ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость в проведении систематического исследования образа жизни молодежи, в выяснении текущего состояния и факторов формирования здорового образа жизни студентов. Ключевым элементом педагогического подхода является раскрытие творческих способностей студентов, вследствие чего происходит укрепление мотивации к здоровому образу жизни и осознание ответственности за свой выбор и перед собой, и обществом в целом.
Ключевые слова: личностный потенциал, самовоспитание, самообразование, информированность, мотивация, здоровье.
В современной России значимой проблемой является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Причем в современных условиях, по мнению многих ученых и значительного количества государственных деятелей, ее решение лежит, скорее, в педагогической плоскости, а именно, связано с формированием и воспитанием здорового образа жизни молодежи. [1, 2, 4].
Важной задачей работы педагога является формирование и воспитание личной заинтересованности студентов в здоровом образе жизни. Однако, в современном обществе не редки семьи, в которых такой образ жизни, к сожалению, не стал нормой.
Кто — то ведёт малоподвижный образ жизни, поэтому развивается гиподинамия и как следствие преждевременное изнашивание организма. Кто-то не контролирует себя в еде и развивается ожирение, закупорка сосудов. Есть те, кто не может полноценно отдыхать, отвлекаться от производственных проблем и такой образ жизни приводит к развитию различных заболеваний, некоторые сталкиваются с проблемой пристрастия к алкоголю, курению, но всё же главная роль в сохранении здоровья принадлежит образу жизни человека, а не экологии или генетики. Поэтому необходимо формировать и воспитывать у студентов, прежде всего, ориентацию на правильные ценности, направленные на развитие внутреннего мира в гармонии с окружающим миром. В современном обществе педагог может помочь студентам сформировать и воспитать в себе подобные убеждения с помощью современных информационных технологий: просмотр фильмов с их последующим обсуждением, реферирование интернет-источников, подготовка мультимедиа презентаций. Основной задачей для сохранения здоровья должна быть работа самого человека (студента). Работа, осознанная и целенаправленная, когда другой образ жизни не представляется возможным, когда есть ответственность перед собой, семьёй, обществом за своё здоровье. Ведь в конечном итоге человек должен не лечить болезни, а стремиться творить здоровье. [1, с. 174]
Но как же сегодня относятся студенты к своему здоровью и здоровью окружающих?
Из опыта работы в ГБПОУ «Ясиноватском строительном техникуме транспортного строительства», по результатам проведенной диагностики можно сказать, что многие безответственно пренебрегают, самым ценным, что есть у человека — своим здоровьем. Такие студенты не видят потребности в сохранении здоровья, у них не сформировано поведение, способствующее этому. При этом такие студенты техникума не считают социально-опасной проблемой для общества в целом распространение наркотических средств и Вич-инфекции. Они не задумываются о проблеме в масштабах нации. Конечно, такое поведение идет из семьи и из окружения. И перед педагогом стоит нелегкая задача изменить установку в поведении таких ребят, показать значимость здорового образа жизни и для самого человека, и как профессионально необходимой личностной компетенцией будущего работника. Вследствие этого формирование и воспитание в установки на здоровый образ жизни у студентов техникума является сегодня, на мой взгляд, наиболее приоритетной задачей.
Данная проблема касается не только здоровья отдельного человека, семьи, но и определяет общенациональные интересы, уровень подготовки выпускников техникума как профессионалов. Поэтому возрастает роль воспитательной работы для развития полноценной личности имеющей и физическое, и психическое здоровье, личности способной адаптироваться к сложным социально — экономическим условиям, способной профессионально подойти к вопросу сохранения здоровья, и раскрыть свой творческий потенциал. Сегодня необходимо весь учебный процесс направить на формирование его соответствия со здоровьем, с возможностями и студентов и их семей и преподавателей. Важным посылом получения студентами знаний по вопросам ЗОЖ (здорового образа жизни), способствующим сохранению здоровья, на мой взгляд, является понимание своей низкой осведомленности в этой области. Поэтому крайне важно выяснить реальный уровень информированности студентов. Молодые люди легко воспринимают все новое, а вот о последствиях этого «нового», задумываются не всегда. И если нет устойчивых положительных ориентиров, то такой вакуум заполняется вредными привычками, разрушающими здоровье. Поэтому деятельность педагога должна определяться тем, как формируются навыки здорового образа жизни у молодежи, ведь от этого будет зависеть, насколько раскроется личностный потенциал человека во взрослой жизни.
Проводя занятия физического воспитания в группах по специальности «Сварочное производство», «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций» я изучала отношения студентов техникума к здоровому образу жизни. Большинство студентов считают свой образ жизни не вполне здоровым или не здоровым. Только 39 % студентов уверены в том, что их образ жизни положительно влияет на здоровье, а некоторые не смогли оценить свой образ жизни. Субъективный процент информированности студентов о здоровом образе жизни очень высок (97 %). Однако объективный процент (результат тестирования) гораздо ниже (53 %). Студенты информированы по вопросам личной гигиены и занятиями спортом; о положительном влиянии на здоровье отказа от вредных привычек и рациональном питании. Они так же знают о необходимости регулярного прохождения медицинских осмотров и предотвращения заболеваний. Около 44 % опрошенных студентов знают о влиянии на здоровье экологии и положительных эмоций, проинформированы о безопасном поведении и сексуальной культуре. Хочется отметить, что только четвертая часть опрошенных студентов отнесли к ЗОЖ все факторы вместе. В целом, показатель информированности о факторах здорового образа жизни составляет 53 %. Таким образом, завышена самооценка.
Студенты показали высокую степень знаний и правильную мотивацию к ЗОЖ, однако, у них низкий уровень ответственности за свое здоровье. Поэтому можно говорить о том, что большая часть студентов нуждается в продолжение работы по санитарному просвещению в целях создания и укрепления мотивации к здоровому образу жизни. Очевидно, что и с родителями студентов надо проводить подобную работу.
Из своего опыта работы в группах студентов по специальности «Сварочное производство», «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций» хочу отметить актуальность рассмотрения рисков проводимой работы по формированию ЗОЖ.
Риски |
Возможные последствия |
Меры по минимизации |
Проведение диагностики по выявлению установок на здоровый образ жизни и новых неблагоприятных факторов, разрушающих ценностные ориентации молодежи. |
Мероприятия воспитательной работы будут отставать от
запросов и задач воспитательной работы. |
Подбор или разработка доступных и понятных диагностических
методик. Комплексная диагностика. Консультирование педагогов и родителей. |
Недооценивание важности работы по формированию установки на здоровый образ жизни, психологическая неготовность. |
Некачественная работа со студентами, нарушение системы в работе, недостаточный уровень социального развития, снижение интереса родителей к деятельности учебной организации |
Консультирование, самообразование, участие в работе ПЦК,
изучение передового опыта |
Итак, необходимо учить студентов строить свое поведение в соответствии с требованиями ЗОЖ. Задача педагога — побудить студентов к работе по самовоспитанию, предложить конкретные образцы организации режима дня, двигательной активности, выработки осанки, научить рациональному питанию, умению контролировать свои эмоции, гигиене сна, зрения. А для этого надо увлечь ребят идеей охраны здоровья, показать важность собственной деятельности в этом направлении. Это трудно. Человек должен предъявить требования к себе. Но этому нужно учить студентов.
Из опыта работы хочется отметить, что эффективность результата повышают задания, развивающие творческую активность студентов. Это и проектная деятельность, и задания по самонаблюдению за своим поведением, самопознания и выявление вредных привычек, с последующим анализом, с целью найти причины, породившие несоответствие. Если можно — устранить их сразу, если нет, то стоит себе задать вопрос: «Не говорит ли это, о каких — то устойчивых недостатках моей воли, характера, личности? Можно воспользоваться приемами самовоспитания — задания самому себе. Содержание таких заданий нужно раскрывать в беседе со студентом. Еще один прием — самообязательства. Лучше, если обязательств будет немного, но студент их непременно выполнит, например, отучиться от привычки читать лежа или горбиться, или вести малоподвижный образ жизни. Обязательства могут быть и в коллективной форме. Таким образом, сегодня не требуется, как раньше только показывать вред и «запугивать» молодежь последствиями нездорового образа жизни, а необходимо формировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни, этого можно достичь через развитие творческих способностей студентов.
Список литературы
1. Ананьев А. С., Смирнова О. В., Ананьев Ю. С.
Формирование ценностей здорового образа жизни старших подростков //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С.
4106–4110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85822.htm.
2. Гребенников О. В., Толстик А. О. Формирование у учащихся ценностного
отношения к здоровому образу жизни // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 43–46. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56410.htm.
3. Здоровье, развитие,
личность / под ред. Г. Н. Сердюковой, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 2019. —
360 с.
4. Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс
социальной адаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.