Почтаренко Н. М.
Первая квалификационная категория
учитель географии
Вторая квалификационная категория
Учитель обществознания
МОУ «Тираспольская Средняя Школа №9 им. С.А.Крупко»
Приднестровская Молдавская Республика,
Слободзейский район, село Ближний хутор
Posturenko N. M.
First qualifying category
geography teacher
Second qualifying category
Teacher social studies
MOU "Tiraspol Secondary School No. 9. S.A. Crupko "
Transnistrian Moldavian Republic
Slobodzay district, village near farm
Тема: Управление качеством образования с использованием возможностей автоматизированных информационных систем.
Аннотация: в статье рассматриваются новейшие подходы к организации образовательного процесса, переход от традиционных технологий к технологиям, которые развивают личностно - ориентированное качества ученика. Особое внимание в данной статье уделяется современным технологиям в процессе образования и на их влияние в развитии личности школьника нового поколения. А также в статье описывается критерии и методы индивидуального подхода к каждому ребенку.
Annotation: The article discusses the latest approaches to the organization of the educational process, the transition from traditional technologies to technologies that develop personality-oriented student's quality. Particular attention in this article is given to modern technologies in the process of education and their influence in the development of a new generation student's personality. And the article describes the criteria and methods of an individual approach to each child.
Ключевые слова: технический прогресс, информационное общество, инновационные технологии, личностно-ориентированные технологии.
Keywords: technical progress, information society, innovative technologies, personal-oriented technologies
„Бедность воображения обнаружит тот,
кто эволюцию личности будет представлять себе всегда в условиях времени и пространства.“
Николай Степанович Гумилёв
Такое историческое событие, как распад Советского союза резко изменил: политику и экономику, культуру и социальную сферу, индивидуальные и общественные отношения, весь образ жизни людей и его стандарты.
Это детально, видно в процессе жизнедеятельности современного человека. Дети 21 столетия, начиная с малых лет, благодаря Интернет-ресурсам, телевидению, СМИ, познают совсем иное пространство, у них другое восприятие этого мира. Социальные сети, где дети «пропадают» часами, телевизионные сериалы и характерная музыка формируют адекватное отношение к действительности, мировоззрение, из которых воспитывается соответствующее поведение. Именно это становится одним из главных вопросов в сфере образования, нередко подвергая к сбоям в творческом развитии детей.
Сегодня всех учителей связывает общее стремление выйти за рамки стандартного обучения и воспитания, найти новейшие подходы к организации образовательного процесса, а также подобрать новые технологии в обучении и воспитании, которые создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, забота о всестороннем развитии личности ребёнка.
Современные реформы в системе образования, которые устремлены на развитие и становления личности вызвали ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей.
Масштабные изменения в процессе обучения затрагивают все стороны жизнедеятельности современного человека, тем самым проявляют непосредственное воздействие на становление личности. Развитием общества сегодня становятся не ресурсы, а знания.
С развитием технического прогресса, процесс приобретения нужной информации изменился. В данное время школа находится на пути создания новой учебной информационной системы.
Таким образом, нынешнее информационное общество определяет перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, которые способны: быстро приспосабливаться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать нужные знания, уметь их применять на практике для решения различных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей своей жизни иметь возможность найти свое место; уметь самостоятельно размышлять, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения, уметь использовать современные технологии; четко понимать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть полезны в окружающей их действительности; быть способными воплощать новые идеи, уметь творчески мыслить.
Выпускник школы должен компетентно работать с информацией (уметь подбирать факты, которые помогут в решении определенной проблемы, должен анализировать их, находить способы решения проблем, или подбирать альтернативные варианты.
Выпускник обязан быть коммуникабельным, использовать различные контакты социальных группах, должен действовать сообща в различных сферах, в разных ситуациях, предотвращать любые конфликтные ситуации; самостоятельно работать над формированием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
За школьный курс обучить всему нельзя, невозможно донести детям все достижения различных наук – это не в силах преподавателей. Немаловажно научить детей добывать эти знания, формировать в процессе обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, вырабатывать научное мировоззрение. Отсюда возникает главный вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так востребованы сегодня все новые образовательные технологии, которые устремлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. К современным методам обучения относят: интерактивные технологии, технологию проектного обучения, компьютерные технологии.
При выборе нестандартного обучения надо учесть следующие критерии, в соответствии с которыми применяемые методы должны:
• создавать атмосферу, в которой ученик ощущает себя комфортно и свободно, стимулировать его в процессе обучения;
• рассматривать личность ученика в целом, охватывать учебным процессом его эмоции, чувства, разбудить его творческие способности;
• активизировать ученика, делать его главным действующим лицом в учебном процессе;
• организовывать ситуацию, в которой преподаватель не является главной фигурой;
• использовать разнообразные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество учащегося.
Конечно же, роль учителя немного изменилась по сравнению с минувшим веком.
Теперь педагог участник образовательного процесса, творческий наставник, который старается учесть и понять особенности каждого ребёнка. Теперь на уроке учитель и ученик на равных. Задача учителя помочь ребёнку постигнуть учебный материал, заинтересовать его в учебном процессе.
Разобрав и проанализировав имеющиеся в педагогической науке и практике инновационные технологии, можно утверждать, что в образовании различные личностно-ориентированные технологии стали его отличительной особенностью. Они обращены на то, чтобы:
• вызвать активность детей;
• снабдить их наилучшими способами осуществления деятельности;
• подвести эту деятельность к процессу творчества;
• основываться на самостоятельность, активность и общение детей.
Постижение учащимися деятельными формами мыслительной деятельности приводит школьников, к положительным результатам на олимпиадах разного уровня и успешное участие в конкурсах и научно-практических конференциях.
Делаем вывод: что применение новейших технологий в процессе образования разнообразят стандартные уроки, повысят интерес учащихся к учёбе и приведут к положительным результатам. Отсюда следует, что поиск новых приёмов и методов надо продолжать, не останавливаясь на достигнутом.
Список используемой литературы.
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: изд-во РАО, 1994 г.
2. Алфёров, А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. /А.Д.Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. -384с.
3. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. Пособие /А.К.Болотова, О.Н.Молчанова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. – 2012. – 526с.
4. Быкова Е. А. «Использование икт на уроке.
5. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М., 1993г.
6. Зорина Н.А. Проблемно-развивающее обучение иностранному языку. – Гродно. 2000.
7. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение. 1993.
8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000, №№ 2,3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.