISA, учителя предметники, обучаясь на курсах повышения квалификации, выделили длинный список «дефицитов» - тех навыков, которых школьникам не хватает для успешного решения задач. Например, наши ученики не привыкли к тому, что ответом на математическую задачу может служить не цифра, а сугубо гуманитарное умозаключение.
Другой пробел наших школьников – неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков. Еще одну проблему выделили педагоги, - определение формата задания. Допустим, школьник видит в задаче физические термины и формулы. У него складывается мнение: «Это задача по физике, и решать ее нужно физическими методами. Иного пути не дано». А между тем реальное содержание может относиться и к биологии, и к химии, и вообще к гуманитарным наукам. Бывают и такие ситуации, когда научные методы вообще не нужны – надо задействовать интуицию, а то и просто угадать. Следующая проблема – школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания. Исключение составляют разве что некоторые константы математики и физики. А уж когда для решения физической задачи нужно задействовать знания по биологии или истории, тут совсем беда. Наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. На уроках учителя предлагают работать в основном с параграфами в учебниках и хрестоматиями, а в ответ требуют контрольных работ, сочинений или в лучшем случае эссе. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться в диапазоне решения жизненных задач: презз-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании. Каждый из них совершенно не похож на другой и требует собственного подхода. Но, увы, работать с ними наших школьников не учат.
Раскол между школой и реальной жизнью, по мнению педагогов, начинается в младших классах. Ребенку интересно, почему вымерли динозавры, как из гусеницы получается бабочка и каким образом английские пираты оказались в Карибском море. На естественные науки в младших классах отводится совсем немного времени. Анализируя расписание 3 четверти в 4 классе средней школы, приходим к следующему выводу: изучение природы не предусмотрено в принципе, есть уроки русского языка и математики. Считается, что в этом возрасте географию или основы физики объяснять бесполезно. « По–научному» их рассказывать нельзя, а по-другому, а на бытовом уровне родители объяснять должны. Зато определение «Окончание – это изменяемая часть слова, оно служит для связи слов в предложении» девятилетний ребенок должен понять и выучить вместе со всевозможными склонениями, спряжениями и прочими лингвистическими премудростями. Давайте посмотрим программу физики: сегодня первый закон Ньютона, завтра второй, послезавтра третий… Времени на то, чтобы серьезно обсудить изученное, научиться эти знания не просто хранить в памяти мертвым грузом, а активно использовать, не остается.
PISA не единственное международное исследование. Есть и другие, в которых оценивается уровень усвоения школьной программы. И здесь у нас хорошие показатели. Задачи, которые поставило государство, наши учителя честно выполняют, весь вопрос в том, какие это задачи. Очень многие педагоги искренне готовы признать и значимость PISA, и необходимость учить не только знаниям, но и умениям их применять в реальных ситуациях. Только как воплотить это желание в жизнь?
С точки зрения учителей истории можно вести уроки истории так, чтобы на них не столько заучивался фактический материал, сколько проходило обучение работе с документами, анализ источников, поиску информации, то есть формированию практических навыков. Разумеется, для этого надо подготовить довольно большое количество разнообразных заданий, тщательно проработать сценарий урока. По мнению учителей практиков на полную подготовку такого рода урока уходит несколько дней. Проблема, которую озвучивали предметники в том, что отдельные уроки – неэффективны, в таком ключе надо перерабатывать целый курс, а это уже громадная работа. Есть и еще одна проблема не поймут родители. Они привыкли к тому, что за месяц их ребенок должен изучить множество исторических событий. Претензии можно предъявить и к академическим ученым. Ведь во многом под их давлением программа насыщается настолько, что время остается лишь на чистое освоение фактов без возможности их обсудить или как – то соотнести с жизненными ситуациями. Каждый специалист – физик, биолог, историк – хочет, чтобы все основные проблемы его науки оказались в школьной программе. Массовая школа реагирует на необходимость перемен. Многие учителя не отрицают, что школу можно и нужно переориентировать. Необходима серьезная реформа, преобразования по масштабам это то- же самое, что перестройка в СССР. Нужно менять мышление у сотен тысяч людей, произвести революцию в голове, которая касается не только методистов или образовательных чиновников. Она касается всего общества. Нужны внутрисистемные реформы: переориентация школы на другие задачи, которые будут эффективны только при условии вовлечения общества в школьные дела. А общество почему – то пребывает в глубоком равнодушии. Содержание образования – не та тема, о которой принято дискуссировать. Наши граждане с жаром готовы обсуждать глобальные проблемы, будь то выборы в США или крах Византийской империи. А вот конкретное наполнение школьной программы (то есть чему именно учат наших детей) не выходит за каменные стены школы. Необходима учебная программа, которая позволит подготовить всех учащихся к успешному обучению, акцентирует на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия. Необходимо: переформатировать некоторые задания и задачи в учебниках, создать ситуацию в учебнике порождающую необходимость решения той или иной задачи/ задания, обеспечить поиск новых средств решения, не представляя их в готовом виде.
Чего не надо делать: добавлять в учебники новые разделы, тренировать учеников по тесту PISA. Школы работают по учебникам, который дает предметные знания, умения и навыки, нам необходим учебник, способствующий воспитанию компетентного ученика.
Литература:
1. Вознесенская Ю.А. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования. Вестник общественного мнения (Центр Ю.Левады).
2. Вройенстийн А.И. «Внешняя оценка качества образования: некоторые вопросы и ответы». Высшее образование в Европе. Т.17.-№3 – 1993г. стр.66-68
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.