Формирование и развитие функциональной грамотности у обучающихся начальных классов. Работа над словарными словами
Малышева Оксана Германовна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Металлурговская средняя общеобразовательная школа»
п.Металлургов
Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Важно не упустить возможность развить функционально грамотную личность - человека, ориентирующегося в мире и действующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет. Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, т.е. словарных слов.
Работа по правописанию словарных слов требует от учителя особых приемов и предусматривает четыре основных линии:
1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые же имелись в их словарном запасе.
2. Уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы. Уточнение словаря может быть определено как словарно - стигматическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
4.Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
В своей практической деятельности по формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов решаю следующие задачи:
· способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала;
· формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений;
· поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося;
· развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.
Выделяем следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:
Искать — это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.
Думать - обращаться к собственному жизненному опыту,
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически
относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь
противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и
вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.
Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.
Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения,
улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь
выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и
договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
Приниматься за дело - включаться в работу самостоятельно, нести
ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад,
адекватно оценивать достигнутый результат.
Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее.
Основные этапы в работе со словарным словом.
1.Знакомство с новым словарным словом.
Способы предъявления нового слова:
1. Чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
2. Прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
3. Рассматривание предметной картинки;
4. Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.
2.Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем “трудное” место.
3.Запись слова с “окошком”, постановка орфографической задачи.
После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово, показывая “опасное” место пропуском буквы.
4.Работа над зрительным образом словарного слова.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает “прояснить” исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Объект словарной работы – слово является сложной и многогранной единицей языка. Для эффективного усвоения трудных слов, необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание). Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход.
В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
1.Фонетические упражнения:
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.
Упражнения фонетического характера
· Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.
В..робей, м..роз, п.нал, п..ртрет, гор..д, д..рога, ябл..ко, с..рень.
|
· Выпишите слова, в которых есть парные согласные.
Д..ревня, в..рона, лагерь, р..бята, р..стение., бер..г..
|
· Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения.
П..ртрет, к..(л, лл) екция, ремонт, ..дание, ..вт..м..биль, за..ц, уч..ник, ящ..рица.
|
· Выпишите слова в два столбика: в первый столбик- с глухими согласными на конце слова, во второй- со звонкими согласными на конце слова:
Завтра.., в..кзал, б..гаж, адр..с, г..рой, пл..ток, н..род, п..суда.
|
2.Словообразовательные упражнения:
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи слова с приставками и суффиксами.
Словообразовательные упражнения
· Запиши только однокоренные слова. Выдели корен.
Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидорный. Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный. Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко. Морковь, морковка, морковник,
морковки, морковный.
|
· Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_, огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.
|
3.Морфологические упражнения:
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме
Морфологические упражнения
· Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
· Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
· Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.
Воробей (к а к о й?).... Газета (к а к а я?).... Молоко (к а к о е?)....
|
· Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
· Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отве-
чающие на вопрос к т о?
· Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Машина остановилась ... (дом). Дети читали книги ... (космонавт). Заяц быстро нёсся ... (лес).
|
· Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.
адрес (адресный, адресок, адресовать) ветер (ветерок, ветреный, обветрить)
|
· Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто живёт в лесу? В чём хранятся ручки и карандаши? Какой овощ растёт на огороде?
|
4.Синтаксические упражнения:
Синтаксические упражнения со словарными словами ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.
Синтаксические упражнения
· К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.
Береза ……. в небе Огурец ….. в доме Воробей…. в школе Комната… в лесу Ученик….. в огороде
|
· Составьте предложение с данными словами. Ветер, капуста, осина, товарищ.
· Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
· Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.
|
· Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.
|
· Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.
Рисунок в книге … (картинка). Килограмм – это тысяча … (грамм) Мать родимая - ….. любимая(Родина)
|
· Из слов составьте предложение.
Огород, растет, в, картофель.
|
.
· Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
Андрюша вынул из кармана носовой платок. Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле.
|
· Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.
В гости иду к своему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй лисичка – сестричка!
|
· Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.
На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотека музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.
|
5.Упражнения лексического характера: упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами, упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.
Значительное место в системе словарно-орфографической работы должны занимать упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слова, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Организация работы над словами с трудным написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.
Упражнения лексического характера
· Выпишите из словаря слова на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
· Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь. Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
|
· Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
Квартира была закрыта на… стоит Билет в театр … десять рублей… замок Телефон…. на тумбочке… стоит.
|
· Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
|
· По опорным словам, составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы» и т.д.
· К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
· К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
· Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д. Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие (завод). Руководитель школы (директор).
· Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.
Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро. М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
|
· В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.
Волны тихо … у берега. Молоко … из ведра.
|
· Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:
Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо. Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.
|
· Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.
Чистая неисписанная тетрадь: Чистые, вымытые руки; Чистое, безоблачное, ясное небо и т.д.
|
· Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слов и к умению употреблять эти слова в собственной речи.
У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память. Ребята идут в парк. – Часы правильно идут. Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.
|
· Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.
Осенью дует … ветер… ветер гуляет на просторе…ветер гонит стаи туч на край земли.
|
Отработка навыков правописания словарных слов, является основой формирования функциональной грамотности младших школьников.
Список литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
2. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008
3. Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: пособие для учителя/ В. П. Канакина.- М.: Просвещение, 2007.
4. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
5. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 7. - с.39 - 47
6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Словарные слова: 1 - 2 классы. - М.: ООО "Изд-во Астрель": ООО "Изд-во АСТ", 2009
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.