«Формирование функциональных способностей обучающихся через развитие творческих умений».
Оценка 4.9

«Формирование функциональных способностей обучающихся через развитие творческих умений».

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
изобразительное искусство
Взрослым
10.04.2023
«Формирование функциональных способностей обучающихся через развитие творческих умений».
Все уроки и занятия по изобразительному искусству направлены на формирование функциональных способностей обучающихся.
Новикова Л. А.-Как развить функциональную грамотность на уроках и занятиях по ИЗО 04.04.23.docx

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского

городского округа Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

141300, Московская обл.г. Сергиев Посад, ул. Птицеградская, д. 2,

141311, Московская обл.г. Сергиев Посад, ул. Птицеградская, д. 6а

Телефон/факс: 8(496)551-21-80

E-mail: [email protected]

 

 

Выступление на педсовете

 

 

 

Новикова Лилия Александровна,

учитель изобразительного искусства и черчения

высшей категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

города Сергиева Посада Московской области

 

 

 

 

 

Тема выступления: «Формирование функциональных способностей обучающихся через развитие творческих умений».

 

                                                                                                                                             

 

 

 

04. 04. 2023

 

    Формирование функционально грамотных людей – это важная задача для нашего нынешнего поколения обучающихся в сегодняшних школах.

Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются: целеполагание, планирование, принятие решения, выполнение, оценка результатов.

Целеполагание:

  - осознание учеником потребности и способности к самореализации; 

-   возникновение учебно-познавательного интереса;

-   владение приемами самостоятельной работы;

-   осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

  К планированию:

- способность ориентироваться в условиях задачи;

-    выделение алгоритма поиска необходимой информации.

       А вот выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи; анализ планов деятельности – это принятие решений.

Теперь выполнение – это умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

Оценка результатов, которая проходит по критериям: не может быть допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.

        Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней и функционировать в ней.

        Функционально грамотный человек – это тот который ориентируется в нашем мире, где и действует в соответствии с общественными ценностями;

- умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

   способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

   умеющий отвечать за свои решения;

   способный нести ответственность за себя и своих близких;

   владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

   обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

   для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

   легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

- понимающий, что жизнь среди людей — это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;

   владеющий современными информационными технологиями.

      Моя цель как учителя помочь обучающемуся стать таким человеком в будущем.  Для этого на своих уроках и внеурочных занятиях:

1.Развиваю мышление: из наглядно - действенного перевести его в абстрактно- логическое.

2.Развиваю речь, аналитико-синтетические способности, развиваю память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

3.Развиваю моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

4. Развиваю коммуникативные способности: это способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, я получаю в результате функционально развитую личность.

   К стандартным урокам и внеурочным занятиям по изобразительному искусству применяю нестандартные формы и методы. Считаю их очень важными средствами обучения, ведь они формируют устойчивый интерес к обучению. Во время урока или занятия снимают напряжение, скованность, что свойственно некоторым обучающимся.

      Использую нестандартные формы и методы, которые помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки и занятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная грамотность и более прочные, глубокие знания, повышающие уровень активности обучения: урок – игра, урок – соревнование, урок – экскурсия, интегрированный урок, проектные занятия, творческие мастерские,

использование игровых форм, диалогическое взаимодействие, проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.), использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.), интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).  Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).

 Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.).

 Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.). Деятельностный подход в обучении. 

Использую активные методы обучения:                                                          

 Мозговой штурм (мозговая атака) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован­ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколь­ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

 

- Проблемное обучение – это создание ситуаций интеллектуального затруднения и их быстрого разрешения.

- Приём «выбор» - обучающийся выбирает себе задание по интересующей его теме и сам намечает задачи, которые должен будет выполнить за урок.

- Метод опорных схем – это вид обобщения и подсказки для тех, кто не всегда успешно осваивает тему.

   

    Важно для развития функциональной грамотности обучающихся проектировать урок с использованием стратегий активного обучения.

  Активное обучение - направление на активизацию учебно- познавательной деятельности обучающихся   посредством комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

Проектная и исследовательская деятельность:

 - Позволяет развивать мышление, исследовательские способности, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся.  Метод проектов стал интегрированным компонентом современной системы образования.

 - Позволяет самостоятельно получать знания, что ведет к развитию способностей, мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).

        Выполняя проект обучающийся, имеет возможность раскрытия своего творческого потенциала. Здесь и проявление себя как личности и работа с группой (проекты групповые), где пробуются полученные знания. Обучающиеся   учатся планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи между знаниями в различных учебных предметах.   Происходит углубление знаний, полученных на предыдущих уроках.  На уроках изобразительного искусства проектная деятельность учащихся возможна практически по всем предлагаемым программой темам. Для нас учителей учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

   Так, развивая творческую и познавательную активность через нетрадиционные методы и формы урока обучающемуся:

- прививается интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации по теме.

- воспитывается нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

- создастся атмосфера общего успеха и заинтересованность к теме через различные формы работы.

- обучающиеся учатся проводить различные исследования, творческие групповые проекты, ориентироваться в информационном пространстве.

Классификация проектов

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.

Индивидуальные проекты на уроках и занятиях в 1 классе:

1.      «Изображать можно линией».

2.      «Изображать можно пятном».

3.      «Тематическая композиция «Времена года».

4.      «Техника монотипии».

5.      «Изображение в обьёме. Лепка зверушек».

6.      «Водяная лилия-блавочница».

7.      «Узоры в орнаменте».

8.      «Мышка и кошка из пластилина».

9.      «Аппликация пейзажи».

10.  «Узоры из семян и сухих листьев».

11.  «Гофрированные новогодние поделки».

12.  «Плетение из полосок бумаги» .

13.  «Игольница из ткани» и т. д.

Во 2 классе:

1.      «Панно из засушенных растений».

2.      «Композиция из семян «Коллекция насекомых».

3.      «Модель «Вертушка».

4.      «Техника оригами. Динамическая модель «Птицы».

5.      «Конкурс проектов «Бумажный змей».

6.      «Конкурс проектов «Весенняя регата».

7.      «Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях».

8.      «Лепка из глины игрушки - сказочного животного».

9.      «Рисунок геометрического орнамента кружева».

10.  «Декор одежды человека».

11.  «Конструирование из бумаги-детская площадка» и др.

В 3 классе:

1.      «Обои и шторы у тебя дома».

2.      «Мамин платок».

3.      «Ажурные ограды».

4.      «Удивительный транспорт».

5.      «Художник в цирке».

6.      «Подставка для письменных принадлежностей».

7.      «Открытка-ландшафт».

8.      «Картонные фигурки для театра».

9.      Куклы для пальчикового театра».

10.  Украшения из фольги».

11.  «Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул».

12.  «Работа с конструктором».

13.  «Изготовление моделей-часов».

14.  «Проект «парк машин» и т. д.

В 4 классе:

1.      «Игрушки-гармошки».

2.      «Новогодние фонарики».

3.      «Маски из бумаги».

4.      «Игрушки из бумаги. Собачка».

5.      «Футляр из ткани».

6.      «Ваза для осеннего букета».

7.      «Древние соборы».

8.      «Древнерусские воины-защитники».

9.      «Материнство».

10.  «Сопереживание» и т. д.

  В 5 классе:

1.      «Древние образы в народном искусстве».

2.      «Единство конструкции и декора в народном жилище».

3.      «Народные промыслы их истоки и современное развитие».

4.      «Искусство народной вышивки».

5.      «Современное выставочное искусство» и др.

В 6 классе:

1.      «Основы цветоведения».

2.      «Выразительные средства скульптуры».

3.      «Живописное изображение натюрморта».

4.      «Портрет в скульптуре».

5.      «Пейзаж в графике».

6.      «Правила воздушной перспективы» и т. д.

В 7 классе:

1.      «Важнейшие архитектурные элементы здания».

2.      «Живое пространство города».

3.      «Вещь в городе».

4.      «Интерьер и вещь в доме».

5.      «Дизайн и архитектура моего сада».

6.      «Мода, культура и ты».

7.      «Мой костюм-мой облик».

8.      «Грим, визажистика и причёска в практике дизайна» и т. д.

 

   

«Краткосрочные проекты требуют выделения 1-3 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы.

Коллективные проекты на уроках и занятиях по изобразительному искусству в 3 классе :

1.      «Твои книжки».

2.      «Труд художника на улицах твоего города».

3.      «Театр кукол».

4.      «Маски».

5.      «Праздник в городе».

6.      «Школьный карнавал» и т. д.

В 4 классе:

1.      «Проект коллективного создания макета села».

2.      «Деревня - деревянный мир».

3.      «Народные праздники».

4.      «Пир в теремных палатах».

5.      «Страна восходящего солнца-Япония».

6.      «Народы гор и степей».

7.      «Города в пустыне».

8.      «Древняя Эллада» и т. д.

В 5 классе:

1.       «Народные праздничные обряды».

  1. «Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов».
  2. «Праздничная Хохлома».
  3. «Искусство Гжели».
  4. «Городецкая роспись по дереву» и т.д.

В 6 классе:

1.      «Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи».

В 7 классе:

1.      «Буква, строка, текст-искусство шрифта».

2.      «Композиционные основы макетирования…».

3.      «Многообразие форм полиграфического дизайна».

4.      «Взаимосвязь объектов в архитектурном макете».

5.      «Природа и архитектура».

6.      «Ты - архитектор» и т. д.

 

Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе предметных декад эстетического цикла.

Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во внеурочное время.

Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция или альбом по темам бытового, исторического или другого жанра.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и творчески мыслящую голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют конечный продукт, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить свои идеи на практике.

Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

         Современные методы и формы работы оказывают мне практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

 

 

 

 

-                

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации

Управление образования администрации

Формирование функционально грамотных людей – это важная задача для нашего нынешнего поколения обучающихся в сегодняшних школах

Формирование функционально грамотных людей – это важная задача для нашего нынешнего поколения обучающихся в сегодняшних школах

Во время урока или занятия снимают напряжение, скованность, что свойственно некоторым обучающимся

Во время урока или занятия снимают напряжение, скованность, что свойственно некоторым обучающимся

Активное обучение - направление на активизацию учебно- познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств

Активное обучение - направление на активизацию учебно- познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств

Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях»

Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях»

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна» и т

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна» и т

Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе

Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023