Подзорова О.В.,
учитель информатики и ИКТ
МОУ СОШ №6
Центрального района г.Волгоград.
Формирование и развитие информационной компетентности школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности по информатике.
Информационная компетентность по Селевко Г.К. – это "владение информационными технологиями - умение работать со всеми видами информации". Таким образом, информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в его деятельности.
Информационные компетенции. Компетентный гражданин, учащийся, способен понять свои потребности в информации. Он знает, как найти, получить, извлечь, оценить, организовать и использовать нужную информацию. Для того чтобы стать информационно грамотным человеком, надо знать, как можно получить пользу от мира знаний, и включить опыт других в свое образование. Согласно Макензи, информационно грамотный человек обладает следующими способностями:
• «ведение поиска: способность найти соответствующую информацию, проанализировать ее, рассортировать и отобрать нужное;
• интерпретации: способность преобразовать данные и информацию в знание, предвидение и понимание;
• генерация новых идей: развитие новых идей/гипотез».[1]
Информационные компетенции являются ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни. Они являются первым шагом на пути к достижению образовательных целей. Граждане должны развивать
свои информационные компетенции в течение всей жизни, особенно в годы учебы. Обучение в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации.
Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность».
Если спросить учителей-предметников школы: «На ком лежит задача формирования ИКТ-компетентности учащихся?» подавляющее большинство укажет на учителя информатики. Видимо, очень прочной оказалась эта семантическая связка между названием предмета и видом компетентности.
Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что учащийся, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться электронной почтой или Интернетом, способен решать насущные практические задачи с помощью компьютера?
Рассмотрим основные понятия ИКТ-компетентности.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
ИКТ-компетентность – уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной практической деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией. Чтобы эффективно решать подобные задачи, необходимы умения, которые учащиеся смогут выработать только на практике, решая задачи из реальной жизни. Таких задач, к сожалению, мало, либо их нет совсем в практике учителей информатики. И это главный недостаток действующих сегодня образовательных стандартов.
ИКТ-компетентность – «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, а не только на уроках информатики» [2]. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Задача формирования информационной компетентности школьников является задачей всех учителей, но особая роль в решении этой проблемы принадлежит учителям информатики. Средства информатики в силу специфики самой предметной области (новизна, быстрота обновления, престижность, перспективность, нешаблонность, многообразие и т.д.) могут стать фундаментом при внедрении компетентностного подхода в образовании при условии их активного проникновения во все сферы учебного процесса.
Сегодня проблему формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках информатики можно решить, используя специальные методы и приемы:
1) в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
2) изменение дидактических целей типовых заданий;
3) использование технологии проблемного обучения;
4) использование проектной технологии обучения;
5) прием решения ситуационных задач;
6)самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
7) активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы
и требованием к любой задаче (заданию).
На уроках информатики и во внеклассной работе я применяю следующие виды творческих заданий:
· составление задач учащимися;
· конструирование обратных задач;
· творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
· реферат, информационное сообщение;
· создание видеороликов;
· работа с интерактивной доской;
· составление кроссворда по теме;
· разгадывание ребусов по информатике;
· составление тестов для контроля знаний по предмету;
· составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу;
· участие в олимпиадах и конкурсах Всероссийского масштаба («Кит», «Инфознайка», и др.)
Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий и в воспитательной работе:
· создание тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам;
· создание видеороликов;
· разработка тестовых заданий для проведения анкетирования;
· оформление математической газеты, школьного сайта;
· конкурсы компьютерного рисунка и т.д.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности используется методика проектных занятий.
Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятельности».
В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, к оценке, к действию и к рефлексии.
Приведу пример урока, на котором уделяется особое
внимание оценке ИКТ-компетентности школьников. При изучении темы «Передача
информации в компьютерных сетях» в 9 классе по учебному комплекту
Семакина И.Г. , практическую работу по поиску информации в Интернет можно
провести в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ».
Тема урока: Практическая работа. Работа с WWW. Поиск информации в Интернет.
Сведения, полученные в результате выполненной работы позволят
учащимся:
• сформировать научное представление об информатике;
• понять, что изученные ими в базовом курсе информатики и ИКТ
разделы являются лишь частью науки;
• оценить вклад выдающихся ученых в развитие информатики и вычислительной
техники.
Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление
навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с
помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием
предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать
для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.
Данные средства формирования информационной компетентности школьников считаю оптимальными потому, что все они направлены на развитие умений и навыков работы с информацией.
Литература:
1. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (русский перевод Jesus Lau, Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning, 2006. Под научной редакцией А.В. Федорова). М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
2. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологи на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
4. Скачано с www.znanio.ru
[1] Хесус Лау. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» http://www.ifap.ru/library/book101.pdf .
[2] Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. http://ifap.ru/library/book360.pdf .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.