ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Почтаренко Н.М.
Учитель географии высшей кв. категории
Учитель обществознания 1 кв. категории
МОУ «ТСШ№9 им. С.А.Крупко»
Аннотация: в статье анализируются психолого-педагогические, методические аспекты развития функциональной грамотности учащихся. Даётся представление о функциональной грамотности, её структуре и компонентах.
А также в данной статье рассматривается опыт формирования функциональной грамотности на уроках географии и обществознания.
Ключевые слова: естественнонаучное образование, функциональная грамотность, функционально грамотная личность, компетентностный подход, ключевые компетенции.
FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN
IN GEOGRAPHY AND SOCIAL STUDIES CLASSES
IN THE CONTEXT OF UPDATING THE CONTENT OF EDUCATION
Pochtarenko N.M.
Geography teacher of the highest academic category
Social studies teacher of the 1st sq. category
MOU "TSH No.9 named after S.A.Krupko"
Abstract: the article analyzes the psychological, pedagogical, methodological aspects of the development of functional literacy of students. An idea of functional literacy, its structure and components is given.
This article also examines the experience of forming functional literacy in geography and social studies lessons.
Keywords: natural science education, functional literacy, functionally literate personality, competence approach, key competencies.
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, тридцать лет назад. Эти сложности вынуждают использовать особый и индивидуальный подход в педагогике. Всё это связано с появлением новых современных технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологического изменения самого человека. Окружающий нас мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность». Сегодня необходимо пересмотреть педагогические подходы в обучении современного школьника, нужно формировать у учащихся функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее значимость и какие методы необходимо применять современному учителю.
«Функционально грамотный человек— это человек, который способен применить знания, постоянно приобретаемые в течение жизни, а также использовать все свои умения и навыки для решения максимально большого объёма жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности». В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развития цивилизации, государства, нации, социальной группы и конечно же отдельной взятой личности.
Функциональная грамотность на ступени среднего общего образования рассматривается и изучается как метапредметный образовательный результат, она выступает, как один из основных социально – педагогических индикаторов качества образования, т.е. отражает социальную, интеллектуальную и эмоциональную зрелось каждого выпускника школы.
С точки зрения естественнонаучного образования функциональная грамотность определяется, как основная цель школьного образования во многих развитых странах мира и отображает способность человека применять эти научные знания в реальных жизненных обстоятельствах, в том числе в момент обсуждения общественно значимых вопросах, которые связаны непосредственно с практическими применениями достижений естественных наук. [1, с,55 - 65].
В понятия функциональная грамотность включены свойства и качества, необходимые человеку вне зависимости от его рода деятельности, общие способности и умения, позволяющие человеку достичь высокого результата в данной деятельности. Ключевые компетентности функциональной грамотности развиваются в процессе обучения по всем учебным предметам и включают в себя основные три вида:
- Организационные умения
- Интеллектуальные умения
- Оценочные умения - Коммуникативные умения
Например, в основу функциональной грамотности учащихся по предмету география необходимо ориентироваться в источниках географической информации, находить и извлекать эту информацию уметь использовать различные источники географической информации при решении учебных и практико – ориентированных задач, которые непосредственно относятся к естественнонаучной грамотности.
Для формирования функциональной грамотности необходимо развивать у ребенка информационные, коммуникативные компетенции и грамотность социального взаимодействия. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной школе должно решаться на каждом уроке, по каждому учебному предмету. В данном направлении успешно проводится следующая работа: — уроки, ориентированные на развитие ключевых компетенций;
— проводится внеклассная работа по географическим проектам;
— консультации для подготовки к олимпиадам по предметам обществознания и география;
— проектная деятельность учащихся по учебным дисциплинам;
— дополнительные развивающие спецкурсы, факультативы и др.
— совместная работа в
сотрудничестве (учитель – ученик) при решении различных проблем, когда необходимо
проявлять надлежащие умения и навыки;
На сегодняшний день можно выделить
основные формы функциональной
грамотности: компьютерная
грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, общественно-политическая
грамотность, бытовая грамотность, общая грамотность, грамотность поведения в
чрезвычайных ситуация, грамотность при овладении иностранными языками
В начале преподавания самое главное – это усовершенствовать способность каждого ребенка мыслить с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение. Компонентами функциональной грамотности являются:
- знание сведений, правил, принципов;
- умение адаптироваться к изменяющемуся миру, разрешать конфликты;
- умение работать с информацией, вести деловую переписку;
- применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
На формирование функциональной грамотности у школьников оказывать влияние следующие факторы:
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
2) методы и формы современного обучения;
3) система диагностики и оценивания учебных достижений учащихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
6) деятельная роль родителей в процессе образования и воспитания детей.
При организации функциональной грамотности особый смысл имеет система оценивания образовательной деятельности учащихся. В сравнении с традиционной системой оценивания, нынешняя система разделяется на критерии.
В любом критерии выделяются степени знаний, умений и навыков, а также показатели любой деятельности ученика. Система оценивания разделяется на текущую, формирующую и итоговую. В конце каждой учебной четверти или полугодия учащийся зарабатывает определенную совокупность баллов. Как мы видим, при данной системе оценивания ученик имеет больше возможностей показать и проявить себя во всех сферах научной деятельности. Учащийся оценивается в деятельности, а это немаловажно при развитии его функциональной грамотности. Таким образом, подобная система оценивания помогает формировать на уроках функциональную грамотность ученика, а также развивает главные умения и навыки, формирует внутреннюю самооценку, поднимает учебную мотивацию учащихся.
Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:
1) целеполагание:
- понимание учеником потребности в собственной самореализации;
- возникновение учебно-познавательного интереса;
- обладание приемами самостоятельной работы;
2) планирование:
-
способность ориентироваться в условиях задачи;
- выделение алгоритма поиска необходимой информации;
3) принятие важного решения:
-
выбор лучшей версии для решения поставленной задачи;
- анализ каждой деятельности;
4) выполнение:
-
уметь работать с текстом, схемой и графиком.
Применение нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они развивают у учащихся неизменный интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают развивать навыки учебной работы, т.е. учебной деятельности. Нестандартные уроки проявляют глубокое эмоциональное влияние на детей, благодаря чему у них создаются навыки функциональной грамотности и более крепкие, глубокие познания. Вовремя нестандартных уроков применяются следующие методы:
- Работа в группах;
- Проблемное обучение – формирование особых ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.
- Приём «выбор». Ученик время от времени может сделать выбор домашнего задания по предмету, запланировать объём работы, который обязан будет выполнить в течении урока и т.д.
- Метод опорных схем. Это вид обобщения и повторения для учащихся.
В подготовке таких уроков принимает активное участие не только учитель, но и ученик, так как больше времени на подобном уроке отводится демонстрации домашних заготовок. Возникает возможность дифференцировать обучение, увеличиваются рамки учебной программы, повышается авторитет даже у самого слабого ученика. В зависимости от темы и цели урока, занятия могут быть разными. Чтобы уйти от стандартного урока, необходимо преодолеть все стереотипы в процессе обучения и сделать урок разнообразным, интересным, для этого учитель планирует и выстраивает основу урока в соответствии со своим опытом, темпераментом и настроением.
Для повышения уровня функциональной грамотности, необходимо заниматься непосредственно проектной и исследовательской деятельностью. Она помогает результативно вырабатывать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, помогает развивать творческие способности и деятельность учащихся. На сегодняшний день метод проектов является актуальным и одним из главных компонентов в современной системе образования.
В процессе обучения географии и обществознания изначально заложены принципы проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к формированию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения выполнять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).
Для ученика проект – это возможность раскрыть свои творческие возможности и потенциал. Это та деятельность, которая даёт возможность проявить себя отдельно от коллектива, либо попробовать свои силы при работе с группой.
Для учителя учебный проект – это дидактическое и интегративное средство развития, воспитания и обучения.
На уроках географии и обществознания проектная деятельность учащихся допустима почти по всем темам, которые предлагает учебная программа.
Работа в этом направлении показывает следующие результаты: ученик может планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связь между учебными дисциплинами.
Проект должен быть интегрированным (связь с историей, краеведением, обществознанием, информатикой и географией). В процессе такой деятельности, учащиеся научатся проводить различные исследования по проблемам проекта, не теряться в информационном пространстве.
Можно сделать вывод, что функциональная грамотность учащегося – это результат долгого процесса образования. Само развитие функциональной грамотности – обязательное условие работы преподавателя. Данную задачу мы обязаны решать, не смотря на планы и мониторинги вышестоящих организаций, преодолевая все сложности и риски и конечно же радуясь успехам учащихся. Решения, которые принимаем учитель в этом направлении, не должны быть поспешными. Работа педагога должна быть хорошо спланирована, проводиться системно и учитель должен иметь возможность оценивать результаты своих учеников вовремя.
В итоге, ребёнок обязан обладать: готовностью благополучно взаимодействовать с окружающим миром, который меняется систематически, иметь возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, строить социальные отношения, которые смогут обеспечить реальную оценку грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».[4, с.113-129].
Список литературы:
1. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. // География в школе — 2016 — № 6 — С. 55–65.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.
3. Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г., Фарахутдинов Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 244 с.
4. Лебедев О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат // Контроль качества и оценка в образовании: Материалы межд. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 113–129.
5. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.- сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.