Формирование и совершенствование навыка чтения

  • docx
  • 18.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование и совершенствование навыка чтения.docx

         Не все читатели являются лидерами,

но все лидеры — читателями

Гарри С. Трумэн

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного  чтения волнует каждого учителя и всегда волновала меня, поскольку чтение играет   доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.

Формирование и совершенствование навыка чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения – это навык, которому учат, и то, с помощью чего учащийся учится. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. И фактором номер один является навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые.

Известные мне методы обучения чтению не давали возможности для решения возникших проблем. Это заставило искать новые подходы, что-то отклонять, а что-то накапливать в своём опыте. Я проанализировала, систематизировала данный материал и разработала методические рекомендации по совершенствованию техники чтения в начальных классах.

Некоторые мои рекомендации давно известны. Другие отличаются новизной. Но я не буду проводить деление на старое и новое, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Актуальность:

-при поступлении в школу теоретически все дошкольники должны знать все буквы и уметь читать, на практике же этого нет. Отсюда у детей может долго формироваться навык слияния слогов; затягивается период чтения по слогам

-чтение – один из основных способов приобретения информации, один из каналов всестороннего воздействия на школьника. Как особый вид деятельности, чтение представляет большие возможности для умственного, эстетического, речевого развития ребенка

-от техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание содержания вопросов и заданий, математических задач, прочитанных параграфов, то есть эффективное обучение ребёнка по всем учебным предметам

-от умения детей читать бегло, правильно, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Именно чтение определяет общее развитие человека и успешность его обучения далее

орма скорости чтения на «5» в 4 классе 90 слов в минуту, в «5» 100-110. Как сократить тот пробел в десяток слов? Еще нужно учесть, что между 4 и 5 классом летние каникулы, за которые техника чтения учащихся станет еще меньше.

Цель:

формирование читательской компетенции младшего школьника, для становления сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению и владеющего прочными читательскими  навыками, полноценно воспринимающего художественные и научно-познавательные тексты и позволяющего осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы.

Задачи:

1.             Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2.             Охарактеризовать упражнения, применяющиеся в начальных классах на уроках чтения, с точки зрения их эффективности в процессе формирования и совершенствования техники чтения.

3.             Систематизировать упражнения, ориентированные на повышение качества чтения младших школьников.

4.             Сформулировать методические рекомендации по совершенствованию техники чтения в начальных классах.

 

Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим — не терять приобретенные ранее навыки. Они  направлены на формирование познавательных, универсальных и коммуникативных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), осознанно читать вслух и про себя тексты учебников,  извлекать из них информацию.

 

 

Формирование УУД средствами литературного чтения.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6)формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7)формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Характеризуя навык чтения, принято называть четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение). На втором году  обучения – постепенное введение чтения про себя, на третьем и четвёртом году обучения – наращивание скорости  чтения и овладение рациональными приёмами  чтения.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Есть совет засекать 2 минуты, а полученный результат делить на 2. Это потому, что каждый ребенок индивидуален. Не все дети сразу включаются в работу.

«Медленное чтение, неумение читать приводит иногда к тому, что ученик тем более тупеет, чем больше обучается… Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку», - утверждал В.А.Сухомлинский. 

 Самое же умение читать он рассматривал не как простое «элементарное умение, а сложный умственный процесс» - это одна из самых сложных школьных проблем вообще.

Он считал, что уже в первом полугодии третьего класса учащиеся должны бегло читать со скоростью 110-120 слов в минуту, а в четвёртых – пятых классах – триста слов в минуту. Овладение навыками беглого чтения должно сводиться к тому, чтобы глаза схватывали, а сознание запечатлевало целые предложения, чтобы ученик мог оторвать взгляд от книги и закончить фразу по зрительной памяти. 

Зайцев В.Н. предложил следующую закономерность: если ученик к концу четвертого класса читает меньше 90 слов, то основная оценка, на которую он будет учиться в 5–11 классах это «три»; если 90–120 слов в минуту, то основная оценка будет «четыре»; если 120–150 слов в минуту, то «пять».

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, то есть в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. И именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Как показывает опыт работы, младший школьник, переходя в среднее звено, должен начитывать хотя бы максимум стандарта выпускника начальной школы: 90 слов в одну минуту.

Как же добиться подобного результата?

 Однако учитель должен знать специальные приёмы, направленные на отработку беглости чтения. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

 

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих заданий.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

1. Выполнение упражнений (Приложение 1)
Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой 

В цветочном магазине. 
Выдох со счетом. 
Медвежата.  В лифте
Ручка в зубах 

 2. Использование скороговорок (вместе):

а) Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

 Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

б) «Паровозик» Любую скороговорку (на месте или сцепившись в паровозик) произносить сначала медленно, затем ускоряясь, быстро.

          Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания или блоки находятся в папке у каждого учащегося. Дети читаются сначала хором их с доски или с места, а потом индивидуально жужжащим чтением.           

2.Чтение блоков (Приложение 2).
3. Чтение  сложных слов

Совместная работа. Для примера возьму всем известное стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» / «Литературное чтение», 3 класс,  учебник для общеобразовательных организаций, 1 часть, Москва, Просвещение, 2016, стр.90/ , которое наизусть знает каждый педагог.

Учитель записывает сложные слова на доске.

обветшалой                  приумолкла

запоздалый                   завываньем

старушка                       жужжаньем

Слова читают сначала цепочкой, потом хором.

Затем убирается часть слова в конце. Выглядит это примерно так:

обвет           приу

запоз           стар

завы            жужж

Учащиеся дочитывают слова так же сначала цепочкой, потом хором.

Перед чтением напоминаю, что так договаривать нужно не только данные слова, но и другие, смысл которых им понятен. Позже дети самостоятельно находят в тексте сложные слова и многократно читают их.

        4.С интересом дети выполняют  упражнения, направленные на восстановление слов и предложений на основе заданных комбинаций согласных букв.

Например:

1)Восстановите слова, в которых пропущены гласные буквы.

М - З - Й            Р - З -                  М - З - -К -

М - - К               Г - Л - С              П - Р К - Т

2)Вставьте пропущенные гласные и прочитайте мое пожелание.

- Ж - Л - -    В – М     СЧ - СТЬ -    -     - СП - Х - В    В      Л - ЧН - Й         Ж - ЗН - !

           5.Чтение текста с перемешанными буквами.

Текст с перемешанными буквами нужно читать только на большой скорости. Если читать такой текст по буквам, то, скорее всего, содержание останется скрытым. Если же скользить взглядом по тексту, то понимание будет на высоком уровне.

КОШКА И ЁЖИК

шриПли  дети  модой из леса и  ирпнесли м одой е жа  шоКка  руМка  цап  его  алпой Ёж ыбстро  япрстал  голову  и  аыстввил  свои  отсрые  илогки  околУла  окшка  лапу  и ушла  в  угол  Мрука  тсала  аизлть  лапу  а  на  ежа  не  ларесмот


        Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. 

Работу над правильностью чтения я начинаю со второго класса. На доске на каждом уроке чтения записаны часто употребляемые слова, написание которых не соотносится с произношением.

что                 она

чтобы            они

потому что    его

Так же отдельно записываются  слова, которые часто употребляются в изучаемом произведении  и слова, написание которых разительно отличается от произношения.

Рассмотрим это на примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» / «Литературное чтение», 2 класс,  учебник для общеобразовательных организаций, 1 часть, Москва, Просвещение, 2016, стр.33/. Уверена, что вы все его помните.

петушок                торопись

курочка                скорей

хозяйка                 бобовое

коровушка           подавился

хозяин                  собью

кузнец                  молочко

Каждая группа слов озвучивается учителем орфоэпически верно, а потом дети читают сначала цепочкой, затем хором. Это способствует тому, что уже к концу 2 класса почти все мои учащиеся читают текст целыми словами и с правильным произношением.

Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать».

(Коменский Я.)

Одна из главных задач при обучении смысловому чтению состоит в том, чтобы сформировать приемы понимания текста, которые ребенок сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Это позволит растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

Для развития смысловой догадки с момента перехода к чтению связных текстов я проводила упражнение "Угадай". В нем несколько последовательно усложняющихся вариантов. Для развития смысловой догадки при чтении убирались отдельные буквы, окончания, части слова, нижние части текста. Например:

Медок и холодок.

Аленка вылез_ _ из луж_ и сказа_ _:

-А вода до чего тепл_ _!

И побеж_ _ _ по ули_ _, по всем лужи_ _ _ и калужинк_ _. Таня бросил_ _ _ за ней. Они догон_ _ _ друг друга, шлеп_ _ _ босы_ _ ног_ _ _ по воде, подним_ _ _ весел_ _ брыз_ _, и смеял_ _ _.

Очень нравятся детям подбирать рифмы в стихотворении.

Что ж ты, мишка-ша…,

Перепачкал все …?

За обедом ба…

И кефиром ….

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Этого можно добиться используя следующие упражнения:

 ыбирать нужный темп чтения ( быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание)

-придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния

-ставить логическое ударение в предложении.

На примере отдельных предложений и скороговорок учу детей различать медленный темп речи, средний, быстрый и очень быстрый. Обращаю внимание детей на то, что при чтении и разговоре надо добиваться правильного, четкого произношения всех звуков. Сначала учимся находить паузу с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения, затем наблюдение и практические упражнения в постановке пауз между словосочетаниями в предложении. Например: смена мыслей, настроений - как простейший случай психологической паузы.

При выразительном чтении важным является умение пользоваться паузой и логическим ударением. при формировании этого умения учу ребят сначала слышать логические ударения в чтении учителя или товарищей, затем самостоятельно находить слово, которое следует прочесть с логическим ударением так, чтобы оно было ярко интонационно выделено. Часто провожу упражнения на анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла читаемого текста. Например:

Все вторит весело громам.

Все вторит весело громам.

Все вторит весело громам.

Все вторит весело громам.

Главное средство речевой выразительности - интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Чтобы после анализа произведения дети могли читать текст с правильной интонацией, провожу такие задания:

1.Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, ласку, страх, удивление, огорчение и т.п. ) в зависимости от содержания художественного произведения.

2.Работа в парах. Предложи товарищу прочитать предложения с высказываниями намерения (совет, сочувствие, восхищение) и дай оценку:

Не гони меня кнутом, а гони овсом.

У Фили были, у Фили жили, Филю же и побили.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.

В завершении хочу сказать, что продемонстрированный мной материал по данной теме лишь малая часть тех заданий и упражнений, которые предлагают разработчики программ по чтению, основываясь на результатах своих многолетних исследований, и простые педагоги, анализируя свой педагогический опыт. Ознакомьтесь с ними, применяйте их на уроках чтения. Их так много, что, применив их, каждый урок чтения не будет похож один на другой. Детям будет интересно. А интерес, как вам известно, является еще одним фактором для повышения быстрого правильного осознанного и выразительного чтения.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru