Н. М. Почтаренко
учитель географии, обществознания
МОУ «Тираспольская Средняя Школа № 9 им. С. А. Крупко»
Приднестровская Молдавская Республика,
Слободзейский район, село Ближний хутор
Использование современных информационных технологий в системе образования.
Аннотация: В статье рассматриваются новейшие подходы к организации образовательного процесса, переход от традиционных технологий к технологиям, которые развивают личностно-ориентированное качества ученика. Особое внимание в данной статье уделяется современным технологиям в процессе образования и их влияние на развитие личности школьника нового поколения. А также в статье описываются критерии и методы индивидуального подхода к каждому ребенку.
Ключевые слова: Технический прогресс, информационное общество, инновационные технологии, личностно-ориентированные технологии.
Posturenko N. M.
First qualifying category
geography teacher
Second qualifying category
Teacher social studies
MOU "Tiraspol Secondary School No. 9. S.A. Crupko "
Transnistrian Moldavian Republic
Slobodzay district, village near farm
The use of modern information technologies in the education system.
Annotation: The article discusses the latest approaches to the organization of the educational process, the transition from traditional technologies to technologies that develop personality-oriented student's quality. Particular attention in this article is given to modern technologies in the process of education and their influence in the development of a new generation student's personality. And the article describes the criteria and methods of an individual approach to each child.
Keywords: technical progress, information society, innovative technologies, personal-oriented technologies
„Бедность воображения обнаружит тот,
кто эволюцию личности будет представлять себе всегда в условиях времени и пространства.“
Николай Степанович Гумилёв
Такое историческое событие, как распад Советского союза резко изменил политику и экономику, культуру и социальную сферу, индивидуальные и общественные отношения, весь образ жизни людей и его стандарты.
ХХI век – век компьютеров, интернета и информационно-коммуникационных технологий. Нет ни одной деятельности, где бы ни применяли многочисленные функции и возможности ЭВМ. В первую очередь эти уникальные возможности ЭВМ стали применяться в системе образования.
Это детально видно в процессе жизнедеятельности современного человека. Дети 21 столетия, начиная с малых лет, благодаря Интернет-ресурсам, телевидению, СМИ, познают совсем иное пространство, у них другое восприятие этого мира. Социальные сети, где дети «пропадают» часами, телевизионные сериалы и характерная музыка формируют адекватное отношение к действительности, мировоззрение, из которых воспитывается соответствующее поведение. Именно это становится одним из главных вопросов в сфере образования, нередко приводя к сбоям в творческом развитии детей.
Сегодня всех учителей связывает общее стремление выйти за рамки стандартного обучения и воспитания, найти новейшие подходы к организации образовательного процесса, а также подобрать новые технологии в обучении и воспитании, которые создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, забота о всестороннем развитии личности ребёнка.
Современные реформы в системе образования, которые устремлены на развитие и становления личности, вызвали ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей.
Масштабные изменения в процессе обучения затрагивают все стороны жизнедеятельности современного человека, тем самым проявляют непосредственное воздействие на становление личности. Развитием общества сегодня становятся не ресурсы, а знания.
С формированием технического прогресса, процесс приобретения нужной информации изменился. В данное время школа находится на пути создания новой учебной информационной системы, а именно автоматизированной системы обучения. Рассмотрим, что же это такое: Автоматизированная обучающая система — это информационно-программный комплекс профессиональной подготовки будущих специалистов в разных областях, позволяющий выполнять развитие знаний и умений у учащихся. Современные обучающие системы могут применяться как учебный материал для дистанционного или самостоятельного обучения, а также повысить эффективности подготовки будущих выпускников.
Автоматизированная обучающая система формируется при помощи мультимедиатехнологий, что дает возможность считать ее одной из наиболее эффективных средств обучения. Данные технологии позволяют использовать различные коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства. Совокупность этих средств позволяет влиять на особенности восприятия информации всех участников образовательного процесса опираясь на эмоциональную сферу и все сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестетический. Все эти методы дают уникальную возможность подготовить учебный материал предельно доступным наглядным, а потому понятным и запоминаемым. Это является необычно важным, когда материал включает немалое количество информации, которую необходимо изучить.
При создании теоретического и практического занятия необходимо разработать модели максимально приближенные к реальным условиям – что позволит почувствовать суть происходящих закономерностей, осмыслить их.
Также одним из главных преимуществ автоматизированной обучающей системы является интерактивность, она дозволяет поддерживать диалоговый режим на всех этапах образовательного процесса. Таким ярким примером сегодня является дистанционное обучение. В связи с эпидемиологической ситуацией в мире все больше используют Интернет-технологии в качестве технологической основы дистанционного обучения, что связано с выросшим потенциалом технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. О пользе подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы:
•Быстрая передача информации на любые расстояния любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической).
•Возможность быстро изменить информацию через Интернет-ресурсы с рабочего места.
•Сохранение любой информации в памяти компьютера в течение необходимого времени, возможность редактировать эту информацию, а также обрабатывать и распечатывать её.
•Возможность использовать многообразные источники информации, в первую очередь Web сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.
•Можно организовывать электронные конференции, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций.
•Есть возможность создавать диалоги с любым партнером, который имеет подключение к Интернет-ресурсам.
•При необходимости можно запросить информацию по любому интересующему вопросу через электронные конференции.
Современные технологии ликвидировали, пространственные барьеры в распространении информации. Это имеет огромное значение для системы образования, ведь информация это- "среда обитания" всех образовательных платформ.
Эта система помогает процессу обучения, делает его доступным, а также дает возможность ученику самостоятельно контролировать весь образовательный процесс и устанавливать его скорость.
Таким образом, нынешнее информационное общество определяет перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, которые способны быстро приспосабливаться к различным жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать нужные знания, уметь их применять на практике для решения различных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей своей жизни иметь возможность найти свое место; уметь самостоятельно размышлять, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения, уметь использовать современные технологии; четко понимать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть полезны в окружающей их действительности; быть способными воплощать новые идеи, уметь творчески мыслить.
Выпускник школы должен компетентно работать с информацией: уметь подбирать факты, которые помогут в решении определенной проблемы, должен анализировать их, находить способы решения проблем или подбирать альтернативные варианты.
Выпускник обязан быть коммуникабельным, использовать различные контакты в социальных группах, должен действовать сообща в различных сферах, в разных ситуациях, предотвращать любые конфликтные ситуации; самостоятельно работать над формированием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
За школьный курс обучить всему нельзя, невозможно донести детям все достижения различных наук – это не в силах преподавателей. Немаловажно научить детей добывать эти знания с помощью новейших технологий 21века, формировать в процессе обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, вырабатывать научное мировоззрение. Отсюда возникает главный вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так востребованы сегодня все новые образовательные технологии, которые устремлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. К современным методам обучения относят: интерактивные технологии, технологии проектного обучения, компьютерные технологии.
При выборе нестандартного обучения надо учесть следующие критерии, в соответствии с которыми применяемые методы должны:
• создавать атмосферу, в которой ученик ощущает себя комфортно и свободно, стимулировать его в процессе обучения;
• рассматривать личность ученика в целом, охватывать учебным процессом его эмоции, чувства, разбудить его творческие способности;
• активизировать ученика, делать его главным действующим лицом в учебном процессе;
• организовывать ситуацию, в которой преподаватель не является главной фигурой;
• использовать разнообразные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество учащегося.
Конечно же, роль учителя изменилась по сравнению с минувшим веком.
Теперь педагог – участник образовательного процесса, творческий наставник, который старается учесть и понять особенности каждого ребёнка. Теперь на уроке учитель и ученик на равных. Задача учителя: помочь ребёнку постигнуть учебный материал, заинтересовать его в учебном процессе.
Разобрав и проанализировав имеющиеся в педагогической науке и практике инновационные технологии, можно утверждать, что в образовании различные личностно-ориентированные технологии стали его отличительной особенностью. Они обращены на то, чтобы:
• вызвать активность детей;
• снабдить их наилучшими способами осуществления деятельности;
• подвести эту деятельность к процессу творчества;
• основываться на самостоятельности, активности и общении детей.
Постижение учащимися деятельных форм мыслительной деятельности приводит школьников к положительным результатам на олимпиадах разного уровня и успешному участию в конкурсах и научно-практических конференциях.
Делаем вывод о том, что применение новейших автоматизированных технологий в процессе образования разнообразит стандартные уроки, повысит интерес учащихся к учёбе и приведет к положительным результатам. Отсюда следует, что поиск новых приёмов и методов надо продолжать, не останавливаясь на достигнутом.
Литература:
1. Алфёров, А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. /А.Д.Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.
2. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. Пособие /А.К.Болотова, О.Н.Молчанова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. – 2012. – 526
3. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
4. Зорина Н.А. Проблемно-развивающее обучение иностранному языку. – Гродно. 2000.
5. Рассказова А.Л. Эффективность внутригрупповых коммуникаций при решении задач различной сложности: монография / А.Л. Рассказова, В.С. Агапов. – М.: СФГА, 2006. – 162 с.
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000, №№ 2,3.
7. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. П.Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
8. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Полат Е.С., М: Академия, 2004
9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.