Формирование информационно–технологической культуры студентов колледжа технических специальностей
Дикова В.Г., преподаватель
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О.Колычева»
Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов, вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной культуры будущего специалиста, актуализируя тем самым задачи ее формирования.
Информационная культура студента – совокупность знаний, умений, сформированных в ходе учебной деятельности общих и профессиональных компетенций, позволяющих эффективно искать, оценивать и использовать информацию, а также самостоятельно наращивать профессиональные и любые другие знания, востребованные повседневной жизнью.
Мы акцентируем внимание на информационно-технологической культуре, под которой будем понимать такую характеристику будущего техника по компьютерным системам, которая включает когнитивную, технологическую, личностную, коммуникативную компоненты.
Когнитивная компонента включает знание основ информатики и математики; знание уровня и направления развития компьютерной техники; знание аппаратной составляющей, возможных неисправностей компьютерных систем и приемов их устранения; знание общих принципов функционирования компьютерных сетей, программного обеспечения; знание квалификационных требований, предъявляемых к современному ИТ - специалисту.
Технологическая компонента включает умения применять различные информационные технологии, локальные и глобальные компьютерные сети для самостоятельного нахождения профессионально значимой информации и оперировать ею.
Личностная компонента включает в себя опыт работы с различными операционными системами, компьютерной техникой, опыт оценки текущего состояния информационных и коммуникационных технологий для прогнозирования своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Коммуникативная компонента является важной составляющей информационно-технологической культуры. Будущий техник по компьютерным системам должен обладать таким набором знаний, который позволил бы ему конструктивно сотрудничать с коллегами.
К сожалению, общее состояние информационной культуры учащейся молодежи вызывает серьезное опасение. С целью выявления уровня сформированности информационной культуры студентов нашего колледжа, мы провели тестирование среди студентов гр. 24, 34.
Структура тестового задания состояла из 4 разделов:
1. Информационные ресурсы общества. Информационная культура.
2. Основные типы информационно – поисковых задач и алгоритмы их решений в библиотеке и органах информации.
3. Аналитико – синтетическая переработка источников информации.
4. Новые информационные технологии.
В тестировании приняли участие 20 человек. На основе анализа было выделено три уровня сформированности информационной культуры студентов: низкий, средний и высокий. Низкий уровень характеризовал тех участников тестирования, которые дали менее 30 % правильных ответов, средний – не менее 55% и высокий от 80% и выше.
В результате тестирования были получены следующие результаты (см. таблицу).
Таблица
Тематические блоки |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Информационные ресурсы общества. Информационная культура. |
90% |
10% |
- |
Основные типы информационно – поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и органах информации. |
50% |
50% |
- |
Аналитико – синтетическая переработка источников информации. |
80% |
20% |
- |
Новые информационные технологии. |
20% |
70% |
10% |
Таким образом, в целом можно говорить о низком или, в лучшем случае, среднем уровне информационной культуры студентов ГБПОУ СО ЧГК им. О.Колычева. Поэтому очень важной задачей преподавателей и студентов является формирование информационной культуры в образовательном процессе.
Формировать информационную культуру студента можно на любой дисциплине, в том числе и на спецдисциплинах и МДК. Одним из эффективных способов формирования информационной культуры студентов является использование метода проектов.
Метод проектов позволяет органично интегрировать знания студентов из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Формирование коммуникативной компетенции является одной из основных целей обучения, а для того, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию, важно предоставить студентам возможность мыслить и решать какие - либо проблемы. Существуют исследовательские, творческие, ролево – игровые, информационные и практико-ориентированные типы проектов.
В качестве примера можно привести пример проекта на тему «Герои компьютерной революции». Студенты – программисты традиционно выполняют проекты в форме компьютерной презентации. Поэтому, при выборе формы представления проекта вопросов не возникло. После совместного обсуждения, студенты выбрали подтемы:
1. Билл Гейтс;
2. Компания «Microsoft»;
3. подтема посвящена создателям компании «Apple» Стиву Джобсу и Стиву Возниаку. Студенты разделились на творческие группы, и приступили к поиску информации по теме. На всех этапах преподаватель контролировал студентов, направлял их деятельность, а особенно на этапе поиска и обработки информации. После того, как вся информация была отобрана и систематизирована, студенты приступили к созданию презентации. Очень важно отметить, что результаты создания проектов могут использоваться в дальнейшем при изучении соответствующей темы в качестве наглядного средства обучения.
Работа над проектами вызывает интерес, так как студенты получают возможность реализовывать не только свой творческий потенциал, но и навыки профессиональной деятельности. Проектная технология может быть использована для приобщения молодого поколения к информационной культуре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.