Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы в обучении

  • pptx
  • 05.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы.pptx

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы в условиях учебной деятельности

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность – сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текса и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Выделяется несколько видов функциональной грамотности:

Коммуникативная грамотность

1

2

3

Информационная грамотность

Деятельностная грамотность

На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.

Для диагностики сформированности функциональной грамотности мной были использованы тестовые материалы, содержание которых включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация;

Все задания были разделены на три уровня:

Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики.
Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия
Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия

Результаты данных диагностической работы показали, что с выполнением заданий первого и второго уровня у учащихся практически не возникло трудностей. Выполнение заданий третьего (функционального) уровня, вызвало у большинства детей затруднения в ходе его выполнения.

Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.