ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье освещается актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Рассматривается сущность и способы развития математической и естественно-научной грамотности. Ключевые слова: функциональная грамотность, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, опыты. Формирование функционально грамотной личности является актуальной задачей для дошкольного образования. Ведь в стремительно меняющемся мире важно адаптировать детей к современной жизни и помочь им реализовать свой потенциал. Функциональная грамотность позволяет эффективно использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения спектра задач во всех видах отношений ребенка с окружающим миром и людьми. В дошкольном образовании выделяют четыре основных направления функциональной грамотности: математическая, естественно-научная, социально-коммуникативная и формирование речевой активности детей. Рассмотрим подробнее математический и естественно-научный аспекты, составляющие основу для познавательного развития дошкольников. Математическая грамотность для дошкольников – это владение навыками счета, арифметическими действиями на сложение и вычитание, умение сравнивать предметы по величине, знать цифры и решать несложные задачи. Для формирования и развития математической грамотности можно использовать современные игровые методики, такие как «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера». Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур, которые различаются между собой по форме, цвету, размеру и толщине. Младшим дошкольникам можно предлагать самые простые задачи, основанные на каком-либо одном свойстве – выбрать из всего материала только желтые фигуры, рассортировать предметы по размеру или форме. Дети постарше уже смогут оперировать несколькими свойствами одновременно. В целом, задания с блоками Дьенеша усложняются в следующей последовательности: 1. задания на умения обнаруживать свойства предметов и переносить их на свойства других; 2. учиться сравнивать две и более деталей по их признакам; 3. классифицировать предметы и делать обобщения; 4. проводить логические операции, строить алгоритмы. Используя блоки Дьенеша, формируется устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни и стремление самостоятельно их приобретать. Палочки Кюизенера применяются педагогами для подготовки детей к формированию количественных представлений, развивают творческие способности, память, внимание, мышление. Материал представляет собой разноцветные параллелепипеды длиной от 1 до 10 сантиметров, которые могут быть деревянными или пластиковыми. Выделяют два этапа занятий с палочками Кюизенера: - игровой – ребенок играет с ними как с обычной мозаикой или конструктором. В результате, у малыша развивается мелкая моторика и восприятие, а с помощью взрослого он узнает о цветах и размерах предметов; - обучающий – в этом случае палочки служат универсальным методическим пособием, которое позволяет формировать понятие о числовой последовательности и изучать состав числа. Естественно-научная грамотность дошкольника – это формирование и усвоение экологических представлений, знаний о живой и неживой природе и способность применять их в практической жизни. Реализация такого вида грамотности в педагогическом процессе предполагает решение следующих задач: - формирование у дошкольников элементов экологического сознания; - развитие у детей практических знаний, навыков и умений в природоохранной деятельности; - воспитание гуманного отношения к природе. Для формирования данного вида функциональной грамотности в каждой группе детского сада должны быть организованы мини-лаборатории или уголок для экспериментов. В них можно разместить следующие материалы: образцы песка и земли, семена растений, цветов и огородных культур, образцы разных тканей, соль, сахар, лимонную кислоту, гербарий и т.д. Для организации исследовательской деятельности используют различную посуду, трубочки, воронки, лупу, измерительные приборы, компас, глобус и т.д. С помощью таких центров дети знакомятся со свойствами разных веществ, наблюдают приспособление растений и животных к меняющимся природным условиям, учатся описывать и объяснять причинно-следственные связи между явлениями и объектами. А в старшем дошкольном возрасте ребята уже смогут использовать полученные знания о природе в процессе своей жизнедеятельности. Подводя итоги, отметим, что формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач современного образования и рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у человека предполагает наличие у него способности к эффективному участию в жизни общества, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Ответственная миссия в формировании этих качеств и ложится на плечи современных педагогов. Список информационных ресурсов: 1. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 2. Еник О. А. Современный подход к вопросу о формировании естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник, Е. Н. Илларионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14057/ 3. Дистанционная консультация для педагогов «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников» URL:https://infourok.ru/konsul taciya-dlya-roditelej-i-pedagogov-prakticheskie-rekomenda cii-po-formirovaniyu-osnov-funk cionalnoj-gramotnosti-u-detej-star-5208480.html (дата обращения: 15.09.2022)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.