Формирование исследовательских умений на уроках в начальной школе
Оценка 4.6

Формирование исследовательских умений на уроках в начальной школе

Оценка 4.6
docx
23.04.2024
Формирование исследовательских умений на уроках в начальной школе
Формирование исследовательских умений на уроках в начальной школе.docx

Формирование исследовательских умений на уроках в начальной школе

 

         Почемучки, почемучки,
        Любознательный народ!
         Почемучка, почемучка
         Всем вопросы задает:
         Почему на небе солнце?
         Почему вокруг трава?
         Почему дельфин не тонет?
         И зачем вдруг ураган?

 

         Почемучкам, почемучкам
         Интересно все узнать,
         Почемучки, почемучки
         Это каждый из ребят:
         Почему на юге жарко?
         А на севере - мороз?
         Почему у кошки лапы?
         И зачем мартышке хвост?

 

         Почемучкам, почемучкам
         Нелегко на свете жить.
         Почемучкам, почемучкам
         Надо все успеть спросить:

         Почему шумят деревья?
         Почему журчит вода?

         Почему девчонки плачут?
         А мальчишки никогда?

 

         «Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия».

 Это слова Шумаковой Натальи Борисовны. доктора психологических наук.

 

         Почему исследовательской активности учащихся придается столь большое значение? Ещё в дошкольном возрасте ребёнок проявляет интерес к окружающему миру: задает вопросы и хочет получить на них ответы. Став школьником, круг вопросов не уменьшается.

     

        Любой поиск неизвестного начинается с возникновения у ребенка какого-то вопроса, трудности, осознания невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Мы называем этот ключевой этап мотивацией. Искусство педагога заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат возникновение определённого рода вопроса или проблемы.

Новизна решения педагогической задачи

Стараясь выбрать наиболее эффективные формы и методы работы, мы сталкиваемся с вопросами:

- Как симулировать природную потребность ребёнка к чему-то новому?

- Как развивать способность искать новое?

- Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать выводы, давать определения понятиям, классифицировать?

- Как научить правильно, излагать и защищать свои интересы?

 

Цель исследовательской деятельности:

- стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

 

Задачи исследовательской деятельности, которые стоят перед педагогом:

1.Развивать у учащихся способность аналитически мыслить:

2.Познакомить с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

3.Обучить основам оформления работ.

4.Познакомить с основами применения информационных технологий

5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

 

 В работе мы используем такие формы занятий

1.     Игры-исследования

2.     Игры-путешествия

3.     Игровые моменты

4.     Ролевые игры

5.     Исследование со сказочным героем

6.     Фантастические исследования

7.     Конференции

 

Важно соблюдать следующие этапы исследовательской деятельности:

1.      Сформулировать проблему исследования;

2.      Выбор темы;

3.      Актуальность;

4.      Постановка цели и задач;

5.      Гипотеза исследования;

6.      Организация исследования;

7.      Подготовка к защите и защита работы.


         

 

  

 

       Для того чтобы сформировать исследовательские умения, необходим особый метод преподавания – метод открытия, метод исследования, который является моделированием в учебной деятельности естественного процесса познания ребёнком окружающего мира.

       

      Занятие, построенное по законам методики исследования, представляет собой урок-систему. Для того чтобы открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок должен обладать особыми характеристиками, определяющими его содержательную и мотивационную целостность.

 

В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на любом уроке. Например:

 

1.     Найди на рисунке только такие фигуры, которые понадобятся для составления зайчика и собачки, раскрась их.

 

 

 

 

 

 

 


2.     Найди закономерность и допиши числовой ряд на два значения

 

10, 11,13, 16, 20, 25…, …

 

3.     Сравни фигуры. Чем они схожи? Чем отличаются? (для сравнения предлагаются фигуры разного цвета и размера)

 


  

 

4.     Реши задачу. У Пети было 7 тетрадей, он отдал Маше 3 тетради. У кого из ребят тетрадей больше?

5.     Собери в круг только красные фигуры

 

 

 

 

6.     Дорисуй звезду.

 

 

 

 

7.      Укажи, что общего в каждой группе.

 

 

 

Начиная с первого класса, на уроках и в группе продлённого дня используем специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка.

 

1.     Кляксорисование. В стране Кляксорисование все жители сделаны из клякс.  И мы пробуем создать свои необычные предметы из клякс.

2.     Игра - Весёлые фигурки. Все герои удивительные: квадратные слоны, овальные рыбы, круглые жирафы и другие. Они сделаны из разных геометрических фигур. Ребята, придумывают своих животных, используя геометрические фигуры.

(проводим выставку весёлых жителей.)

3.     Игра - Знайка. Задание: найти отличия.

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Spot_the_difference.png

 

4.     Игра - Звуковички. Всем участникам даётся задание перевести язык звуков на язык линий. Нарисуйте, как выглядит шелест листьев, шум волны, звон колокольчика, пение лягушки, шум грома. И другие…

 

 

 

 

Способы получения информации

Работа начинается с тренировочных занятий с классом. Эти занятия дают возможность каждого ребёнка познакомить с техникой проведения исследования. На уроках и в группе продлённого дня мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Например:

 

·         посмотреть в книгах

·        спросить у взрослого

·        задать вопросы себе

·        поиск в интернет - ресурсах

·        понаблюдать

·        провести эксперимент

 

        Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения первокласснику тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, что нужно создать рисунок или схему. На первых порах посильную помощь оказывают родители. Они совместно с детьми делают подбор литературы, читают статьи по теме и готовят сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не велико -1-2 раза в триместр. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.

 

Также необходимо научить детей давать определения понятиям.

 

Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

 

Ещё важно учить детей наблюдать.

 

Предлагаем упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

1.     Поставить перед детьми какую - либо из любимых ими вещей. Рассмотреть вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагается детям закрыть глаза. Убирается предмет, и учитель просит вспомнить и назвать все его детали.

2.      Следующий этап упражнения - рисуем изученную вещь по памяти.

3.     Другой блок заданий - парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

 

      Знакомство с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание» осуществляются через коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.

 

 Основные этапы педагогической технологии:                

1 этап - организационный

- выбор темы

- постановка проблемы

- планирование

2 этап – реализации(основной)

- работа с различными источниками информации

- проведение собственных исследований

- обработка текстового, научно-графического материала

- коррекция промежуточных результатов

- оформление работы в соответствии с требованиями

3 этап – презентация (завершение работы)

- защита работы

- сопоставление целей и результатов

 4 этап – рефлексивно – оценочный

 

В процессе исследовательской деятельности дети учатся:

  •  формулировать исследовательские вопросы;
  •  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему.
  •   составлять план работы;
  •   вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации;
  •  использовать разные источники информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.п.);
  •  смысловому чтению;
  •  вести диалоги и решать проблемы в малых группах.
  •  осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • представлять найденную информацию различными способами (рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ доклад и т.п.).
  •  делать выводы и умозаключения

         Следует отметить, что при таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способности к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя.

 

            

       Заключительный этап исследования – подведение итогов, рефлексия. На данном этапе происходит своеобразный возврат к началу исследования, а точнее, к проблеме и оценивается, в какой мере она решена, как осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.
        

На заключительном этапе (подведение итогов, рефлексия) дети учатся: 

  • рефлексии способов и условий действия;
  •  осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности.
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.     

Применение метода исследования обеспечивает творческое развитие ребёнка в процессе приобретения новых знаний. Мы видим, что на уроке ребёнок находится в позиции исследователя, самостоятельно делает открытия. Учащиеся знакомятся и умеют оперировать необходимым «словарём исследователя» - такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий.
     

     Таким образом, мы видим что, на уроке-исследовании дети овладевают такими мыслительными и исследовательскими умениями, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

Исследовательская деятельность – важное средство развития личности.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л. Н. Толстой)

 

 

 

 

Литература:

1.     Одарённый ребёнок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлёва, М.: Просвещение, 2006.

2.       Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011.

3.       Шумакова Н.Б. Психология одарённости: обучение младших школьников. Выпуск 3. М.: МИОО, 2005.

4.       Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2014.


 

Формирование исследовательских умений на уроках в начальной школе

Формирование исследовательских умений на уроках в начальной школе

Новизна решения педагогической задачи

Новизна решения педагогической задачи

Для того чтобы сформировать исследовательские умения, необходим особый метод преподавания – метод открытия, метод исследования, который является моделированием в учебной деятельности естественного процесса познания ребёнком…

Для того чтобы сформировать исследовательские умения, необходим особый метод преподавания – метод открытия, метод исследования, который является моделированием в учебной деятельности естественного процесса познания ребёнком…

Дорисуй звезду. 2.

Дорисуй звезду. 2.

Способы получения информации

Способы получения информации

Основные этапы педагогической технологии: 1 этап - организационный - выбор темы - постановка проблемы - планирование 2 этап – реализации(основной) - работа с различными источниками…

Основные этапы педагогической технологии: 1 этап - организационный - выбор темы - постановка проблемы - планирование 2 этап – реализации(основной) - работа с различными источниками…

На заключительном этапе (подведение итогов, рефлексия) дети учатся: рефлексии способов и условий действия; осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности

На заключительном этапе (подведение итогов, рефлексия) дети учатся: рефлексии способов и условий действия; осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2024