Формирование графо-моторных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью

  • pdf
  • 31.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики. Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
Иконка файла материала Формирование графо-моторных (1).pdf

Тема: «Формирование графо-моторных навыков  у младших школьников с умеренной умственной отсталостью» Составитель: учитель - дефектолог Яковлева Ольга Николаевна

 

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.

Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети  с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х  не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью  обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по 2 варианту  (СИПР).

Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.

Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для  детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.

Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.

Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Вайзман Н.П., Головина Т.Н., Екжанова Е.А., Павлов И.П., Сухарева Г.Е. и другие. Некоторые из них (Кольцова М.М., Озерецкий Н.И.) отмечают, что нарушения интеллекта у младших школьников сочетается с аномальным развитием двигательной сферы и несформирован-ностью пальцевого праксиса.

 Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые основные двигательные качества.

Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры,  упражнения и многократные тренировки.

 

Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:

Массаж или самомассаж рук

Очень эффективный способ развития мелкой моторики.  Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.

-  массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;

-  упражнение с мячом-ёжиком;

-  упражнения с прищепками;

-  самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;

-  поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.

Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук

-  «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;

-  «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;

-  «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

-  «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;

-  Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;

-  «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);

-  «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;

-  «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;

-  «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;

-  имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.

Упражнения с предметами:

-  перекатывание карандаша по столу и между ладонями;

-  перебирание бус или четок;

-  завязывание и развязывание узлов;

-  плетение косичек, завязывание бантов;

-  стирание ластиком нарисованных предметов;

-  всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

-  нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;

-  прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

-  наматывание ниток, ленточек на катушки;

-  составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

-  составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);

-  нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;

-  застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

-  завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

-  доставание бусин ложкой из стакана;

-  складывание мелких деталей в узкий цилиндр; - работа со шнуровкой.

Упражнения с разнофактурными наполнителями:

-  поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;

-  рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;

-  «сухой бассейн» из фасоли и гороха;

-  массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

-  сенсорные подушечки,         начиненные         разными     крупами       (разминание,

похлопывание, постукивание, перекатывание);

-  пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;

-  «волшебный мешочек»;

-  выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

-  выкладывание цифр, букв, фигурок животных.

Графическая работа с рисунком:

-  проведение          карандашом        различных линий:        прямых       горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;

-  рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;

-  обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;

-  обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;

-  штриховка контурных рисунков в разных направлениях;

-  рисование по опорным точкам;

-  дорисовывание изображений;

-  простейшее рисование по клеткам;

-  рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);

-  письмо элементов букв.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем-дефектологом. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Во время  занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.

Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графомоторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.

Литература

1.       Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель:Профиздат, 2007. - 46 с.

2.       Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.

3.       Войлокова Е. Ф., Андрукович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с. 4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова Т. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.– Ярославль: Академия развития. 2007.– 192 с.

5.       Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2008. – 235 с.

6.       Пинский     Б.И.   Формирование    двигательных      навыков     учащихся вспомогательной школы. – Минск. «Парадокс». 1999.

7.       Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера, 2001. – 48 с.

8.       Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 180 с.