Формирование исследовательских умений на уроках в начальной школе
Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка
Всем вопросы задает:
Почему на небе солнце?
Почему вокруг трава?
Почему дельфин не тонет?
И зачем вдруг ураган?
Почемучкам, почемучкам
Интересно все узнать,
Почемучки, почемучки
Это каждый из ребят:
Почему на юге жарко?
А на севере - мороз?
Почему у кошки лапы?
И зачем мартышке хвост?
Почемучкам, почемучкам
Нелегко на свете жить.
Почемучкам, почемучкам
Надо все успеть спросить:
Почему шумят деревья?
Почему журчит вода?
Почему девчонки плачут?
А мальчишки никогда?
«Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия».
Это слова Шумаковой Натальи Борисовны. доктора психологических наук.
Почему исследовательской активности учащихся придается столь большое значение? Ещё в дошкольном возрасте ребёнок проявляет интерес к окружающему миру: задает вопросы и хочет получить на них ответы. Став школьником, круг вопросов не уменьшается.
Любой поиск неизвестного начинается с возникновения у ребенка какого-то
вопроса, трудности, осознания невозможности что-то осуществить, т.е. с
проблемы. Мы называем этот ключевой этап мотивацией. Искусство педагога
заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые
обеспечат возникновение определённого рода вопроса или проблемы.
Новизна решения педагогической задачи
Стараясь выбрать наиболее эффективные формы и методы работы, мы сталкиваемся с вопросами:
- Как симулировать природную потребность ребёнка к чему-то новому?
- Как развивать способность искать новое?
- Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать выводы, давать определения понятиям, классифицировать?
- Как научить правильно, излагать и защищать свои интересы?
Цель исследовательской деятельности:
- стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи исследовательской деятельности, которые стоят перед педагогом:
1.Развивать у учащихся способность аналитически мыслить:
2.Познакомить с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
3.Обучить основам оформления работ.
4.Познакомить с основами применения информационных технологий
5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
В работе мы используем такие формы занятий
1. Игры-исследования
2. Игры-путешествия
3. Игровые моменты
4. Ролевые игры
5. Исследование со сказочным героем
6. Фантастические исследования
7. Конференции
Важно соблюдать следующие этапы исследовательской деятельности:
1. Сформулировать проблему исследования;
2. Выбор темы;
3. Актуальность;
4. Постановка цели и задач;
5. Гипотеза исследования;
6. Организация исследования;
7. Подготовка к защите и защита работы.
Для того чтобы сформировать исследовательские умения, необходим особый метод преподавания – метод открытия, метод исследования, который является моделированием в учебной деятельности естественного процесса познания ребёнком окружающего мира.
Занятие, построенное по законам методики исследования, представляет собой урок-систему. Для того чтобы открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок должен обладать особыми характеристиками, определяющими его содержательную и мотивационную целостность.
В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на любом уроке. Например:
1. Найди на рисунке только такие фигуры, которые понадобятся для составления зайчика и собачки, раскрась их.
2. Найди закономерность и допиши числовой ряд на два значения
10, 11,13, 16, 20, 25…, …
3. Сравни фигуры. Чем они схожи? Чем отличаются? (для сравнения предлагаются фигуры разного цвета и размера)
4. Реши задачу. У Пети было 7 тетрадей, он отдал Маше 3 тетради. У кого из ребят тетрадей больше?
5. Собери в круг только красные фигуры
6. Дорисуй звезду.
7. Укажи, что общего в каждой группе.
Начиная с первого класса, на уроках и в группе продлённого дня используем специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка.
1. Кляксорисование. В стране Кляксорисование все жители сделаны из клякс. И мы пробуем создать свои необычные предметы из клякс.
2. Игра - Весёлые фигурки. Все герои удивительные: квадратные слоны, овальные рыбы, круглые жирафы и другие. Они сделаны из разных геометрических фигур. Ребята, придумывают своих животных, используя геометрические фигуры.
(проводим выставку весёлых жителей.)
3. Игра - Знайка. Задание: найти отличия.
4. Игра - Звуковички. Всем участникам даётся задание перевести язык звуков на язык линий. Нарисуйте, как выглядит шелест листьев, шум волны, звон колокольчика, пение лягушки, шум грома. И другие…
Способы получения информации
Работа начинается с тренировочных занятий с классом. Эти занятия дают возможность каждого ребёнка познакомить с техникой проведения исследования. На уроках и в группе продлённого дня мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Например:
· посмотреть в книгах
· спросить у взрослого
· задать вопросы себе
· поиск в интернет - ресурсах
· понаблюдать
· провести эксперимент
Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения первокласснику тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, что нужно создать рисунок или схему. На первых порах посильную помощь оказывают родители. Они совместно с детьми делают подбор литературы, читают статьи по теме и готовят сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не велико -1-2 раза в триместр. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.
Также необходимо научить детей давать определения понятиям.
Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Ещё важно учить детей наблюдать.
Предлагаем упражнения на развитие внимания и наблюдательности:
1. Поставить перед детьми какую - либо из любимых ими вещей. Рассмотреть вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагается детям закрыть глаза. Убирается предмет, и учитель просит вспомнить и назвать все его детали.
2. Следующий этап упражнения - рисуем изученную вещь по памяти.
3. Другой блок заданий - парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
Знакомство с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание» осуществляются через коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.
Основные этапы педагогической технологии:
1 этап - организационный
- выбор темы
- постановка проблемы
- планирование
2 этап – реализации(основной)
- работа с различными источниками информации
- проведение собственных исследований
- обработка текстового, научно-графического материала
- коррекция промежуточных результатов
- оформление работы в соответствии с требованиями
3 этап – презентация (завершение работы)
- защита работы
- сопоставление целей и результатов
4 этап – рефлексивно – оценочный
В процессе исследовательской деятельности дети учатся:
Следует отметить, что при таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способности к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя.
Заключительный этап исследования – подведение итогов, рефлексия. На
данном этапе происходит своеобразный возврат к началу исследования, а точнее, к
проблеме и оценивается, в какой мере она решена, как осуществлялся поиск,
каковы были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано
обобщение.
На заключительном этапе (подведение итогов, рефлексия) дети учатся:
Применение
метода исследования обеспечивает творческое развитие ребёнка в процессе
приобретения новых знаний. Мы видим, что на уроке ребёнок находится в позиции
исследователя, самостоятельно делает открытия. Учащиеся знакомятся и умеют
оперировать необходимым «словарём исследователя» - такими понятиями, как
факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий.
Таким образом, мы видим что, на уроке-исследовании дети овладевают такими мыслительными и исследовательскими умениями, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.
Исследовательская деятельность – важное средство развития личности.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л. Н. Толстой)
Литература:
1. Одарённый ребёнок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлёва, М.: Просвещение, 2006.
2. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011.
3. Шумакова Н.Б. Психология одарённости: обучение младших школьников. Выпуск 3. М.: МИОО, 2005.
4. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.