Формирование грамматического строя речи
У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Различение прилагательных по роду у большинства детей вообще отсутствует.
Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.
Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упало);
5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы. Они характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.
Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы).
Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
У детей с III уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительные прилагательные от существительных (морковный - морковенный), уменьшительно-ласкательная форма (ведерко-ведрочко).
Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно- падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги К, ПО), предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще.
Доступным видом деятельности детей и наиболее эффективным средством коррекции является игра. Поэтому занятия я стараюсь проводить в форме игры. Например, при согласовании числительного с существительным использую дидактическое пособие «Белочка». Изучая лексические темы «Овощи», «Фрукты», «Грибы», ребёнок крепит муляжи грибов, фруктов или овощей на корзинку и считает, сколько белочка сделала запасов на зиму.
Для закрепления формы родительного падежа существительных по теме «Домашние птицы», я предлагаю детям сшитую объёмную игрушку петушка, у которого пристёгиваются крылья, хвост. Даю ребёнку петушка с одним крылом и задаю вопрос «Кто без чего?». Ребёнок отвечает: «Петушок без крыла» и пристёгивает крыло. При работе с этим пособием я тренирую мелкую моторику рук и вырабатываю у детей стереотип использования падежной формы имени существительного.
Изучая лексическую тему «Транспорт», я использую песочную терапию, с помощью которой можно отрабатывать приставочные глаголы и предложно-падежные конструкции. Детям нравится самим придумывать сюжет игры. Они на песке создают море, железную дорогу, вокзалы, строят дороги, дома. Выбирают соответствующий транспорт, который будет ехать по дороге, по железной дороге, плыть по морю. Затем я произвожу манипуляции с муляжом транспорта и задаю вопросы по теме, побуждая ребёнка к речевому высказыванию.
Дети с общим недоразвитием речи плохо запоминают и узнают на картинках названия деревьев. Я сделала муляжи: берёзы, дуба, клёна, осины, рябины из природного материала. Дети стали лучше узнавать и запоминать названия деревьев. С помощью этих пособий я закрепляю словообразование прилагательных: берёзовый, дубовый, кленовый, осиновый, рябиновый лист.
Систематическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, позволяет корригировать данное нарушение, восполнить пробелы по грамматическому строю речи и подготовить детей к дальнейшему школьному обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.