«Формирование и развитие у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации.»
Оценка 4.6

«Формирование и развитие у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации.»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитание
1 кл—4 кл
22.02.2023
«Формирование и развитие  у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации.»
«Формирование и развитие у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации.»
«Формирование мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации.».docx

 

 

 

 

тема: «Формирование и развитие  у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации

 

 

 

 

 

 

Автор:

Социальный педагог

                                                                                       Коровина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение

1.     Актуальность проблемы формирования позитивной мотивации к учебной деятельности у младших школьников как условие социальной адаптации.

2.     Важность рассмотрения данной проблемы и способа ее решения в рамках традиционной парадигмы..

3.     Цель исследовательской работы- формирование  позитивной мотивации учебной деятельности для стабильного образовательного и познавательного интереса.

4.     Задачи данной работы.

5.     Параметры исследования (объект, предмет исследования)

6.     Гипотеза исследования.

 

Основная часть

1.     Сущностные характеристики традиционной парадигмы воспитания.

2.     Проектирование и реализация воспитательной деятельности

3.     Разработка форм воспитательной работы .

4.     Краткий сценарий мероприятия в рамках воспитательной деятельности.

 

Заключение

1.     Краткое изложение результатов исследования

2.     Подтверждение или опровержение гипотезы

3.     Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

            Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения, приоритетной целью которой является развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспечение перспектив самореализации. Таким образом, актуальность темы  определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации.

     Проблема формирования позитивной мотивации к учебной деятельности и социальной адаптации у младших школьников  усиливает свою актуальность, ее изучение становится разносторонним, устанавливаются взаимосвязи, взаимозависимости с другими процессами.

Современный ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)) направляет учителей начальных классов на формирование личностных и результатов, к числу которых можно отнести развитие учебной мотивации у младших школьников: «стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся»  Данной проблемой занимались С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова и многие другие.

     Одним из условий развития  личности ребенка, является включение в деятельность, направленную на обучение и сохранение здоровья, правильное отношение к миру, окружающим людям, умение устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой. Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь. Таким образом, успешность формирования мотивации учебной деятельности обусловливает успешность социальной адаптации, в целом. Образовательный процесс при этом по своей сущности характеризуется как развивающееся на содержательной основе, с использованием разнообразных средств, взаимодействие всех его участников, направленное на достижение психофизического, умственного, нравственного развития учащихся, что также должно способствовать успешной социальной адаптации.

     Основополагающее значение имеет социальная адаптация младших школьников, поскольку именно в этом возрасте ребенок приобретает первый серьезный опыт социальных отношений учебного сотрудничества и взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. В этот период закладывается база его будущей успешной интеграции в общество, самореализации, создаются условия освоения новых социальных ролей. Следовательно, от того насколько успешно пройдет период социальной адаптации младших школьников зависит его уровень обучения, а в последующем и весь жизненный успех личности. Следуя принципу непрерывности «образование через всю жизнь», подтверждаем, что младший школьный возраст закладывает основы мотивации учебной деятельности, взаимообусловливает процессы социальной адаптации, познавательные процессы и др., способствующие формированию всесторонне развитой личности готовой вступать во взрослую жизнь.

         Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации. С давнего времени большое значение как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики придавалось мотивации как ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита и Платона. Они изучали потребность в качестве основы для получения знаний, опыта, считали ее главной движущей силой. Были сделаны попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Иными словами, уже в те далекие времена ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.

Мотивация (от латинского глагола moveo - двигаю) - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. Мотивация - это процесс реализации мотивов. Одним из наиболее важных этапов развития личности является формирование мотивов достижения. Мотив - это движение. Мотив - это высшая форма мотивации для деятельности, взаимодействия людей между собой, а также с окружающим миром. В младшей школе ребенок начинает стремиться к совершенству, учиться своей уникальности, признает себя как личность. Благоприятными характеристиками мотивации младшего школьника для учебной деятельности является общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство, широта интересов, проявляющаяся в высокой потребности младших школьников в творческих играх, открытости младших школьников, веры в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять свои задачи. У детей младшего школьного возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте основным мотивом учебной деятельности является мотив успеха. В начальной школе ребенок начинает стремиться к совершенству, начинает осознавать свою уникальность и осознает себя как личность. Младший школьный возраст можно охарактеризовать как наиболее благоприятный для развития когнитивных процессов у детей. В этот период формируется когнитивное отношение к миру, формирование навыков образовательной деятельности, а также организация и саморегуляция. Трансформации начинаются с интенсивного развития интеллектуальной сферы младшего школьника.

 

           Важной задачей современной системы начального образования является выработка у учащихся позитивной мотивации и повышение их интереса к учебе. Для реализации данной задачи следует определить наиболее эффективные  способы  взаимодополняющих, педагогически организованных процессов, целенаправленного педагогического воздействия, создания условий для самоопределения и самореализации воспитанников.

      Цель исследовательской работы:  Формирование мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте для развития стабильного образовательного и познавательного интереса, который уже является единым целым с необходимостью познания, как условие социальной адаптации.

       Задачи:

-Формирование личности традиционной парадигмой воспитания, с  заранее заданными свойствами.

- исследовать способы повышения мотивации учащихся в зависимости от доминирующего у них мотива учения;

-экспериментально подтвердить эффективность модели формирования мотивации учащихся начальной школы;

-разработать рекомендации для педагогов в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования: Возможность развития учебной мотивации у младших школьников в рамках традиционной парадигмы.

Предмет исследования: Процесс формирования мотивов учебной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста. Создание обучающих ситуаций, которые стимулируют успех, как условие развития учебной мотивации.

Гипотеза исследования : Формирование учебной мотивации учащихся даст положительные результаты, если: образовательный процесс  строится, как комплексная модель применения методов, приемов и средств, сочетание индивидуальных и групповых форм работы, обучения с учебной информацией, организовывается учебное пространство класс для больших возможностей достижения.

Задачи исследовательской работы:

- исследовать способы повышения мотивации учащихся в зависимости от доминирующего у них мотива учения;

-экспериментально подтвердить эффективность модели формирования мотивации учащихся начальной школы;

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Основная часть

     Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Сегодня происходит поворот к личности, еѐ становлению и развитию, как самоценного и ответственного за свои действия субъекта, способного к саморегуляции и самокорректировке.

        Соответствующая адекватная реакция системы общего образования на смену социальных условий проявляется в приобретении образовательным учреждением статуса одного из приоритетных социальных институтов. Этот процесс сопровождается, прежде всего, изменением содержания функций образовательного учреждения, а затем уже изменением места учащегося в образовательном процессе. Содержание обучения и воспитания в этом случае рассматривается как средство развития личности, а не как цель.

В современных нормативно-правовых документах воспитание позиционируется как полипарадигмальное.

Термин “парадигма” (от греческого paradigma – пример, образец) означает строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих наиболее существенные черты действительности. Второе его значение используется для характеристики общепризнанных научных достижений, дающих сообществу специалистов модель постановки проблем и их решений в течение определенного периода времени. Именно в подобном смысле он употребляется в педагогической теории для обозначения концептуальных моделей образования.

С учетом полипарадигмальной сущности воспитания выделены и обоснованы три основных направления  воспитания:

 • духовно-нравственное развитие личности обучающихся – целенаправленная специально организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию и развитию духовно-нравственной культуры обучающихся (приобщение к базовым национальным ценностям, личностное развитие);

• социально-культурная практика – специально организованная совместная деятельность обучающихся, способствующая развитию детско-взрослой общности и направленная на решение социальных проблем и улучшение окружающей жизни;

• поддержка индивидуальности – специально организованная психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение обучающихся, направленные на создание условий самоопределения, выбора жизненного пути, выявления и решения проблем, мешающих достижению жизненных целей.

цель воспитательной деятельности- организация воспитательного процесса, его объектами являются:1. Духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое развитие обучающихся (традиционная парадигма воспитания). 2 Позитивная социализация обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности (гуманитарная парадигма воспитания). 3. Поддержка социальных инициатив обучающихся и учет их индивидуальных потребностей (гуманистическая парадигма воспитания).

По Е.Н. Барышникову, существуют несколько видов природы воспитания.

1.     Социально - адаптативная природа воспитания. Воспитание осуществляется как целенаправленный социальный процесс упорядочения жизнедеятельности человека благодаря возникновению социальной организации человеческого общества и интеграции в нее каждого человека. Социально – адаптативная природа воспитания определяет содержание воспитательного процесса: изучение, освоение и соблюдение социальных требований законов, норм и правил. В рамках базовых парадигм специфика воспитательного процесса будет следующей: 1. Формирование социальной адаптативности в процессе изучения, освоения и контроля за соблюдением норм, правил и законов (традиционная парадигма). 2. Организация коллектива, члены которого в процессе сотрудничества организует совместную жизнедеятельность на основе совместно разработанных и регулируемых норм. Правил и законов (гуманитарная парадигма воспитания). 3. Создание условий для самореализации жизнедеятельности воспитанников, выбирающих и соблюдающих определенный набор норм, правил и законов поведения (гуманистическая парадигма воспитания).

2.     Культурологическая природа воспитания. Воспитание- приобщение к ценностям культуры «с помощью педагога-профессионала, обладающего специальной профессиональной подготовкой, которая обеспечивает щадящий для ребенка процесс овладения культурными достижениями человечества. Педагог и дети проживают жизни на уровне культуры, когда воспроизводится культурный способ жизни как единственно возможный, естественный для человека способ жизни». /Н.Е. Щуркова/. В рамках базовых парадигм воспитания культурологическая природа должна обеспечить: 1. Формирование личностной культуры и духовно-нравственное развитие личности обучающихся (традиционная парадигма). 2. Организация содружества (клуба по интересам, в процессе сотворчества его члены придерживаются особого образа жизни, в основе которого определенные ценностно-смысловые приоритеты (гуманитарная парадигма). 3. Создание условий для ценностно-смыслового самоопределения воспитанника в пространстве культуры. (гуманистическая парадигма воспитания).

3.     Когнитивно -преобразовательная природа воспитания. Воспитание- процесс познания и преобразования пространства бытия человека. Сознание (разум) позволяет человеку осознавать и упорядочивать собственную жизнь. Компентентностный подход – познание и преобразование окружающего мира посредством различных видов деятельности. Именно когнитивно-преобразовательная природа воспитания позволяет развивать компетенции человека (могу-делаю- преобразовываю). В рамках базовых парадигм воспитания когнитивно-преобразовательная природа воспитания выглядит так: 1. Формирование и развитие компетенций в различных видах жизнедеятельности (традиционная парадигма). 2. Организация команды, члены которой в процессе совместной деятельности находят лучший способ решения проблем (гуманитарная парадигма воспитания). 3. Создание условий для саморефлексии и самореализации воспитанников в различных сферах бытия человека (гуманистическая парадигма воспитания).

4.     Антропологическая природа воспитания. Воспитание- процесс выявления и реализации индивидуально-личностного потенциала человека. В педагогике это связывается с уникальностью, творческой индивидуальностью человека. Антропологическая природа воспитания определяется тем, что диагностика и реализация индивидуально-личностного потенциала осуществляется в процессе жизнетворчества. /Е.Н. Барышников/. В рамках базовых парадигм антропологическая природа воспитания выглядит так: 1. Создание оптимальной социально-психологической ситуации развития ребенка (традиционная парадигма воспитания). 2. Организация сообщества, члены которого в процессе диалога на основе личного опыта, определяют спектр возможных способов решения жизненной ситуации (гуманитарная парадигма воспитания). 3. Создание условий для жизнетворчества самопознания и самосовершенствования воспитанников (гуманистическая парадигма воспитания).

 

 Полипарадигмальный подход (Н.М. Борытко, О.С. Газман, И.А. Колесникова, О.Г. Старикова, Г.Б. Корнетов, О.Г. Прикот, И.Г. Фомичева, Е.Н. Шиянов) предполагает сосуществование в современной педагогической реальности нескольких методологических систем, внутри которых выстраиваются целостные, законченные модели педагогического (воспитательного) процесса. Борытко выделяет три парадигмы воспитания: традиционную, гуманитарную и гуманистическую.

     Эти парадигмы различаются своими подходами к выбору главной цели образования, к пониманию роли и предназначения образования в системе общественных институтов, к его видению в системе подготовки человека к жизни, формирования общей и профессиональной культуры подрастающих поколений. Рассмотрим более подробно характерные особенности традиционной парадигмы:

1. Сущностные характеристики традиционной парадигмы.

    Воспитание в рамках традиционной парадигмы рассматривается как целенаправленное воздействие воспитателя, направленное на преобразование (формирование, передачу опыта, коррекцию поведения, профилактику негативных проявлений, реабилитацию, ориентацию на определенные ценности, управление развитием, адаптацию к условиям жизни) личности воспитанника.

 

2.Основные принципы полисистемного подхода к воспитанию : 

• принцип интегративности: современный воспитательный процесс неоднороден и представляет собой сложную противоречивую совокупность воспитательных процессов, каждый из которых требует своего осмысления и реализации в едином воспитательном пространстве;

• принцип приоритетной систематизации: невозможность одновременного решения всего множества проблем воспитания ребенка требует выявления и осуществления приоритетных направлений, систематизирующих и аккумулирующих в себе все поле проблем. Это позволило выделить важность системного построения воспитания на трех уровнях: общественная система воспитания, воспитательная система образовательного учреждения; система воспитательной работы конкретного педагога-воспитателя. Акцент был сделан на необходимости интеграции в процессе воспитания двух начал: самореализации и социализации.

3. Воспитание-это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей адаптации в обществе. Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать им необходимые умения и навыки жизни в обществе. Сущность процесса воспитания состоит в  его двухсторонности. Это подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог и воспитанники.  Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения  и постепенное формирование собственной линии поведения. Таким образом, воспитание-это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников. Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм поведения, принятых обществом. .Полисистемный подход определил цель воспитания как воспитание человека, способного к самореализации в различных системных сферах бытия человека как «семьянина, члена сообщества сверстников, ученика школы,  гражданина России, человека мира» .

4. Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Роль учителя в настоящее время претерпевает существенные изменения. Прежде всего изменились социальные требования к роли учителя. Е. С. Полат в этой связи отмечает следующее: Если при традиционной системе преподавания учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении и требует от учителя более высокого уровня мастерства. Следовательно, современному педагогу нужно быть готовым к иному, актуальному пониманию своей роли, своей социальной функции.

        Повышая учебную мотивацию, как известно, можно менять направление от регресса к прогрессу. А изменения эти зависят от внимательности и деятельности учителя. Только он в школьной среде может направлять развитие мотивации в лучшую сторону с помощью различных приёмов и упражнений.

   Методы и средства развития учебной мотивации у младших школьников.

Полноценное учение невозможно без активных учебных действий – способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели). Реализация активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки.

Нужно отметить, что активность школьника тесно соприкасается с его самостоятельностью, ярко проиллюстрировать это сможет создание на уроке проблемно-поисковой мотивации. Как показывает практика, более активные дети, как правило, и более самостоятельные.

Перед учителем начальных классов стоит сложная задача: не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приёмы и методы стимулирования учащихся:

- увлеченность процессом деятельности;

-стремление принимать участие в обсуждении вопросов;

-стремление выяснить непонятное;

-активность в течение всего урока;

-дополнения, исправления ответов одноклассников;

-задавание вопросов учителям и товарищам;

-адекватность реакций на успех, на неудачу;

-улучшение успеваемости по предмету.

Воспитание мотивации – это длительный, кропотливый процесс, связанный со становлением личности в целом. Этот процесс настолько не прост, что с прогнозами в нём торопиться не стоит, потому что состояние мотивационной сферы очень мобильно. К тому же любой младший школьник индивидуален, и найти подход абсолютно к каждому – это огромный труд. Для того и изучаются методы мотивации, чтобы внедрить их в свою профессиональную деятельность, испытать каждый, возможно, даже придумать собственный, и, вероятнее всего, в использовании столь огромного разнообразия приёмов и способов удастся помочь в развитии учебной мотивации каждому из учащихся. Необходимо всегда помнить, что главное содержание учебной мотивации состоит в том, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они совершенствовались по собственному желанию, чтобы в дальнейшем обучение давало им лишь положительные эмоции. Младший школьный возраст – это начало становления учебной мотивации, от которого
во многом зависит её судьба в течение всей учебной деятельности.

    Диагностика уровня развития учебной мотивации у младших школьников

В ходе исследования был проведён эксперимент среди пятерых учащихся начальных классов.

Ввиду того, что опрошенные мною дети были разного возраста и к тому же обучались в разных классах, все они были очень не похожи друг на друга, но в качестве общих черт, можно выделить дружелюбность, искреннюю заинтересованность в задаваемых мною вопросах и предлагаемых анкетах.

 

Цель исследования: выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.

Анкета:

Учусь, потому что мне это нравится.

Учусь, чтобы не огорчать родителей.

Учусь, потому что заставляют родители.

Учусь, чтобы больше нового узнать.

Учусь, чтобы не отставать от одноклассников.

Учусь, чтобы потом устроиться на хорошую работу.

Учусь, потому что мне это интересно.

Учусь, потому что в наше время это необходимо.

Детям из данного перечня предлагается выбрать те пункты, которые соответствуют их желаниям и стремлениям.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Результаты анкетирования

Вопросы

Условные номера опрошенных школьников

Итоги

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

А

1

2

3

4

5

6

Учусь, потому что мне это нравится

+

+

 

+

+

4

Учусь, чтобы не огорчать родителей

+

 

+

+

+

4

А

1

2

3

4

5

6

Учусь, потому что заставляют родители

 

 

+

 

 

1

Учусь, чтобы больше нового узнать

+

 

 

+

+

3

Учусь, чтобы не отставать от одноклассников.

 

 

 

 

 

0

Учусь, чтобы потом устроиться на хорошую работу

+

 

 

+

+

3

Учусь, потому что мне это интересно

+

+

 

+

+

4

Учусь, потому что в наше время это необходимо

 

 

+

+

 

2

В таблице представлены ответы младших школьников, по которым можно судить о преобладающих мотивах учебной деятельности у каждого
из опрашиваемых детей.

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет выявить наиболее распространённые учебные мотивы детей младшего школьного возраста. К ним относятся такие мотивы, как:

учусь, потому что мне это нравится;

учусь, чтобы не огорчать родителей;

учусь, потому что мне это интересно.

В результате данного исследования можно выделить ведущие учебные мотивации, исходя из ответов опрашиваемых:

познавательная мотивация, которая характеризуется заинтересованностью в учебном процессе.

мотивация избегания неудачи также присутствует, так как учащиеся боятся получить плохую оценку, зная, что родители к этому отнесутся неодобрительно.

Выяснив, какие учебные мотивы преобладают, хотелось бы также выявить уровень развития учебной мотивации у младших школьников.

Для этого исследования был проведён тестсо следующей системой бальных оценок:

ответ ребёнка, позволяющий судить о положительном отношении к школе, оценивался в 3 балла;

нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному) – 1 балл;

ответ ребёнка, свидетельствующий об отрицательном отношении к школе, оценивался в 0 баллов.

Было установлено пять основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.

Такие дети очень добросовестно подходят к любому заданию, которое предлагает учитель, хотят его успешно выполнить. Им нравится учиться и получать новые знания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация, на которой учащиеся успешно справляются с учебной деятельности. Они не зависимы от требований и норм.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но она больше привлекает внеучебными сторонами, к которым относится общение
с одноклассниками и друзьями. Им нравится чувствовать себя учеником
с красивым портфелем и цветными ручками, но сам учебный процесс их мало интересует.

10-14 баллов – это низкий уровень учебной мотивации, характеризующийся отвлечениями на уроках на посторонние дела, желанием непосещать школу. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в учебной деятельности.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе. Детям, относящимся к этой категории очень сложно включаться в работу, общаться с одноклассниками, с учителем, выполнять домашние задания. Порой это перерастает в агрессивные реакции, когда учащиеся публично отказываются выполнять задания.

Тест:

Тебе нравиться в школе или не очень?

не очень

нравиться

не нравиться

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел(-ла) бы в школу или остался(-ась) бы дома?

не знаю

остался(-ась) бы дома

пошел(-ла) бы в школу

Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-то уроки?

не нравиться

бывает по-разному

нравиться

Ты хотел(-а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел(-а) бы

не хотел(-а) бы

не знаю

Ты хотел(-а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел(-а) бы

хотел(-а) бы

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

Ты хотел(-а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел(-а) бы

не хотел(-а) бы

У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Результаты данного теста представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Результаты тестирования

 

Условные номера опрошенных школьников

 № 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Результаты  опрошенных

 23                        балла

15 баллов

11 баллов

24 балла

18 баллов

По результатам тестирования мы можем выделить два преобладающих уровня учебной мотивации: хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе, но также среди опрошенных нашёлся ребёнок с низким уровнем учебной мотивации, с которым следует провести целенаправленную и систематическую работу.

 

Система упражнений, направленных на развитие учебной мотивации у младших школьников.

Учитель должен задействовать самые разнообразные типы заданий. Это вытекает из цели научить каждого из учащихся размышлять, анализировать, высказывать свои предположения, обобщать и делать выводы.

Эксперимент проходил лишь с одним учащимся 2 класса, который по результатам тестирования показал положительное отношение к школе, то есть школа ему нравится, но обучение мало интересует. Я рискнула сделать попытку в повышении учебной мотивации у этого ребёнка. В моём эксперименте было задействовано три методики:

использование проблемных ситуаций;

проведение дидактической игры: викторины;

применение практического метода.

Это способствует активизации мыслительного процесса и развитию положительной мотивации к познавательной деятельности.

Проблемную ситуацию можно создать на любом этапе урока. Я решила включить в свою работу несколько проблемных ситуаций, не зависящих друг от друга:

Ученику задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Скорее всего, ответ будет звучать таким образом: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует еще раз повторить ребенку вопрос, акцентируя внимание на словосочетании: «С помощью чего?» и предложить детям обратить внимание на доску, где будет изображено:

при у за

пере катился под

с вы

Нигде не указано, что вокруг слова «катился» – приставки. Повторяется вопрос. Когда прозвучит правильный ответ: «За счет приставок», предлагается при помощи данного изображения образовать слова и выделить в них приставки.

Перед учеником лист бумаги и ручка. Задается вопрос: «Можно ли записать одни цифры (числа) другими цифрами (числами)?» Задание: «Запиши двойку тремя пятерками». Если ребенок не может найти способа решения проблемы, наблюдатель подсказывает, что над данными числами можно совершать арифметические действия. В результате ученик приходит к решению этой проблемы и записывает: «2 = (5 + 5) : 5».

Перед учеником (на столе или на доске) помещаются рисунки разных растений (берёза, липа, брусника, подорожник, крапива, малина). Также рядом кладутся карточки с текстом о лекарственным свойствах этих растений. Задача ученика сопоставить картинки с текстами, но затруднение состоит в том, что карточек больше, чем рисунков, и ученику надо разобраться, что подходит, а что лишнее. И попытаться угадать, о каком растении говорится в лишней карточке.

Хотелось бы отметить, что при выполнении заданий проблемного характера у ученика возникали трудности, но он стремился решить их самостоятельно, без посторонней помощи. Следовательно, получилось поспособствовать возникновению познавательной мотивации.

Психологи утверждают, что в процессе игры внимание к познавательному содержанию начинает превышать над увлечением самой игрой, поэтому теперь она осуществляется на основе не только игровых побуждений и мотивов, но и учебно-познавательных интересов, которые возникли и развились в процессе игры.

Я провела викторину из самых разносторонних вопросов, за правильные ответы на 10 и более вопросов, я пообещала бумажный «смайлик», чтобы возник стимул:

Сколько ног у улитки? (одна)

Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? (30 км)

Седьмой месяц года? (июль)

Сколько ног у паука? (8)

Армяк, кокошник, фуфайка – что это? (одежда)

Пингвин – птица или нет? (птица)

Какая кукла является национальным символом России? (матрешка)

Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 легковых автомобиля
и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (один мотоциклист)

Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)

Если футбольный мяч подкинуть, он упадёт, потому что… (земля его притягивает)

Некоторых птиц мы видим в наших краях только летом или только зимой. Как называются эти птицы? (перелётные)

Что встречается в человеческом теле 32 раза? (зубы)

Кто лечит животных? (Ветеринар)

Что произойдёт, если золотую ложечку окунуть в уксус? (ничего)

Во время игры у ребёнка увеличилась активность, оживился взгляд, было огромное желание ответить правильно, чтобы получить «смайлик». Разумеется, были и неправильные ответы, которые мы совместно разбирали, потому что возникали вопросы у ученика. Поэтому стоит отметить, что познавательная мотивация возникла во время викторины.

На третьей нашей встрече я провела практическое занятие, на котором мы растворяли и выпаривали соль. Занятия, на которых присутствуют опыты, заинтересовывают детей, побуждают узнать, почему получилось так, а не иначе. Таким образом, расширяется кругозор и появляется мотивация не только сделать ещё какой-нибудь опыт, но и изучить физические явления.

Перед тем, как проводить опыт, я проверила знания ребёнка о соли и о воде. Мы с ним повторили технику безопасности и приступили к работе: сначала в стакане с чистой водой мы растворили соль, ребёнок знал и подтвердил свои знания о том, что соль растворяется в воде. Я спросила: «Можно ли эту соль вернуть обратно?». Немного подумав, ученик ответил: «Да, перелить в другой стакан». Мы это осуществили, но ничего не вышло. Затем, немного подумав, он сказал: «Можно попробовать фильтрованием». Через фильтр мы опробовали этот вариант, но соль не появилась. Но когда я над горевшей свечой начала держать ложку, в которую перед этим зачерпнула воды из нашего стакана, ученик был в недоумении. Он был удивлён, когда увидел, что на ложке после выпаривания осталась соль. Сразу же после опыта, он начал делать вслух выводы о том, что соль можно выпаривать. Восторгу не было предела. Затем он попросил провести ещё какой-нибудь опыт.
 После проделанной работы нами сделан вывод, что познавательная мотивация активизировалась, потому что при возникновении трудностей ребёнок увлечённо задавал мне вопросы. Кроме того, его родители сообщили мне, что после практического занятия, ребёнок в энциклопедии искал подобные физические явления и просил осуществить их на опыте.

Важность и значение всех этих упражнений заключается в том, что происходит осознание уровня собственных знаний, развивается познавательная активность, обеспечивается более прочное усвоение знаний.

 Анализ эффективности предложенной системы упражнений, направленных на развитие учебной мотивации у младших школьников

После проведённого эксперимента я провела повторное исследование, представляющее собой тестирование для выявления уровня развития учебной мотивации. Ввиду того, что занятий было проведено мало, чтобы судить о динамике развития учебной мотивации, но всё-таки результат после эксперимента и результат до занятий несколько отличаются друг от друга.

Первоначально у одного из учеников начальных классов после выполнения тестирования набралось 18 баллов, что свидетельствовало о положительной учебной мотивации, когда ребёнку больше нравится школьная атмосфера, общение с одноклассниками. Однако после совместного прохождения эксперимента, состоящего из трёх занятий, результат возрос
на 3 балла, потому что изначально на вопрос: «Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел(-ла) бы в школу или остался(-ась) бы дома?», - ребёнок ответил: «остался(-ась) бы дома», а после пройденных занятий ответ кардинально изменился и звучал таким образом: «Пошел(-ла) бы в школу».

Следовательно, уровень развития мотивации у младшего школьника переходит со стадии положительной школьной мотивации на хорошую школьную мотивацию, где ребёнок успешно справляется с учебной деятельностью, проявляет интерес к урокам и заданиям.

Естественно, после такой небольшой проделанной работы уровень мотивации у ученика начальных классов резко не изменится, так как для этого требуется постоянное применение различных методов и приёмов и желательно в школьной среде во время уроков и внеклассных занятий.

        Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Учебная деятельность младших школьников определяет их все остальные отношения с взрослыми сверстниками, отношения в семье и самооценка. Следовательно, в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности формируются основные психические процессы и свойства личности. А также через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития и социальной адаптации ребенка.

    Таким образом, используя традиционную парадигму воспитания, преподаватель являлся направляющим и контролирующим субъектом познания,  организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.  Для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Барышников Е.Н. /Полисистемное моделирование воспитательного процесса в образовательном учреждении. СПб АППО. 2015. (Научные школы Академии)

2.     Барышников Е.Н., Колесникова И.А. /О воспитании и воспитательных системах. СПб: Центр педагогической информации, 1996.

3.     Барышников Е.Н., Берсенева Т.А., Браун Т.П. и др.; СПб: СПб АППО, 2021-с. 152 (Научные школы Академии).

4.     Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А., /Введение в должность/Учебно-методическое пособие/ Санкт-Петербург: АППО, кафедра социально-педагогического образования, 2000.

5.     Борытко Н.М., Соловцева И.А., Байбаков А.М./ Педагогика: учеб.пос.для студ.высш.учебн.завед./под ред. Н.М. Борытко. М: Академия, 2011.

6.     Щекина О.А. /Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях новых образовательных стандартов: учеб.-метод.пос./под общей ред. О.А. Щекиной. СПб АППО, 2013.

7.     Щекина О.А. /Подготовка педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в условиях ФГОС: компетентностный подход: учеб.-метод.пос. СПб: СПб АППО, 2015.

8.      Берсенева Т.А. /Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции. СПб: СПб АППО, 2007.

9.      Мальчонкова А.Е. /Человек в киберпространстве/ презентация. СПб, 2022г.

10.  Мелетичев В.В. /Мотивационное обеспечение профессионального развития педагога// Проблемы современного педагогического образования/. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов.- Ялта: РИО ГПА, 2018.

11. Мелетичев В.В. /Мотивация в профессиональной деятельности педагога// Материалы международной научно-практического конгресса педагогов, психологов и медиков. «Мотивация. Путь к будущему»- Женева: Европейская ассоциация педагогов и психологов. «Science», 2016

12.  Педагогическая наука и ее методология в контексте современности // Под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001. С. 109. 4

13. Дементьева Е. А. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр /Е. А.Дементьева //Школьная педагогика. –2017. – №1. –С. 23-26.

14. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности: вопросы психологии, / А. К.Маркова; под ред. О.А. Конопкина. – Москва: Академия, 1980. – 67 с.

15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:пособие для учителя / А.К.Маркова.– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

16. Бухаркина, К.Л., Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / К.Л.Бухаркина,Е.С. Полат.– Москва: Академия, 2001.-582с.

17. Выготский Л.С. Педагогическая психология:учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Л.С.Выготский.– Москва:Академия, 2008. - 306 с.

Н.М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 3(33)/2021 Педагогическая наука и практика 118


 

Формирование и развитие у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации

Формирование и развитие у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1

Введение Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны

Введение Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны

Следуя принципу непрерывности «образование через всю жизнь», подтверждаем, что младший школьный возраст закладывает основы мотивации учебной деятельности, взаимообусловливает процессы социальной адаптации, познавательные процессы и др

Следуя принципу непрерывности «образование через всю жизнь», подтверждаем, что младший школьный возраст закладывает основы мотивации учебной деятельности, взаимообусловливает процессы социальной адаптации, познавательные процессы и др

Цель исследовательской работы:

Цель исследовательской работы:

Основная часть Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации

Основная часть Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации

Поддержка социальных инициатив обучающихся и учет их индивидуальных потребностей (гуманистическая парадигма воспитания)

Поддержка социальных инициатив обучающихся и учет их индивидуальных потребностей (гуманистическая парадигма воспитания)

Формирование и развитие компетенций в различных видах жизнедеятельности (традиционная парадигма)

Формирование и развитие компетенций в различных видах жизнедеятельности (традиционная парадигма)

Основные принципы полисистемного подхода к воспитанию : • принцип интегративности: современный воспитательный процесс неоднороден и представляет собой сложную противоречивую совокупность воспитательных процессов, каждый из которых…

Основные принципы полисистемного подхода к воспитанию : • принцип интегративности: современный воспитательный процесс неоднороден и представляет собой сложную противоречивую совокупность воспитательных процессов, каждый из которых…

Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении и требует от учителя более высокого уровня мастерства

Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении и требует от учителя более высокого уровня мастерства

Необходимо всегда помнить, что главное содержание учебной мотивации состоит в том, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они совершенствовались по собственному желанию, чтобы в дальнейшем…

Необходимо всегда помнить, что главное содержание учебной мотивации состоит в том, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они совершенствовались по собственному желанию, чтобы в дальнейшем…

Таблица 1 Результаты анкетирования

Таблица 1 Результаты анкетирования

Выяснив, какие учебные мотивы преобладают, хотелось бы также выявить уровень развития учебной мотивации у младших школьников

Выяснив, какие учебные мотивы преобладают, хотелось бы также выявить уровень развития учебной мотивации у младших школьников

Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-то уроки? не нравиться бывает по-разному нравиться

Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-то уроки? не нравиться бывает по-разному нравиться

Система упражнений, направленных на развитие учебной мотивации у младших школьников

Система упражнений, направленных на развитие учебной мотивации у младших школьников

Перед учеником (на столе или на доске) помещаются рисунки разных растений (берёза, липа, брусника, подорожник, крапива, малина)

Перед учеником (на столе или на доске) помещаются рисунки разных растений (берёза, липа, брусника, подорожник, крапива, малина)

На третьей нашей встрече я провела практическое занятие, на котором мы растворяли и выпаривали соль

На третьей нашей встрече я провела практическое занятие, на котором мы растворяли и выпаривали соль

Пошел(-ла) бы в школу». Следовательно, уровень развития мотивации у младшего школьника переходит со стадии положительной школьной мотивации на хорошую школьную мотивацию, где ребёнок успешно справляется…

Пошел(-ла) бы в школу». Следовательно, уровень развития мотивации у младшего школьника переходит со стадии положительной школьной мотивации на хорошую школьную мотивацию, где ребёнок успешно справляется…

Барышников Е.Н., Колесникова И

Барышников Е.Н., Колесникова И

Бухаркина, К.Л., Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /

Бухаркина, К.Л., Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2023